Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 16 мая 2017
Поделиться

<…> Больше всего меня порадовало, что Вы наконец решили назначить дату своей свадьбы. Во все времена, и особенно в нашем поколении, духовные лидеры были недовольны проволочками в этом вопросе, особенно в те дни, когда молодые были не совсем уверены, что смогут достаточно заработать. Между тем мудрецы однозначно утверждали: «Никто не может знать, как он будет зарабатывать на жизнь» Псахим, 54б.
. См. также «Священное послание» р. Шнеура‑Залмана из Ляд, начало 22‑й главы «Ибо все, из чего складывается жизнь человека, способен предсказать тот, кто обладает даром ясновидца, за исключением всего связанного с изучением Торы, и степени богобоязненности, &#91;по поводу чего может дать совет духовный наставник&#93;. Сказано: “Мудрецам не дано &#91;знать, как добывается&#93; хлеб &#91;насущный&#93;”».
. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 286)

 

<…> Не могу одобрить то, что, как Вы пишете, Вы решили отложить свадьбу, так как в настоящий момент не зарабатываете достаточно, поскольку, как говорили наши мудрецы, блаженной памяти, Всевышний посылает человеку пропитание благодаря заслугам его жены Йевамот, 62б; Бава мециа, 59a.
. <…>

(Игрот кодеш. Т. III. С. 60)

 

<…> В своем письме Вы написали о проблемах с поиском заработка сразу после того, как упомянули, что Ваша жена не покрывает голову.

Невозможно удивляться Вашим экономическим трудностям: ведь в «Зоаре» объясняется, что если жена покрывает голову так, как должно, то семья «удостоится всех благословений, свыше и снизу — богатства, детей и внуков». Наша Тора, которую называют Торой жизни, наставляет нас, как поступать, даже в наиболее тривиальных повседневных делах. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 326–327)

 

2 тамуза 5715 (22 июня 1955)

<…> Мне было приятно узнать из Вашего письма, что, хотя дела временно идут не так, как хотелось бы, Вы продолжаете жертвовать на благотворительность больше десятины. Это свидетельствует о том, что Ваша вера во Всевышнего не ослабла, и Он, в Свою очередь, не останется в долгу и щедро наградит Вас, так что вскоре Вы сможете убедиться в обоснованности своей веры.

В письме Вы упомянули о возможности заключить выгодную сделку с министерством, для которой, однако, Вам не хватает наличных. Опираясь на слова Талмуда, что деньги богобоязненных людей приносят удачу (Бава батра, 15б), посылаю Вам чек на 18 долларов, выписанный со счета фонда, основанного моим тестем, Ребе, благословенной памяти, чтобы Вы вложили его в свое дело.

Заработок и заповедь «плодиться и размножаться» В ХХ веке все больше еврейских семей стало ограничиваться минимальным количеством детей. В оправдание этой демографической политике нередко приводились (и приводятся) экономические соображения — недостаток средств, чтобы достойно содержать большую семью, дать всем детям образование и т. д. Считая эту тенденцию крайне опасной для еврейского народа, Ребе неоднократно возвращался к этой теме.

<…> Первое благословение, полученное человечеством, — «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и овладейте ею» (Берешит, 1:28). Для того чтобы «овладеть» ею, т. е. подчинить себе все разрушительные силы, необходимо в буквальном смысле «плодиться и размножаться» — иметь множество сыновей и дочерей, которых родители воспитают в соответствии с принципом «чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г‑сподень, творя добро и правосудие» Берешит, 18:19.
.

