Неразрывность материи и духа

Берл Лазар 12 июня 2017
Поделиться

самые болезненные явления современного мира — распространение преступлений и насилия в тех социальных группах, которые прежде считались защищенными от подобного рода негативных проявлений. То и дело мы слышим о перестрелках в университетских кампусах, о массовых драках в школах и колледжах, о преступлениях, совершаемых молодыми людьми из хороших семей. Их родители в недоумении разводят руками: «Наш ребенок был отличником, на хорошем счету у учителей, выходит, мы его не знали!»

Может сложиться впечатление, что брошен вызов традиционной системе воспитания. Ведь мы веками считали своей главной задачей дать детям лучшее образование — не только для того, чтобы они хорошо зарабатывали, но и чтобы вырастали интеллигентными людьми, отвергающими насилие. А теперь вроде и тут нет никакой гарантии?..

На самом деле проблема правильного соотношения образования и воспитания исследовалась нашими мудрецами тысячелетия назад. В наиболее емкой и афористичной манере ее сформулировал рабби Эльазар бен Азарья: «Без Торы нет морали — без морали нет Торы; без мудрости нет страха Б‑жия — без страха Б‑жия нет мудрости; без знания нет понимания — без понимания нет знания; без муки нет Торы — без Торы нет муки».

Главная мысль мишны: нельзя разделять материальную и духовную составляющие ни в процессе обучения, ни в практической жизни. Б‑г сотворил материю и дух нераздельными. И образование только тогда приносит добрые плоды, когда сопровождается правильным воспитанием и реализуется в праведных делах. Именно на этих основах веками строилась еврейская система образования, давшая всему миру так много нобелевских лауреатов и сравнительно мало преступников.

Давайте разберем положения мишны последовательно. Прежде всего, почему все утверждения приведены в негативе? Почему, к примеру, не сказано: «Если есть Тора — есть мораль»? В том‑то и дело, что поучение предостерегает нас от негатива: если чего‑то в образовании/воспитании недостает — считайте, вы не получите нужного результата! Если человек не учит Тору — у него не будет морали: он просто не будет знать, что можно, а чего нельзя. Но и обратное верно: если у человека нет морали — он не овладеет Торой, сколько бы ни учил. Он может стать профессором. Однако такие профессора, как мы помним, ставили эксперименты на живых людях в нацистских лагерях…

Нынешняя система образования основана на формальных критериях — отметках за знания и поведение. В отличие от нашей традиционной школы, она не уделяет сколько‑нибудь серьезного внимания формированию внутреннего мира подростка. И если семья перекладывает воспитательную миссию на школу — родители рискуют оказаться в ситуации, когда остается развести руками: «Мы его совсем не знали!»

Та же закономерность прослеживается в следующей паре: «мудрость» и «страх Б‑жий». Ребенок с самого раннего возраста получает огромные объемы информации, а система образования помогает сделать логически обоснованные выводы, то есть стать «мудрым». Но без «страха Б‑жия», без уважения к Создателю и Его заповедям эта мудрость с большой вероятностью пойдет во вред окружающим. Обратное тоже верно: отказавшись от образования, человек рискует просто не понять, чего от него хочет Г‑сподь.

«Без знания нет понимания — без понимания нет знания»: это о том, как рационально пользоваться возможностями образования. Знания мы получаем от учителей: без уважения к авторитету, своим умом человек ни к чему не придет, за отсутствием основ. Но и схоластически повторяя мудрость старших, он вырастет в лучшем случае начетчиком, не понимающим того, что говорит.

Наконец, поучение о муке и Торе. Это вовсе не аналог поговорки «голодное брюхо к учению глухо», как многие наивно полагают. В мишне говорится о «промежуточном продукте», о муке, а не о хлебе. Имеется в виду, что у человека уже что‑то есть в материальном плане, но он не считает это достаточным. Если он говорит себе: не буду учиться, пока не достигну полного материального благополучия, этого благополучия он не достигнет никогда. Тот же тезис можно понимать и в другом ключе: имея в виду под «Торой» не предмет изучения, а его практические результаты. Есть хасидская притча о враче, который изобрел революционный метод лечения и хотел помочь множеству людей: сначала он построил больницу, потом основал университет, где врачи изучали бы его метод, потом собрал деньги на завод, где изготавливались бы нужные медицинские инструменты… Так он и умер, ничего не успев доделать и не вылечив ни одного пациента.

Б‑г дал нам Тору, чтобы наша жизнь стала лучше. Тора не только свод знаний, это прежде всего образ жизни. Все, что есть в мире, существует в гармонии с Торой и составляет служение Б‑гу — подлинную цель нашей жизни. Образование и мораль, мудрость и Б‑гобоязненность, материя и дух поддерживают друг друга и помогают подняться выше. И когда они взаимодействуют, мы можем быть уверены: мы найдем путь к праведности и счастью. 

Поделиться

По праву и по справедливости

Существует особая группа людей, «правозащитники»: одни ведут борьбу за права женщин, другие за права заключенных, третьи за права мигрантов… И это замечательно. Одно «но»: нет единого понимания этих самых прав! Нынче ведь многие убеждены, что человек имеет право делать почти все, что хочет, а кто‑то и террористов готов оправдать, поскольку те, дескать, прибегают к насилию ради «неотъемлемых прав»!

Любить Б-га — ​значит любить человека

Все мы, разумеется, за справедливость, за права угнетенных, за толерантность к другим взглядам, другим культурам и обычаям. Но никакие возвышенные идеи не могут служить оправданием убийства. Где начинается кровь, там толерантность заканчивается. Убийца должен быть безжалостно изъят из человеческого сообщества.

Мишна для информационного века

Мы чувствуем, что на коммуникацию уходит все больше времени, а пользы, пожалуй, не слишком много… Обращаемся к нашим мудрецам за советом — и с удивлением обнаруживаем, что им эта проблема была знакома почти две тысячи лет назад, когда никаких технических средств передачи информации не было и в помине.