Интеллектуальные и эмоциональные силы

Злата Эренштейн 14 июня 2017
Поделиться

Продолжение. Часть I. Часть II

Отношения

Не успев появиться на свет, мы обнаруживаем, что находимся в отношениях в самом общеупотребительном смысле этого слова. Даже растения и животные находятся в отношениях с окружающей действительностью.

Однако, для того чтобы взаимодействия оказались успешными, каждому требуется подходящее окружение, чтобы иметь возможность процветать, развиваться и достигнуть максимума своих возможностей. Рыбы нуждаются в воде, цветы не растут без воздуха, света и солнца, хищникам нужны леса и джунгли.

Если бы у каждого из нас были идеальные жизненные условия, необходимые именно ему для удовлетворения своих потребностей, каждый смог бы прожить именно так, как ему было предназначено. Всем очевидно, что в природе у каждого биологического вида есть свои «представления» о том, что такое удовлетворение и осмысленная жизнь.

Поэтому жизнь рыбы не подходит уличному коту в Майами. Человек ни за что не согласился бы жить, как роза или дерево.

Растительная и животная жизнь

Если мы присмотримся к жизни растений и животных, то обнаружим интересный феномен: все необходимое для того, чтобы им вырасти, всегда «под рукой» в любой точке земного шара — и на суше, и на море.

Собаки, кошки, куры — словом, все домашние животные взрослеют в течение нескольких дней после рождения и могут сами позаботиться о себе. Среди живых существ человек — единственный, кто так долго зависит от своих родителей, и только ему приходится так тяжело трудиться ради пропитания. Кроме того, мы единственные, кто инвестирует, планирует, мечтает и управляет своей жизнью.

Почему же мы так отличаемся от всех остальных созданий? Кто‑нибудь из вас слышал, чтобы кот заказал специальное кресло, чтобы ему было удобнее работать за компьютером? Или о голубе, который решил переехать в другую квартиру, поскольку не согласен платить за съем так дорого? Или о рыбе, которой не хватает воды, чтобы плавать? А как насчет лошади или коровы, которой не хватает сена или травы и которая решила поесть вместо этого пиццы?

Действительно, мы похожи на животных: едим, пьем, спим, дышим, следуем своим инстинктам, ищем защиты и убежища от неблагоприятных погодных условий… Но от нас требуются колоссальные усилия, чтобы удовлетворить даже базовые потребности. Нам нужно много лет учебы, опыта и практических упражнений, чтобы обрести возможность улучшать качество своей жизни.

В то же время есть и другое свойство, присущее только нам, людям. Мы боремся за осуществление своей мечты и переживаем об этом. Только мы во всей природе обладаем способностью объяснить свои желания и надежды.

Если реакции животных предопределены инстинктами, наши реакции чаще всего носят эмоциональный или психологический характер. Мы чувствуем, что у нас есть потребности, которые надо удовлетворить, чтобы нам было хорошо. Если этого не происходит, мы ощущаем неудовольствие, чувствуем, что нам чего‑то не хватает. Такие ощущения мы не в состоянии вытерпеть и ищем любой способ удовлетворить свои потребности.

Установление границ

Наши потребности являются нашими пределами или границами. В некотором смысле они для нас — тюрьма, поскольку все мы пребываем в их плену и готовы на все, чтобы удовлетворить свои желания. Мы становимся упрямыми, агрессивными, порой даже прибегаем к угрозам и шантажу, готовы отвергнуть кого угодно и что угодно, если это противоречит нашим собственным правилам игры или ставит их под сомнение.

У каждого из нас есть границы, которые создают ощущение надежности и безопасности. Мы чувствуем, что сможем преуспеть и чего‑то добиться, только если попытаемся удовлетворить свои потребности в соответствии с собственной системой значений.

Мы чувствуем, что у нас есть потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы мы могли жить. В то же время они помогают нам не потерять то, что мы приобрели в жизни. Это те самые дефиниции, которые приносят нам самоуважение, позволяют ощущать благополучие, гордость, уверенность…

Однако, если наши потребности нас ограничивают, можно ли сказать, что они являются чем‑то хорошим, полезным для нашего здоровья? Или, может быть, удовлетворение собственных потребностей — это лишь то, что нам нужно, и надо признать это единственной реалистичной целью всей жизни?