Каждый еврейский ребенок, пусть даже рожденный не в самом «скромном» доме Ребе имел в виду светские семьи, где не придерживаются правил скромности и законов семейной чистоты.
, — благословение для семьи и всего еврейского народа. Он никогда не будет «тяготой» для своих родителей — ведь это их сын, это их дочь! Всевышний, Который заботится и питает всех, возьмет на Себя обязанность обеспечить этого ребенка всем необходимым. Любой ребенок рождается обеспеченным всеми деньгами, необходимыми для его содержания и воспитания. А потому любые отговорки, что, мол, сначала надо обеспечить должный доход [а лишь потом заводить ребенка], суть доводы дурного начала, рядящегося в капоту и молитвенные облачения [для создания должного впечатления] Традиционная одежда религиозных евреев: капота — длинный черный сюртук; гартл — черный пояс‑кушак, которым хасиды препоясываются во время молитвы.
. Следует помнить, что так называемое «планирование семьи» приносит вред: все мы знаем примеры, что оно разрушает семьи, приводит к депрессии, визитам к врачам и т. д. Все это — следствие вмешательства в порядки, установленные самим Всевышним.

Величайшая заповедь, которую может исполнить еврей, — вести жизнь согласно Торе, ибо это путь к благословению в полном смысле этого слова. Ничто не портит жизнь больше, чем планирование семьи. Только Творец и Владыка мира может решить, сколько детей необходимо каждому человеку. Что же касается пропитания, то Всевышний щедро дает заработок только в том случае, если он пойдет на добрые дела. <…>

(Беседа от 17 сивана 5740)

 

<…> Сказано от имени Маарша Рабби Шмуэль‑Элиэзер Эйдельс (1555–1631) — крупный раввин, религиозный авторитет и духовный лидер еврейства Польши. Автор глоссов на Вавилонский Талмуд.
, что в наше время заработок еврея подобен ману — хлебу, падающему с неба. Соответственно, здесь нет места для естественных расчетов. То, что человек занимается разными делами, связанными с добыванием «хлеба из земли» Намек на первое благословение «Биркат а‑мазон» («Благословение пищи»): «Благословен Ты, <…> взращивающий хлеб из земли».
, — это всего лишь «оболочка», которая должна соответствовать естественным законам. Однако источником благосостояния служит благословение Всевышнего! Именно это должно быть исходной точкой всех расчетов.

Обычно человек беспокоится, что сначала он должен заработать достаточно денег, построить дом, приобрести одежду и т. д. и лишь затем может приступить к исполнению заповеди Творца «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю». Однако все вышеперечисленное — только «оболочки». Поэтому в первую очередь необходимо позаботиться о самом главном, о «хлебе небесном» — жить согласно Торе и позаботиться о том, чтобы родить сыновей и дочерей. Более того — земля и народ Израиля уподоблены шкуре оленя, которая растет вместе с его плотью Чем крупнее олень, тем больше площадь его шкуры.
. Поэтому даже если человек видит, что его сегодняшнего заработка недостаточно, чтобы обеспечить будущих детей, это ничего не значит. Заработок приходит вместе с ребенком и ради него. Более того, порой Всевышний изначально дает человеку щедрый заработок. Ибо Он рассчитывает, что человек поймет — это ради семьи и детей, которых ему предстоит произвести на свет! Что тот выдержит испытание — отбросит якобы рациональные расчеты, которые не что иное, как просто глупость, и поймет, что Всевышний дает ему сверх меры ради того, чтобы стало больше детей, которых он воспитает в духе Торы и заповедей. <…>

(Беседа от 10 швата 5741)

Свадебная церемония в общине «Серет Вижниц» Бней‑Брак.

 

