Не было праздников у Израиля, подобных Пятнадцатому ава

Александр Элькин 7 августа 2017
Поделиться

Праздник 15 ава возник в эпоху Второго храма, когда в годы правления Нехемьи было принято решение регулярно доставлять в храм дрова для жертвенника: «И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Б-га нашего, чтоб они горели на жертвеннике Г-спода, Б‑га нашего, по написанному в законе» (Нехемья, 10:35). Эти дрова доставляли в Храм девятью партиями, в строго установленные сроки. Первую партию приносили в Храм 1 нисана, а последнюю – 15 ава (Мишна Таанит, 4:5). В этот день и был установлен праздник, который Иосиф­ Флавий называл «праздником ношения дров» Иудейская война, 2:17:6. .

Согласно Мишне, доставка дров в святилище была мужским делом. Однако 15 ава стало праздником женщин, точнее, незамужних девушек, выходивших в этот день танцевать в виноградниках в своих лучших одеждах:

Сказал раббан Шимон бен Гамлиэль: не было праздников у Израиля, подобных пятнадцатому ава и Йом Кипуру, когда дочери иерусалимские выходят в белых одеждах, которые они одалживают, чтобы не вводить в смущение тех, у кого их нет. Каждую одежду обязаны окунуть в микве. Итак, дочери иерусалимские выходят и танцуют в виноградниках. И что они говорили? Юноша, подними глаза свои и посмотри – кого выберешь ты себе? Не засматривайся на красоту – обрати внимание на семью.

(Мишна Таанит, 4:8.)

Некоторые исследователи полагают, что этот обычай возник в связи с тем, что 15 ава в Палестине начинался сбор винограда, который заканчивался накануне Судного дня. Однако мудрецы Талмуда предложили несколько других объяснений.

Наиболее интересное объяснение принадлежит, на наш взгляд, Рабе бар Бар-Хане (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 121б): по его мнению, во времена Судей именно 15 ава мужчинам из колена Биньямина разрешили взять себе жен из других колен Израиля. Напомним, о чем идет речь. После того как жители города Гива, расположенного в уделе Биньямина, жестоко надругались над наложницей некоего проезжего левита, прочие колена объявили им войну. Сначала удача сопутствовала Биньямину, чья армия одержала две победы. Однако в третьей, решающей битве объединенные силы 11 колен нанесли ему сокрушительное поражение и, перебив всех женщин колена Биньямина, собрались в Масифе и торжественно поклялись: «Никто из нас не отдаст дочери своей сынам Биньямина в замужество» (Шофтим, 21:1).

Это угрожало тем, что одно из колен Израиля полностью вымрет. Однако евреи одумались (по мнению рава Йеуды, это произошло 15 ава) и даже нашли возможность решить проблему, не нарушая формально всенародной клятвы:

И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися – касательно жен, ибо истреблены женщины у Биньямина? И сказали: наследственная земля пусть остается уцелевшим сынам Биньямина, чтобы не исчезло колено от Израиля; но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Биньямину. И сказали: вот, каждый год бывает праздник Г‑сподень в Шиломе, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Бейт-Эля в Шхем, и на юг от Левоны. И приказали сынам Биньямина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках (Вавилонский Талмуд, Таанит, 30б) и смотрите, когда выйдут девицы шиломские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц шиломских и идите в землю Биньяминову; и когда придут отцы их или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне и вы не дали им; теперь вы виновны. Сыны Биньямина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них.

(Шофтим, 21: 16-23.)

Казалось бы, это объяснение настолько соответствует описанным в Мишне обычаям 15 ава, что на этом можно было бы остановиться. Мудрецы, однако, предложили еще несколько вариантов.

По мнению рава Йеуды, 15 ава Моше официально разрешил евреям брать жен из других колен. Произошло это, как он полагал, при следующих обстоятельствах. Приняв решение о том, что дочери умершего отца наследуют его родовой удел, Моше одновременно запретил им выходить замуж за представителей не своего колена: «И каждая дочь, наследующая владение из каких бы то ни было колен Израиля, кому-либо из рода отчего колена ее должна стать женою, – ради того, чтобы каждый из сынов Израиля получал в наследство владение своих отцов. И не будет переходить владение от колена к другому колену, так как к своему владению прилепится каждое из колен сынов Израиля» (Бемидбар, 36:8-9). Этот закон предваряется словами: «Сказано там же (Бемидбар, 36:6): “Вот что повелел Г-сподь дочерям Целофхада” (девушкам, получившим удел своего умершего отца)». Из этого рав Йеуда сделал вывод, что одновременно Моше разрешил всем остальным женщинам выходить замуж за евреев из других колен (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 121б).