Бааль‑Шем‑Тов научил нас секрету, который всегда срабатывает. Существует образ мысли, подходящий всем людям в любой жизненной ситуации.

Тора — образ жизни.

Прислушайся к тому, чему она учит, и ты найдешь все ответы на все вопросы, возникающие в любой жизненной ситуации.

Ноах до и после Потопа

В качестве примера Бешт приводил историю Ноаха и Всемирного потопа. Внимательно проанализировав этот рассказ и его сокровенный смысл, мы видим следующую картину: в ковчег вошли Ноах и его семейство, по семь пар всех кошерных животных и по две пары всех некошерных.

Ноев Ковчег Марк Шагал. 1943

Мы знаем, что Тора крайне немногословна и не прибегает к пространным объяснениям, если в этом нет необходимости. К примеру, все многочисленные законы субботы сведены к нескольким предложениям, все остальное — комментарии.

Поэтому было бы логично, чтобы в рассказе о животных Тора высказалась предельно лаконично. Между тем в тексте мы видим слова, которые могут показаться совершенно избыточными:

И из всякого скота чистого возьмешь себе по семи: самца с самкой, а из скота, который нечист, по два: самца с самкой.

Берешит, 7:2

 

Возможно, это объясняется тем, что Тора не хочет говорить ничего неприятного, а потому старается по возможности избегать негативных высказываний. К примеру, если человек постоянно опаздывает, можно сказать об этом более дипломатично — что такой‑то никогда не бывает в числе тех, кто приходит первым. Это будет проявлением большего уважения к человеку и послужит для него важным уроком.

Речь является неотъемлемой частью жизни, и Тора, помимо прочего, учит нас, где и как следует говорить.

Но в других разделах Торы мы видим ряд явных и недвусмысленных законов, определяющих, какие животные кошерны, а какие — нет. Почему же в этих случаях Тора не прибегает к избыточным словам, чтобы избежать высказываний, которые кому‑то могут быть неприятны?

Задумаемся на секунду об окончании рассказа о Потопе. Одна из причин, почему Ноах взял в ковчег семь пар кошерных животных, заключалась в том, чтобы он мог принести Б‑гу благодарственную жертву, чтобы возблагодарить Его за спасение от вод Потопа.

Когда Потоп закончился, он насадил виноградник и из выросшего вкусного винограда сделал вино, крепкий алкогольный напиток. Он устроил праздник и напился. Его сын Хам обнаружил отца лежащим в шатре в совершенно непотребном состоянии и поспешил сообщить об этом своим братьям:

 

И начал Ноах возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего. И увидел Хам, отец Кнаана, наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим на дворе. И взяли Шем и Яфет одежду, и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца своего они не видели.

Берешит, 9:21–24

 

Последний стих настолько неясен, что нужно обратиться к комментаторам, чтобы понять, о чем идет речь. Если Шем и Яфет не видели наготы отца, почему им было необходимо прикрыть его? Если они шли отвернувшись, как они увидели, что отец наг? 

Поделиться

Интеллектуальные и эмоциональные силы

Авраам был первым, кто открыл миру истинную веру. Упование на материальные, интеллектуальные или духовные силы он променял на веру в Б‑га. Он имел дело с обществом, очень напоминающим то, в котором мы живем сегодня. Современными идолами являются деньги, политика, социальные тренды, сила и т. д. Однако у нас всегда есть выбор. Мы можем преодолеть свою ограниченность, живя в соответствии с истинной верой — верой в Б‑га.

Интеллектуальные и эмоциональные силы

Для большинства из нас центральным элементом нашей жизни является вера в Б‑га: никто из нас не откажется от нее добровольно, чего бы это ни стоило. Однако, если вера так полезна и необходима, почему так много людей грешат, то есть нарушают волю Творца?