День пятый

Берешит

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы

Глава 4

  1. Лемех взял себе двух жен; одну звали Адá, а другую Цилá.
    וַיִּקַּח־ל֥וֹ לֶ֖מֶךְ שְׁתֵּ֣י נָשִׁ֑ים שֵׁ֤ם הָֽאַחַת֙ עָדָ֔ה וְשֵׁ֥ם הַשֵּׁנִ֖ית צִלָּֽה
    Раши
    Ибн-Эзра

    а лемех взял себе двух жен: одну звали ада, а другую цила.

    ויקח לו למך а лемех взял себе… — [писанию] не было необходимости излагать эту историю столь подробно, но это учит нас тому, что святой, благословен он, исполнил обещанное. он сказал: «…в седьмом [поколении] отомстится» каину см. также раши к берешит, 4:15. . породив на свет сыновей и произведя седьмое [от адама] поколение, лемех убил каина, о чем он сам [ниже] и говорит: «…человека убил я ранением моим…» и т.д. берешит, 4:23. .

    начиная со стиха 4:17 и до окончания следующей главы повествование прерывается «родословиями» — תולדות тольдот; следует перечень поколений человечества от адама до ноаха: «такой-то родил такого-то, а такой-то — такого-то». в этом же стихе «родословия» сменяются повествованием о семье лемеха. раши объясняет, почему тора внезапно меняет стиль изложения.

    שתי נשים …двух жен… — так обычно поступали в поколениях [живших до] потопа: одна [жена] — для деторождения, а другая — для соитий. ту, что [предназначалась] для соитий, [муж] поил зельем бесплодия. ее наряжали, словно невесту, и [муж] кормил ее лакомствами; а ее товарка была презираема и тужила, словно вдова. именно это и описывал иов: «откармливает бесплодную, которая не рождает, а вдове не делает добра» иов, 24:21. , — как это объяснено в агаде [из главы] хелек в дошедших до нас рукописях главы хелек талмудического трактата санѓедрин эта агада отсутствует. см. берешит раба, 23:2. .

    несмотря на это объяснение, ниже говорится о том, что цила, которая была второй женой лемеха и, согласно этому комментарию раши, получала напиток бесплодия, родила сына и дочь см. берешит, 4:22. . возможно, эти дети родились в результате непреднамеренной беременности, и зачатие произошло, несмотря на то что она выпила напиток. намек на это содержится во фразе: «а цила — и она также родила».

    עדה …ада… — эта [жена была предназначена] для произведения потомства. она [звалась ада,] потому что была противна [своему мужу] и отвергаема им. слово עדה ада переводится на арамейский как «отверженная» берешит раба, 23:2. .

    צלה …цила. — эта [жена была предназначена] для соитий. [она звалась цила] поскольку [имя ее созвучно слову צל цель — «тень», «сень», ведь она] все время находится в тени своего мужа. так сказано в агаде в берешит раба там же. .

    А Лемех взял себе двух жен : одну звали Адá, а другую Цилá.

    Одну звали Ада, а вторую Цила Не обращай внимания на толкования, которые дает именам собственным [Саадья] Гаон Толкования именам Ада и Цила давал не Саадья Гаон, а Раши. Но Ибн-Эзра невысоко ценил его комментарий и часто приписывал его мнения другим мудрецам. См. комментарий к Берешит, 28:10; 31:50; Шмот, 4:6 (длинный комментарий); там же, 7:12 (длинный комментарий). Мы благодарим д-ра Йеѓонатана Якобса за это замечание. , ибо если бы мы даже очень хорошо знали еврейский язык По мнению Ибн-Эзры, словарный запас иврита был гораздо большим, чем сохранившийся в Танахе. , откуда мы могли бы узнать обо всех событиях, ставших причиной появления имени, как [знаем] в случае с Моше См. Шмот, 2:10. и Иссахаром? См. Берешит, 30:16.

    О двух женах Лемеха рассказали наши древние мудрецы Берешит раба, 23:2. , и это простой смысл Писания. Они не желали совокупляться с ним, говоря: «Зачем нам быть с мужем, порождать детей, если те будут седьмым поколением [от Каина], и всякий сможет безнаказанно убить их?» См. выше, комментарий к стиху 15. Ведь отсчет поколений начался с Каина. И Лемех сказал им, что отсчет начался с Адама, и седьмым поколением является он, Лемех, а приговор уже отменен Ведь он, Лемех, жив и никак не наказан. ведь Всевышний долготерпелив и многомилостив.

    Слова «и сказал Лемех», как во многих других случаях, упоминавшихся выше См. второй комментарий к 2:8 — смысл. , означают «еще раньше сказал».

