Ту Би-Шват – новый год деревьев

Йеуда Векслер 10 февраля 2016
Поделиться

 

Ибо человек – дерево.

Дварим, 20:19.

Что, в сущности, особенно замечательного в деревьях?

Скажем правду: обычное дерево в обычное время не вызывает у обычного человека особого восхищения. «Виновата» в этом человеческая натура: ей чужд интерес к привычному, не выходящему за рамки будничной рутины. Все, с чем соприкасается человек изо дня в день, теряет для него очарование. Все, что привычно, для человека «слишком просто», чтобы возбудить его любопытство.

Однако мы, евреи, люди отнюдь не «обычные» и вспоминаем о деревьях, наших верных друзьях, довольно часто. Например, каждый раз, собираясь съесть фрукт, мы произносим благословение: «Благословен… творящий плод дерева». Тем самым мы не просто вспоминаем о дереве, а удостаиваем его чести принять вместе с нами участие в исполнении заповеди: поблагодарить Всевышнего за то, что Он создал плодовые деревья и снабдил нас такой прекрасной пищей, как фрукты. Наверное, само дерево тоже хотело бы вслух благословить своего Творца за свои плоды. Ведь известно из каббалы, что все создания по-своему славят Творца, только каждое – на своем языке. Но для нас дерево немо: мы не понимаем его язык, а оно не в состоянии сказать хоть что-нибудь на нашем языке. Однако дерево, без сомнений, радо тому благословению, которое мы произносим над его плодами, и в благодарность старается принести более обильный урожай.

НАШИ ДРУЗЬЯ – ДЕРЕВЬЯ

Что общего между человеком и деревом, если Тора приравнивает их друг к другу?

Прежде всего, заметим, что не только тогда, когда нам хочется съесть плод дерева, мы вспоминаем, откуда он взялся, где вырос. Есть в году особый день: пятнадцатый день месяца шват (сокращенно – Ту «Ту» – это буквы еврейского алфавита «тэт» и «вав», числовые значения которых – 9 и 6. Сочетанием этих букв и обозначается число 15 – сумма их числовых значений  би-шват), Новый год, Рош а-Шана деревьев. То, что у деревьев, как и у людей, есть Рош а-Шана, еще более укрепляет их дружбу.

Так почему же все-таки Тора говорит, что «человек – это дерево»?

Даже чисто внешне дерево похоже на человека. Крона – это его голова, ствол – тело, ветви – руки, корни – ноги. Тело, как и человек, дышит (посредством листьев), внутри тела-ствола циркулируют соки, обеспечивающие его жизнь так же, как кровь в человеческом организме. Наконец, ствол защищен снаружи корой – так же, как наше тело кожей.

А чем человек похож на дерево?

Прежде всего, своей «кроной» – тем, что он обладает своей «короной», то есть разумом, освещающим ему его путь. Человек, как и дерево, приносит благословенные «плоды»: заповеди, которые он исполняет, и добрые дела, которые он совершает в течение всей своей жизни. У человека, как и у дерева, тоже есть «корни»: в его семье, в его роде, в его народе. Как и для дерева, для человека чрезвычайно важна атмосфера, в которой он живет, – его окружение, духовная среда. Корни еврея – в Б‑жественной Торе, и так же, как дерево не может существовать без корней, еврей духовно гибнет, если, не дай Б‑г, он оторван от Торы и заповедей.

«ОРГАНИЗМ» ДЕРЕВА

Каждый вид деревьев отличается как по внешнему виду, так и своим предназначением, и веществом, из которого состоит. Самая заметная часть, «краса дерева», – его крона образована ветвями и их зеленым одеянием – листьями. У каждого вида деревьев своя крона: определенной формы и величины. Есть деревья с круглой кроной, напоминающей по форме шар, есть с пирамидальной, есть с овальной. И уж нечего упоминать о том, что у каждого вида деревьев своя форма листьев: об этом знают все. Каждый, увидев пучок листьев, напоминающих иголки, скажет, что они наверняка с хвойного дерева – ели, сосны или кедра. И также очень легко отличить листья клена от листьев дуба, а их – от листьев осины.

