Послания Любавичского Ребе

Шлах. «Отправь»

Текст подготовил Довид Карпов 19 июня 2020
Поделиться

«И Г-сподь сказал Моше:
«Отправь себе людей,
чтобы они разведали землю Канаанскую,
которую Я даю сынам Израиля…»
(«Бемидбар», или «Числа», 13:1)

 

Отправь себе — ступай себе

Хотя традиционно названием главы и даже целой книги служит первое значимое слово (в отдельных случаях — выражение), однако оно вовсе не носит случайный характер и раскрывает общую ее идею. Выражение «отправь себе» (шлах-леха), которое дало название нашей главе, созвучно с другим повелением: «ступай себе» (лех-леха), которое в свое время было адресовано Аврааму, как сказано («Брейшит», 12:1): «И сказал Г-сподь Аврааму: «Ступай из земли твоей, с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе».

Там тоже речь шла о том, что Авраам должен был, следуя указанию, отправиться в Канаанскую землю. Однако по существу эти указания различны. Если первое (лех-леха) было прямым указанием Всевышнего, более того, именно это обращение к нашему праотцу Аврааму-авийну сделало его совсем иным человеком, возвысив над остальными людьми его поколения. Поэтому Раши толкует «для себя»: «для твоего же блага» «Ступай себе» или «для себя», то есть для твоей собственной пользы и блага. Только там (в Канаанской земле) Я сделаю тебя великим народом, здесь же (в Харане) ты не удостоишься иметь сыновей. А кроме того, Я сделаю тебя известным во всем мире. (Раши) . Собственно, именно с этого момента, когда Всевышний обратился к Аврааму с повелением, на земле появился первый еврей (иври) — человек, который следует воле Творца, и является ее проводником в этом мире.

В нашей главе описан совсем иной случай, несмотря на некоторое сходство. Здесь, напротив, подчеркивается, что, несмотря на императивную форму, это не было прямым повелением Творца. «Ступай себе» в случае с Авраамом понимается как «ступай для себя» (леганаатха), то есть чтобы реализовать себя и выполнить свою миссию в этом мире, так как находясь здесь (в Харане), ты никогда не достигнешь истинного величия Хотя «формально» в случае с Авраамом речь шла о трех приобретениях: имуществе, потомстве и величии. Но на самом деле, истинное величие понимается в данном контексте как самореализация, когда человек исполнил свое предназначение в этом мире. . В нашей главе «отправь себе» толкуется как «на твое усмотрение». Всевышний не возражал, хотя прямого указания тоже не давал. Почему?

Дело в том, что по замыслу Творца еврейский народ должен был вступить в Канаанскую землю и овладеть ей чудесным образом, без человеческого участия. И, тем не менее, попытка следовать естественным путем и послать вначале разведчиков, не была Им отвергнута.

 

По воле Моше

Но если Всевышний принял и поддержал эту инициативу со стороны Моше как правильную и вполне уместную, то почему счел нужным отдать такое распоряжение? Ответ простой: заповеди предписывают то, что является волей Творца, а не то, что и без указания свыше было бы сделано, исходя из рациональных соображений и естественной необходимости. В данном случае необходимость разведать землю, которую предстояло завоевать и покорить (а вот это уже было прямым указанием), была очевидна. Таким образом, в этом указании не только не было необходимости, но даже более того, Всевышний сознательно предоставил нам возможность проявить себя и самим принять решение.

Человеку не возбраняется прикладывать свои силы и ум для скорейшего решения поставленной задачи и достижения цели. Важно то, что сама постановка задачи: в чем именно заключается твоя миссия и чего необходимо достичь, — зависит целиком и полностью от духовного лидера и не подлежит обсуждению. Зато пути осуществления этой миссии во многом зависят от самого посланника.

Таким образом, история разведчиков, которых направил Моше — классический пример миссии и поручения (шлихут), из которого можно извлечь важный урок. В данном случае разведчики были посланы Моше для вполне определенной цели: «разведать Канаанскую землю». И их главная ошибка заключалась вовсе не в том, что они стремились отговорить еврейский народ завоевывать Канаанскую землю, хотя это и было неправильно. А в том, что они претендовали на свое собственное мнение, отличное от мнения главы поколения — Моше. Вместо того чтобы направить все силы на выполнение задачи, которую поставил им Моше, как Иегошуа и Калев.

 

Создать вокруг себя Землю Израиля!

В нашей главе рассказывается о разведчиках, цель которых, как уже говорилось, состояла в том, чтобы облегчить в дальнейшем завоевание Канаанский земли. В наше время та же самая цель может быть достигнута иначе.