<…> В Талмуде рассказывается, как ревностно еврейские женщины в Египте, с верой и упованием на Всевышнего, стремились увеличить численность народа посредством исполнения заповеди плодиться и размножаться. Они не пускались в рассуждение — мол, в свете указа фараона «всякого новорожденного сына бросайте в реку» Шмот, 1:18.
это бессмысленно. Талмуд также рассказывает, как пророчица Мирьям, тогда юная девушка, опровергла расчеты своего отца Амарама, и в результате родился Моше, спаситель Израиля ”Имеется только мальчиков — а ты запретил [рожать] и мальчиков, и девочек; фараон указал лишь в этом мире — а ты в этом мире и в Мире грядущем; фараон‑злодей — неизвестно, исполнится его указ или не исполнится, ты же праведник — твой указ несомненно исполнится, как сказано: ‘И что исполнить решишь, то сбудется у тебя’ (Иов, 22:28)”. Встал он и вернул жену; встали все и вернули своих жен» (Сота, 12а).
“]. Отсюда мы учим следующее: нельзя откладывать исполнение заповеди плодиться и размножаться из‑за беспокойства о заработке, поскольку Всевышний — Тот, Кто кормит весь мир. И хотя Он хочет, чтобы человек зарабатывал на жизнь как бы естественным образом, это также происходит по воле Творца. Поэтому, когда родители делают зависящее от них: заботятся о духовных вопросах, о душе ребенка, принадлежащей Всевышнему, и дают ему религиозное воспитание, не отказываясь от него из‑за денежных трудностей, — Всевышний, их третий партнер ”См. человека: Святой, благословен Он, отец и мать».
“], сделает Свою часть и обеспечит все, что нужно ребенку, — заработок, здоровье и т. д.

Расчеты, что и как будет, если родится ребенок, особенно когда мы находимся в изгнании, совершенно неуместны. Благодаря тому что еврейские женщины в Египте отбросили подобный ход мысли, родился избавитель Израиля. Поэтому рождение детей в наши дни важно не только для родителей, но и для Избавления всего народа Израиля. <…>

(Беседа от 25 ияра 5743)

 

16 адара 5747

<…> Сказано: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди них» Шмот, 25:8.
. «Среди них» означает — с каждым евреем. И хотя «небо и небеса небес не могут вместить Тебя» Млахим I, 8:27. , сердце каждого еврея, даже маленького ребенка, только появившегося на свет, способно вместить Шхину во всей ее славе. Отсюда мы учим, какая величайшая ответственность возложена на родителей каждого ребенка. Хотя воспитание ребенка нередко связано с большими трудами — что значат эти труды, если мы задумаемся, что в сердце маленького ребенка пребывает сам Всевышний? Отсюда мы также видим, сколько усилий нужно вкладывать в правильное воспитание… И каждый должен делать все, что в силах, чтобы исполнить заповедь плодиться и размножаться. Здесь решительно нет места беспокойству. Всевышний непременно позаботится об «обители», в которой Он пребывает, — о том, чтобы ребенок был здоров и обеспечен всем, что ему необходимо в физическом и духовном плане. Источник этих волнений — дурное начало, и было бы стыдно серьезно обдумывать его доводы. <…>

 

1 швата 5741

<…> Когда мы смотрим на то, что происходило в двух‑трех последних поколениях, мы видим воочию, что в семьях, полагающихся на Всевышнего, отношения между супругами, исполнение родительских обязанностей, заработок и атмосфера в семье гораздо лучше, чем в тех семьях, где руководствовались собственными расчетами, даже если у первых было гораздо больше трудностей, связанных с беременностью, рождением детей и их воспитанием. Поскольку это факты, а не оценки, спорить тут не о чем. Не нужно спрашивать раввинов или читать святые книги, достаточно взглянуть на поколение дедушек и бабушек, чтобы понять, что жизнь тогда была лучше, отношения крепче, а женщины действительно прекрасны. <…> 

Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Совершенно очевидно, что ни один еврей не имеет права тратить время, и уж тем более сердце и разум, на вещи, которые не только не помогают, но, напротив, с большой вероятностью помешают выполнению его священной миссии и предназначения. Одной из таких вещей является проведение нескольких лет в колледже и особенно в университетском кампусе.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Еще одно распространенное заблуждение — о важности обучения в колледже с экономической точки зрения. Статистика свидетельствует, что большинство выпускников колледжей со временем находят занятие или бизнес, не связанный непосредственно с тем, что они изучали в колледже. Вывод очевиден.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Не нужно оплакивать то, что уже произошло. Как Вы знаете, мудрецы подчеркивали, что человек должен жить «трудом своих рук», имея в виду, что голова должна быть свободной для более важных вещей. Поэтому, даже если бизнес требует интеллектуальных усилий, они должны быть минимизированы, дабы принцип «старайся, и преуспеешь» был реализован в духовной сфере.