Листья – это очень тонкие и сложные «аппараты»; их функция не сводится только к тому, чтобы обеспечивать дерево воздухом, нужным ему ничуть не меньше, чем человеку. Кроме того, листья улавливают солнечную энергию и преобразуют ее в жизненно необходимое дереву «питание».

Есть также исключения: деревья совершенно необычной формы. Как правило, родина этих деревьев – края с особым климатом: тропики, или, напротив, Крайний Север, или знойная пустыня. К таким деревьям причисляются различные кактусы с колючками вместо листьев; и они тоже деревья, причем некоторые из них, несмотря на свой грозный, прямо-таки угрожающий вид, приносят вкусные, сочные плоды.

В США, в штате Калифорния, растут уникальные деревья, достигающие в высоту 13 метров; их листья, напоминающие по форме язык, образуют огромные пучки.

В маленьком государстве Белиз в Центральной Америке сохранились древние деревья гуанакасте. Во всем мире известно, что у них исключительно твердая древесина.

Ствол дерева – «тело» – главная его часть. Поскольку ствол выдерживает весь груз ветвей, листвы и плодов, его материал должен быть очень твердым – как состав костей в теле человека. Но вместе с тем, подобно человеческому телу, в стволе дерева есть и более мягкие ткани – его «плоть», – и аналоги кровеносных сосудов: по одним из них поднимаются вверх, к ветвям, листьям и плодам, соки и растворы минералов, которые корни высасывают из почвы, по другим – наоборот, спускается вниз от листьев вырабатываемое ими особое «питание» и распространяется по всему «организму» дерева. Уже упоминалось, что ствол дерева покрыт корой – как человеческое тело «одето» в кожу. Кора также разнообразна и соответствует видам деревьев, которым служит защитой. Есть деревья с тонкой, как бумага, корой, а есть такие, чья кора достигает нескольких сантиметров в толщину.

Различаются виды деревьев и цветом коры . У одних белая кора, у других – коричневая, зеленоватая, серая… Кора вишни, самшита и некоторых других деревьев отличается исключительной гибкостью, а есть деревья с очень твердой и ломкой корой. Или, например, у эвкалипта кора не растет вместе с деревом, а по мере роста ствола трескается и отваливается от него. А иные деревья имеют два вида коры: морщинистую на стволе и гладкую, даже скользкую, на ветвях.

ЛИСТЬЯ ВСЕГДА ХОТЯТ ПИТЬ

Корни растут гораздо быстрее, чем другие части дерева. Скрытые землей, они очень часто длиннее, чем ветви его кроны. Кроме того, что корни, как уже упоминалось, всасывают из земли воду и различные минералы, они служат для дерева чем-то вроде якоря, так крепко удерживая его на месте, что никаким ветрам не под силу повалить и унести его.

Между корнями и листьями дерева существует замечательное «сотрудничество»; его задача – обеспечить дерево всеми видами питания, необходимыми ему. Вода, которую корни всасывают из почвы, поступает ко всем частям дерева, в том числе к листьям – даже на самой вершине кроны. В организме человека функцию «насоса», втягивающего в себя кровь и затем распространяющего ее по всем частям тела, выполняет сердце. Именно благодаря его непрестанной работе поддерживается кровообращение. У дерева нет сердца, однако Творец снабдил его иным средством, выполняющим сходную функцию. Поскольку из листьев постоянно испаряется жидкость, содержащаяся внутри дерева, для ее восполнения листья вытягивают ее из ветвей, а через них – из ствола, а через него – из корней. Это настоящее чудо: ведь иногда листья находятся на очень большом расстоянии от корней! Можно сказать, что листья постоянно испытывают жажду и потому с силой тянут воду изнутри дерева к себе, наверх. Например, яблоня средних размеров нуждается в 18 литрах воды в час – что составляет 432 литра в сутки! А когда через листья жидкость, всосанная корнями из почвы, испаряется, все соли и минералы, содержавшиеся в ней, остаются в дереве. При помощи особого вещества, хлорофилла, листья поглощают солнечную энергию и преобразуют ее в энергию химических связей органических соединений. Эти соединения образуются из солей и минералов, задержавшихся внутри дерева. Так что жизнь всего дерева зависит от листьев, пожалуй, не меньше, чем жизнь человеческого организма – от сердца.