Один из близких родственников 3-го Любавичского Ребе, р. Цемах Цедека, однажды решил отправиться в Землю Израиля. Рабби Цемах Цедек ему на это сказал: «До того, как наступит время полного Избавления, когда все евреи соберутся в Израиле со всех концов земли, каждый еврей послан в то место, которое назначено ему великим Провидением, чтобы создать там свою маленькую «Землю Израиля». А что в духовном смысле означает «Земля Израиля» хорошо известно: это раскрытие Б-жественного присутствия в нашем мире посредством изучения Торы и служения в сердце — молитвой.

Создай здесь, вокруг себя, Землю Израиля, прежде чем отправиться на Святую землю».

 

Наши цели и задачи

У нас тоже есть своя цель и задача, которую поставил перед нами глава поколения — Любавичский Ребе. С того самого момента, когда предыдущий Любавичский Ребе провозгласил девиз нашего поколения: «От немедленного раскаяния (тшува) — к немедленному Избавлению (геула)». Этими словами была определена великая задача, которая стоит перед всем нашим поколением. Теперь абсолютно все, что делает еврей, включая повседневное выполнение заповедей и распространение еврейства и хасидской традиции, должно быть проникнуто единственной мыслью: способствовать скорейшему приходу нашего праведного Мошиаха!

 

Десять упрямцев

(Из беседы 28 нисана 5751 года)

Однажды Ребе обратился к своим хасидам с неожиданными словами: «Мы все кричим и кричим: «Ад мосай!» — «До каких пор!» Но если бы мы действительно кричали искренне, то Мошиах уже давно бы пришел. (…) Я сделал все что мог для того, чтобы Мошиах уже пришел. И я не знаю, что я могу еще сделать, чтобы это произошло.

Но есть еще одно, что я должен сделать. С этого дня я возлагаю на вас, своих хасидов, всю ответственность за то, чтобы привести Мошиаха немедленно, уже в эти дни. И пусть будет на то воля Творца, чтобы нашлось хотя бы десять упрямцев (акшаним), которые смогут заупрямиться и все-таки во что бы то ни стало добиться от Всевышнего, чтобы он послал нам Мошиаха уже сейчас. Как об этом сказано («Шмот», 34:9): «Ибо ты — народ упрямый, и Ты простишь наш грех, и наши заблуждения, и Ты сделаешь нас Своим наследием». И пусть Всевышний простит нас и немедленно пошлет нам полное Избавление уже в эти дни!

Цель, которая оправдывает средства

Однажды святой еврей из Пшисхе Святой еврей — так называли р. Якова Ицхака бен Ашера, ученика и преемника провидца из Люблина.  тяжело занемог. К счастью, на тот момент рядом с ним находился его учитель — провидец из Люблина (хозе ми-люблин), к которому он и обратился с просьбой помолиться за его выздоровление. Однако провидец поступил иначе, решив, что в данном случае его помощь должна заключаться в ином.

«Смотри, — обратился он к своему любимому ученику. — В нашей главе сказано: «Отправь себе людей, и разведают землю…» Что означает здесь уточнение «себе» или «для себя»? Приходит время, когда праведник заканчивает свое служение в этом мире, завершает свой жизненный путь и свою миссию (шлихут), и наверху решают забрать его душу. И в этом случае даже моя молитва ничего не сможет исправить и изменить. Но все это при одном условии: если он не найдет себе новых целей и задач в этом мире. Тогда ради этой новой миссии ему могут продлить жизнь. Судя по всему, ты исправил все, что должен был исправить, и поэтому твой срок истек. Найди себе новых учеников, которым ты будешь указывать путь служения, и ради них Всевышний продлит тебе жизнь».

Святой еврей так и поступил, и все произошло в точности, как предсказал провидец из Люблина. Оказывается, так все просто!


(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №441)

Поделиться

Уроки Торы I. Шлах

В главе «Шлах» мы узнаем о разведчиках, посланных Моше разузнать о земле Кнаанской. Десять из двенадцати, возвратившись, рассказали неутешительное: да, земля плодородна, но ее обитатели слишком сильны, а города их слишком хорошо охраняются, чтобы евреи могли их победить...

Уроки Торы I. Корах

В этой главе говорится о восстании Кораха и его сторонников против священнического статуса Аарона и его сыновей. Какова же была в действительности цель Кораха, если, с одной стороны, он выражал протест против всего института коенов (священников) или, по крайней мере, против того, чтобы такие люди обладали каким‑либо особым статусом, а с другой — из повествования ясно, что он сам стремился занять должность Первосвященника? Какой смысл в этих двух, на первый взгляд взаимоисключающих целях?