  2. Адá родила [сына] — Яваля; он стал родоначальником тех, кто живет в шатрах и [пасет] скот.
    וַתֵּ֥לֶד עָדָ֖ה אֶת־יָבָ֑ל ה֣וּא הָיָ֔ה אֲבִ֕י ישֵׁ֥ב אֹ֖הֶל וּמִקְנֶֽה
    Раши
    Ибн-Эзра

    и родила ада яваля: он был отцом живущих в шатрах со стадами.

    אבי ישב אהל ומקנה …отцом живущих в шатрах со стадами. — он первым начал пасти скот в пустынях, обитая в шатрах, — месяц на одном месте, месяц на другом — из-за кочевок со своим скотом. когда истощалось пастбище на одном месте, он переходил на другое и разбивал там свой шатер.

    а согласно агаде, [эта фраза означает, что] он строил храмы для идолопоклонства [поскольку слово מקנה микне читается подобно מקנא мекане — «вызывающий ревность, гнев»]. это подобно сказанному [у пророка]: «…[место] идола ревности, возбуждающего ревность — המקנה ѓамакне » йехезкель, 8:3. . и брат его также брал арфу и свирель см. берешит, 4:21. , чтобы играть для идолов берешит раба, 23. .

    в первом объяснении раши трактует слово אב ав — «отец» — как «родоначальник», «первый»: яваль первым начал пасти стада животных в пустынях. однако в писании отсутствуют ключевые слова для такой интерпретации: «пас» и «в пустыне». (а выше уже было сказано: «и стал ѓевель пастухом овец», поэтому раши подчеркивает, что яваль стал первым пастухом животных «в пустыне»). возможно, что из-за этой трудности раши приводит второе объяснение — мидраш, основанный на альтернативном понимании слова מקנה микне, согласно которому текст получает такое прочтение: яваль «строил храмы для идолопоклонства» ли-фшу­то шель раши. .

    И родила Адá Яваля : он был отцом живущих в шатрах со стадами.

    Отцом живущих в шатрах «Отец» значит также «первый», и от того же корня происходят слова эв («первый побег») См. Иов, 8:12; Шир ѓа-ширим, 6:11. и авив («первые колосья ячменя») См. Шмот, 9:31. Саадья Гаон в своем словаре Эгрон производит эти слова от омонимичного корня ав. .

    ОТЦОМ ЖИВУЩИХ В ШАТРАХАви йошев — это атрибут после атрибута Двойное сопряженное состояние. , как и «коль тофес (“все владеющие”) арфой» (стих 21).

    ОТЦОМ То есть учителем, ведь он основал это искусство.

    ЖИВУЩИХ В ШАТРАХ СО СТАДАМИ Сочетание йошев оѓель у-микне следует понимать [не как «живущий в шатре и стадах», а как] «живущий в шатре, и у него стада». Таковы сыны Кедара Бедуины. , живущие в шатрах.

  3. Имя его брата — Юваль; он стал родоначальником всех, кто играет на арфе и свирели.
    וְשֵׁ֥ם אָחִ֖יו יוּבָ֑ל ה֣וּא הָיָ֔ה אֲבִ֕י כָּל־תֹּפֵ֥שׂ כִּנּ֖וֹר וְעוּגָֽב
    Ибн-Эзра

    А имя его брата Юваль : он был отцом всех владеющих арфой и свирелью.

    Отцом всех владеющих арфой и свирелью Слова кинор и угав обозначают музыкальные инструменты, музыка же — это великая мудрость Поэтому ее основателя необходимо указать наряду с основателем металлургии. .

    ОТЦОМ ВСЕХ ВЛАДЕЮЩИХ Это общее название для всех изготовителей музыкальных инструментов и играющих на них. И искусство музыки прекрасно, ведь оно основано на порядке В «Книге о числе», 6 Ибн-Эзра пишет : «Искусство музыки прекрасно, ведь его порядок основан на порядке счета и на порядке измерений. Исследователи сказали, что оно уступает лишь знанию звезд и созвездий, поскольку музыка намекает на звуки небесных сфер». В средневековых энциклопедических сводах знаний подчеркивалась близость математики, музыки и астрономии как средств познания общей гармонии мира. Представление о «музыке сфер» было распространено начиная с античности и до эпохи Возрождения. .

  4. Цилá тоже родила [сына] — Туваль‑Каина; [он] обрабатывал всякие медные и железные орудия. А сестрой Туваль‑Каина [была] Наама.
    וְצִלָּ֣ה גַם־הִ֗וא יָֽלְדָה֙ אֶת־תּ֣וּבַל קַ֔יִן לֹטֵ֕שׁ כָּל־חֹרֵ֥שׁ נְח֖שֶׁת וּבַרְזֶ֑ל וַֽאֲח֥וֹת תּֽוּבַל־קַ֖יִן נַֽעֲמָֽה
    Раши
    Ибн-Эзра

    а цила — и она также родила туваль-каина, затачивающего все режущее медь и железо; а сестра туваль-каина — наама.