ЧТО ВАЖНЕЕ ЧЕГО?

Прочитав это, читатель вправе задать вопрос: что важнее – крона дерева или его корни?

Очевидно, корни. Ведь, кажется, ясно, что, если дерево обладает развитой корневой системой, его существование надежно обеспечено, и со временем у него обязательно вырастет и красивая крона. Вообще, может ли жить дерево без корней или со слабыми корнями, неспособными обеспечить его необходимой ему водой?

Выше уже говорилось, что аналог кроны дерева у человека – разум, и его мы назвали «короной» человека. Однако корона, в сущности, лишь украшение. Для жизни человека она не так уж необходима. Помните сказку о голом короле? Он вышел на улицу, увенчанный, правда, своей королевской короной, однако совсем без одежды – и как смеялись над ним! Человек, прежде всего, нуждается в одежде, а уж потом – в украшениях. Так и в духовном плане: самое главное, чтобы человек был «одет» в исполненные им заповеди и совершенные им добрые дела; они-то и есть его «корни», основы основ его жизни. Древесные корни, можно сказать, «неразумны»: они знай себе трудятся, прилежно исполняя свою работу во мраке, в толще земли, без всякого шума, не выставляя себя напоказ. Однако именно они обеспечивают существование и жизнь дерева – и его ствола, и его кроны, и его листьев, и его плодов. Так что результат работы корней возникает далеко не сразу, лишь спустя какое-то время, и, наверное, тогда корни сами гордятся тем, что они создали.

Вот так же должен вести себя человек: ему очень неплохо поучиться у корней. И следует знать, что прежде всего – дело. Его работа – служить Всевышнему, исполняя заповеди Торы, изучая ее и совершая добрые дела ради других людей. Самый лучший способ исполнения заповедей и совершения добрых дел – творить их втихомолку, без всякого шума, не привлекая к себе внимания. То, что делается во имя Небес, не нуждается в рекламе и не может быть поводом для гордости. А результат этих дел – то, что они поднимаются высоко-высоко в Небеса и вызывают ответный поток Б‑жественного света вниз, в этот мир, на всех людей и, в частности, на душу того, кто эти дела совершил.

В свете всего сказанного мы можем лучше и глубже понять слова великого таная (мудреца Мишны), рабби Эльазара, сына Азарьи: «Всякий, у которого проявления мудрости более многочисленны, чем деяния, – на что он похож? На дерево, у которого много ветвей, но мало корней: ветер подует и вырвет его с корнями и перевернет его кроной вниз. <…> Однако всякий, у которого деяния более многочисленны, нежели проявления его мудрости, – на что он похож? На дерево, у которого ветвей немного, зато корни – большие и многочисленные: так что пусть дуют на него все ветры в мире – не сдвинут его с места. О нем-то сказано: “И будет он словно дерево, посаженное у обилия вод, и к потоку пошлет свои корни; и не заметит, как придет зной, и лист его будет всегда свеж и зелен, а в год засухи не встревожится и не перестанет производить свой плод!” (Ирмеяу, 17:8)» (Мишна, Авот, 3:17).

Поделиться

«Человек – дерево полевое»

Приведенное Торой сравнение «Разве полевое дерево – это человек…» (Дварим, 20:19) дало основание нашим мудрецам признать, что проведение аналогии между деревом и человеком правомерно. Многочисленные примеры параллельного упоминания и сравнения человека с деревом в Писании подтверждают это.

Ту Би-Шват – не только лесопосадки

Пятнадцатый день еврейского месяца шват, знаменующего конец зимы и начало весны, – особый. В Мишне он называется Рош а-Шана ле-иланот, Новый год деревьев (Рош а-Шана, 1:1). В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам.

Ту Би-Шват и наши корни

По старой еврейской традиции число 15 записывается буквами «тет» и «вав», а читается это сочетание двух букв как «Ту». Таким образом, Ту бишват – это 15-й день месяца шват. Ровно середина месяца, полнолуние, долгота дня к этому времени года увеличивается более чем на два часа. Там, на родной заповеданной земле, кончился период дождей, почва подготовилась к новому урожаю. Все живое с Б-жьего благословения готово возродиться под солнечными лучами. И потому этот день называют также новым годом деревьев.