Гипотезы других мудрецов и вовсе не связаны с темой отношений полов. Так, по мнению рава Дими бар Йосефа, в последний год странствования по пустыне к 15 ава умерли последние выходцы из Египта и народ Израиля получил право войти в Страну Израиля (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 121б).

По легенде, в течение всего времени, пока сыны Израиля были обречены находиться в пустыне, в каждый канун 9 ава Моше-рабейну отдавал приказ объявить в стане: «Идите копать!» – и все выходили, выкапывали себе могилы и на ночь ложились спать в них. Назавтра утром раздавался призыв: «Отделитесь, живые, от мертвых!» – люди вставали и обнаруживали, что 15 тыс. оставались лежать в могилах. В 40 году после исхода из Египта тоже сделали так, однако тогда из могил встали все. Многие заподозрили, что в отсчете дней месяца допустили ошибку, и, чтобы избавиться от сомнений, каждую ночь, вплоть до ночи на 15 ава, все ложились спать в могилах. Увидев же, что настало полнолуние, но никто не умер, поняли: счет дней был правильным и приговор Всевышнего исполнился полностью.

По мнению рава Уллы, 15 ава последний царь Северного царства Ошеа бен Эла убрал заставы, поставленные на дорогах, ведущих в Иерусалим, первым царем Израиля Иеровоамом, дабы его подданные не совершали паломничество в Иерусалим, оставшийся после раскола столицей Южного царства, Иудеи (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 121б). Благодаря этому его подданные впервые за много десятилетий получили возможность безбоязненно и легально посетить Храм, построенный царем Шломо. Впрочем, этот запоздалый всплеск благочестия не спас Северное царство: на девятый год правления Ошеа столица Израиля Шомрон была взята войсками ассирийского царя Саргона, который сровнял город с землей и переселил уцелевших жителей в другие провинции империи.

Наконец, по мнению рава Матены, праздник 15 ава был установлен в память о событии, случившемся уже после разрушения Храма. По легенде, император Адриан, подавив восстание Бар-Кохбы и взяв последний оплот повстанцев – крепость Бейтар, запретил евреям хоронить погибших и даже повелел разбить обширный виноградник и соорудить вокруг него ограду из тел убитых повстанцев. И лишь после смерти Адриана евреям было дозволено предать погибших земле. А произошло это, по мнению рава Матены, 15 ава (Вавилонский Талмуд, Бава батра, 121б).

Согласно Мишне, падение Бейтара стало одним из пяти трагических событий, постигших еврейский народ 9 ава (Мишна Таанит, 4:6). Таким образом, гипотеза рава Матены связывает воедино две главные даты этого летнего месяца.

Впрочем, эта связь незримо присутствует и во всех других объяснениях. Соответственно Талмуду, Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Напротив, все события, которые, по мнению мудрецов, произошли 15 ава, свидетельствуют о любви и единстве. Говоря языком каббалы, 15 ава – своего рода «исправление» предшествующей трагической даты.

Поэтому кажется несправедливым, что сегодня нет каких-либо религиозных обычаев и ритуалов, непосредственно связанных с этой датой. Тем более что, на наш взгляд, 15 ава – не только израильский ответ на День святого Валентина и смысл этого праздника гораздо шире.

(Опубликовано в №219, июль 2010)

Поделиться

Свадьба в «три недели»

Как следует поступить благочестивому ашкеназскому еврею, если его позовут на кошерную свадьбу, назначенную на конец тамуза? Можно ли ему присутствовать на такой хупе, и если да, то можно ли слушать музыку и участвовать в танцах, без которых не обходится ни одна еврейская свадьба?

Сила пророчеств

Весь период с 17 тамуза (когда в городской стене была пробита первая брешь) до 9 ава — тяжелое для еврейского народа время... Поколения, пережившие гибель Иерусалима, находились под большим впечатлением от этого рокового сочетания дат; они видели знак, знамение в том, что самые тяжкие бедствия происходили именно в тот день, когда согрешили их предки.