    תובל קין туваль-каин. — [имя туваль-каин означает, что] он совершенствовал ремесло каина. [слово] תובל туваль образовано от תבלין тавлин — «приправа». он доводил до совершенства ремесло каина, изготовляя оружие для убийц берешит раба, 23:3. см. также след. комм. раши. .

    как приправа — תבלין тавлин — улучшает вкус блюда, так и תובל קין тувалькаин улучшал и совершенствовал ремесло каина.

    לוטש כל חרש נחשת וברזל …затачивающего все режущее медь и железо… — он оттачивал ремесленные инструменты [для обработки] меди и железа. [это слово — לוטש лотеш –] подобно сказанному: «…[неприятель мой] заостряет ילטוש ильтош [в смысле — «вонзает в меня»] на мне свой взор» иов, 16:9. .

    слово חורש хореш является не [существительным] в форме פֹעֶל поэль, а [отглагольным причастием] в форме פועֵל поэль, поскольку оно огласовано камац-катан так раши называет огласовку цере. , а ударение в нем стоит на последнем слоге [— хореш — и буквально означает «режущее»]. иными словами, он оттачивал и отшлифовывал всевозможные инструменты [для обработки] меди и железа.

    согласно одному мнению, имеются в виду инструменты, предназначенные для обработки меди и железа сефер ѓа-зикарон. . согласно другому — инструменты, которые сами были сделаны из меди и железа мизрахи. .

    с точки зрения грамматики слово חורש хореш не может быть существительным, как קדש кодеш («святой») или חדש ходеш (месяц), чему раши приводит два доказательства. если бы было так, то 1) под второй корневой буквой слова в этой форме стояла бы огласовка сеголь; 2) ударение падало бы на первый слог, а не на второй. поэтому это слово является отглагольным прилагательным («режущее») и обозначает ремесленные инструменты, «режущие медь и железо» ѓаванат ѓа-микра. .

    слово לוטש лотеш означает «затачивающий», а חורש хореш — «обрабатывающий железо». стих вызывает удивление, может ли «точильщик» туваль-каин быть «обрабатывающим железо»? согласно раши, «работающий по железу» — это не обязательно человек, но и инструмент, которым обрабатывают железо. туваль-каин оттачивал инструменты, которые были предназначены для работы с металлом.

    נעמה …наама. — это [будущая] жена ноаха берешит раба, 23:3. .

    наама — это единственная женщина, имя которой упомянуто в «родословиях», где указываются только потомки по мужской линии. если бы она не была женой ноаха и в заслугу за свою праведность не удостоилась спастись вместе с ним и сыновьями от вод потопа, она не была бы упомянута в торе см. рамбан; беэр маим хаим; гур арье. .

    А Цилá — и она также родила Туваль-Каина, затачивающего все режущее медь и железо; а сестра Туваль-Каина — Наама.

    Затачивающего Слово лотеш означает «точильщик», как в стихе «лильтош (“оттачивать”) свои сошники» (Шмуэль I, 13:20).

    ВСЕ РЕЖУЩЕЕ МЕДЬ Здесь пропущено слово ави («отец»), потому что оно стоит в предыдущем стихе, так же как в стихе «Бог моего отца помог мне» (Шмот, 18:4) пропущено слово «сказал» Этими словами Моше объясняет имя своего сына. , потому что оно стоит выше (стих 3).

    НААМА Писание упомянуло ее Обычно Писание упоминает в родословных только детей мужского пола. , возможно, потому, что она была женой одного из детей Ноаха В Берешит раба, 23:3 сказано, что она была женой Ноаха. и выжила.

Поделиться
Отправить

Уроки Торы I. Берешит

В библейском описании сотворения мира поражает своей загадочностью одна деталь — свет, созданный раньше всего остального, созданный тогда, когда не существовало еще ни единого творения, способного им воспользоваться. Объяснение, данное нашими мудрецами, лишь добавляет таинственности, ибо они говорят, что первозданный свет был сразу же сокрыт и предназначен «для праведников в грядущем мире». Беседа Ребе разрешает это противоречие и объясняет, какое значение имеет рассказ о сотворении мира для каждого отдельного человека и для выбора им своего жизненного пути.

Убийца, страдалец, творец

Итак, Каин остался без земли, к которой был привязан; без родни, от которой вынужден уйти; без возможности исправить содеянное; без Б‑га, Который отвернулся от него. У него нет даже возможности погибнуть, потому что Творец заботливо оградил его от преждевременной смерти. Единственное, что у него осталось, — вечное, неизбывное чувство вины и раскаяния.