Исро: идолопоклонство, отступающее перед Б-жественностью

14 февраля 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Глава «Исро», повествующая о судьбоносном событии в истории на­шего народа, о даровании Торы на горе Синай, представляется одной из важнейших в Торе. И тем более уди­вительно, что в названии главы это событие не нашло отражения. Как же связано это событие с бывшим свя­щенником Исро, правителем Мидьяна, тестем Моше?

О связи Исро с дарованием Торы сказано в книге «Зогар». В ней ут­верждается, что пока Исро не при­знал Всевышнего, Тора не могла быть дарована. Как только он заявил: «Теперь узнал я, что Б-г выше всех божеств…» (Шмойс, 18:11), евреи смогли ее получить. Тора именует Исро «коэном Мидьяна». Это означа­ет, что он был уважаемым правителем Мидьяна, мидьянским священ­ником и «знал все виды идолопоклонства в мире». Таким образом, Исро символизировал собой власть и религию тех времен.

Можно попытаться объяснить, почему Всевышний ждал признания со стороны Исро. Когда такой чело­век пришел поклониться Б-гу, материализовалось в мире величие Б-жественной истины. Темнота, ставшая светом, и есть наибольший свет.

«Я — Б-г, Всесильный твой»

В этом заложена сущность даро­вания Торы. Дарованная на Синае людям, она существовала еще до этого. Как сказано в Талмуде, праот­цы учили Тору, ею занимались и в Египте. Что же означало дарование Торы? Народ Израиля получил воз­можность освятить материальный мир, перевернуть в нем все, что скрывало Б-жественную истину, превратить сокрытие в открытие Б- жественного света.

Когда Исро, символ тьмы, не толь­ко отвернулся от идолопоклонства, но и поклонился Всевышнему, этот про­цесс начался. Глава Торы названа его именем, ибо он символизирует наибо­лее важную цель ее дарования.

Вывод, который мы можем сде­лать из этой главы, ясен. Не следует полагать, что истинное служение Творцу невоз­можно в этом материальном мире. Напротив, преобразуя буд­ничное в святое, заставляя самые обыденные вещи служить Творцу, мы открываем свое сердце и ра­зум Торе.

Недостаточ­но того, чтобы атмосфера свя­тости пребывала в синагоге или ешиве. Этот свет должен осве­щать и нашу повседневную жизнь — дома, вне дома, во вре­мя работы, еды, сна. В преобразова­нии материального в святое и за­ключается выполнение главной це­ли дарования Торы.

(Опубликовано в № 82, февраль 1999)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Итро». Нация лидеров

Есть одна тема, общая для «Итро» и синайского богоявления, а именно: делегирование, распределение и демократизация власти. Один только Г‑сподь может править единолично. Эту тему вводит Итро. Он приходит к своему зятю и обнаруживает, что тот управляет народом единолично. И говорит ему: «Не хорошо то, что ты делаешь» (Шмот, 18:17). Это один из всего лишь двух случаев во всей Торе, где появляются слова «не хорошо».

Уроки Торы I. Итро

В интерпретации событий, связанных с Дарованием Торы, есть два момента, вызвавших спор между рабби Акивой и рабби Ишмаэлем. Расхождения в мнениях этих великих мудрецов вызваны глубинными различиями в их подходе к служению Б‑гу. Вот о чем они спорят: во‑первых, что ответили Б‑гу сыны Израиля, принимая Десять заповедей, и, во‑вторых, как понимать выражение Торы, что они «видели звуки (грома)», — видели ли они звук в буквальном смысле или же только слышали его?