Слово раввина

Совершаешь поступок — подумай о последствиях

Берл Лазар 18 июня 2020
Поделиться

После того как из печати вышел предыдущий номер «Лехаима», в прессе появились заголовки такого рода: «Главный раввин России утверждает, что коронавирус — это кара Б‑жья за грехи людей». Как говорится, хоть стой, хоть падай, потому что именно такого толкования мишны я всячески старался избежать. Увы, некоторые люди упорно предпочитают простые объяснения верным.

Впрочем, беда поправима, тем более что наша сегодняшняя мишна фактически продолжает предыдущую: «Хищные звери набрасываются на мир из‑за ложных клятв и осквернения имени Б‑жьего; изгнание приходит в мир из‑за идолопоклонства, кровосмешения, кровопролития и нарушения законов о седьмом годе. Мор усиливается <…> из‑за лишения бедных десятины и <…> ежегодно из‑за присвоения даров для бедных». Итак, та же проблема: «преступление и наказание». Но, наверное, легче будет разобраться в том, что такое «наказание», согласно Торе и поучениям наших мудрецов.

Верующий человек знает: в мире всё не случайно, а тем более такие события, как нашествие хищников, галут и эпидемии. Рамбам особо подчеркивает, что «вера в случайность — это жестокость»: если человек думает, что какие‑то вещи происходят случайно, он будет продолжать совершать ошибки вновь и вновь. А предыдущая и сегодняшняя мишна дополняют эту мысль: то, что происходит, не просто не случайно, но подчиняется принципу «мера за меру».

До сих пор все просто и понятно. Но делать из этого вывод, что та или иная беда — «кара Б‑жья», — значит не понимать самой сущности наказания. Б‑г не полицейский, Он не стоит на посту, чтобы ловить грешников! Наказание — это то, что человек сам навлекает на себя своим неправильным поведением. Если, например, человек неправильно питается, его организм обязательно будет страдать, — и это не «Б‑жья кара», а неизбежный результат ошибки самого человека. И наоборот, когда человек старается творить добро, жить лучше, это помогает ему избежать множества бед. Помоги себе сам — и Б‑г тебе поможет: подобные пословицы есть у всех народов мира.

Если же вернуться к тексту мишны, возникает вопрос: почему именно такие грехи приводят человеческий род к именно такому наказанию? Вроде бы они совершенно разные — по характеру и по важности, — а последствия наступают схожие…

Взять, к примеру, грех идолопоклонства. Понятно, что Б‑г не ревнует к идолу — что Ему идол?.. Но в том‑то и дело, что человек сам роет себе яму! Идол — творение человеческих рук: если человек начинает ему поклоняться, видеть в нем высший авторитет, значит, он соблюдает законы, порожденные его собственным воображением. Это полная противоположность религии — ведь для верующего человека определяющим является Закон, идущий от Б‑га. А если человек подчиняется собственному разумению, то он считает себя вправе решать, кому жить, а кому идти на смерть, кому помогать, а кто «перебьется». То есть либо он вообще не признаёт каких‑либо обязанностей, либо признает лишь те, которые сам придумал. И тут приходит «изгнание»: но это не Б‑г распорядился изгнать человека, это человек сам себя изгоняет из дома Отца своего.

То же с осквернением имени Б‑жьего. Дело не в желании «оскорбить Б‑га» — кто ты такой, чтобы Б‑г на тебя обижался! — а в том, что человек так проявляет неуважение к принципу своей ответственности за собственные решения. И когда он начинает творить что в голову взбредет, то пусть не удивляется, что его страсти, зачастую противоречащие друг другу, начнут раздирать его, как хищные звери.

Теперь относительно десятины и «подарков для бедных». Здесь мы подходим к оппозиции «закон от Б‑га — закон от человека» с противоположной стороны. По закону человеческому подарок — это то, что отдается добровольно. Подарил подарок — ты хороший человек, не подарил — так и не обязан. Тора же называет «подарками для бедных» то, что ты обязан отдать (часть урожая и т. п.). Это закон, это твой долг — и если ты этот долг не выполнишь, получается, что ты взял чужое: мишна недаром употребляет слово «гезель» — «присвоение», «грабеж». Ведь Б‑г дает тебе больше, чем необходимо, чтобы ты помогал другим. Не помогаешь — получишь лишь строгий минимум, и на дом твой «падет мор».

Мидраш рассказывает о еврее, чье поле давало 1000 пудов зерна, и владелец ежегодно отдавал бедным десятую часть. Однажды он решил, что 100 пудов на благотворительность слишком много, — и отдал 90 пудов. На следующий год получил с поля урожай 900 пудов… Он заупрямился и ежегодно стал снижать «подарок для бедных» — при этом каждый год снимал все меньший урожай. Тогда он пошел за советом к раввину, а тот объяснил: «Б‑г дал тебе 900 пудов, а другим 100. Но ты другим даешь меньше — и Б‑г считает, что и тебе нужно меньше». Еврей урок усвоил, начал отдавать десятину честно, и урожайность восстановилась.

Итак, наказание — это не решение Б‑га, а неизбежное следствие поступков самого человека. Но если человек признает свои ошибки и исправит их, он получит Б‑жье благословение, и жизнь его исполнится радости и покоя. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Почему лекарство горькое?

Недаром предыдущий Ребе говорил, что все беды, приходящие в этот мир, суть лекарства для нас. Они нужны, чтобы человек вернулся к Б‑гу. И горечь лекарства тоже не случайна. Если ребенку дать сладкое лекарство, он будет просить еще и еще. А получит горькое — постарается сделать все, чтобы впредь в лекарстве не нуждаться.

Важно ответить на вопрос, но еще важнее ответить человеку

Мудрые мы или невежды? Давайте посмотрим, что говорит мишна: «Семь качеств свойственны невежде и семь мудрому: мудрый молчит в присутствии более мудрого и старшего; мудрый не перебивает другого; он не торопится с ответом на вопрос; он спрашивает по существу и точен в своих ответах; сперва отвечает на первый вопрос, потом на второй и дальше по порядку; если он чего‑то не слышал, так и скажет — “не слышал”; признаёт правду. Противоположные качества свойственны невежде».

Соединяя природу с чудом

Как учат мудрецы Талмуда, Б‑г «посылает лекарство прежде испытания». Если начинается эпидемия, верующий человек знает: от нынешнего вируса, как и от всех предыдущих, есть способ исцеления. Но найти в природе это лекарство люди должны сами. Вера в Б‑га заставляет нас понять, как много в каждой ситуации зависит от нас самих, от нашего старания раскрыть тайны мира Б‑жьего.