Опыт

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

Эдуард Шифрин 30 сентября 2020
Поделиться

Каббала информации о свободе выбора, цимцуме и физике пространства‑времени

Продолжение. Начало

 

Глава четвёртая. Научные теории обратной каузации

Итак, фиксация будущего и его влияние на настоящее являются процессами обратной каузации и возможны в модели этернализма (Блок Вселенной), в которой будущее так же реально, как настоящее и прошлое. Необходимо отметить, что в модели обратной каузации будущее не изменяет прошлое, а делает его таким, каково оно есть. Процесс обратной каузации никогда не был экспериментально зафиксирован и является предметом продолжающихся дебатов среди ученых и философов.

В 1956 году Макс Блэк выдвинул аргумент против обратной каузации, известный под названием билкинг‑аргумент. Суть его заключается в следующем: предположим, событие Б происходит раньше, чем событие А, и событие Б является следствием события А. Идея билкинг‑аргумента в следующем: если после того, как событие Б уже произошло, а событие А еще не произошло, и в результате какого‑либо вмешательства можно событие А отменить, то в этом случае событие А не может быть причиной события Б и обратная каузация отсутствует. Контраргумент заключается в том, что если событие А — реальная причина события Б, то событие А невозможно отменить никаким вмешательством.

В нашем случае это очевидно, поскольку пророчества Всевышнего не может отменить никто и ничто.

Макс Блэк

Несколько слов о механизмах обратной каузации. В физике причина каким‑то образом должна быть связана со следствием — либо путем переноса энергии, либо путем сохранения физических величин (таких как заряд, импульс, угловой момент), либо взаимодействием каких‑либо сил. Все эти взаимодействия, согласно современной теории, инвариантны относительно обратного течения времени. Таким образом одним из потенциальных механизмов обратной каузации является так называемая симметричная каузация, которая происходит обратно во времени. Альтернативным вариантом является ассиметричная каузация, производящаяся путем сигналов, распространяющихся со сверхсветовой скоростью. В 1970‑х годах обсуждалась возможность существования частиц‑тахионов, двигающихся со сверхсветовыми скоростями.

Существует несколько научных теорий обратной каузации.

1.Теория Уилера‑Феймана, или теория абсорбера. Основная идея теории в том, что источник электромагнитных волн и абсорбер электромагнитных волн излучают их в прямом и обратном направлении во времени. Экспериментально теория не подтверждена.

2. Тахионы — частицы, движущиеся со сверхсветовыми скоростями. Также не обнаружены.

3. В квантовой механике: нобелевский лауреат Ричард Фейнман выдвинул идею, что электрон может двигаться в обратном направлении во времени и в этом случае будет являться позитроном. Также он считал возможным, что во Вселенной существует только один электрон, движущийся вперед и назад во времени. Теория экспериментально не подтверждена.

Существует теория обратной каузации, описывающая состояние запутанности двух квантовых частиц. Напомним о понятии «квантовой запутанности»: если два фотона вылетают из одного источника в противоположные стороны и разлетаются на расстояние вплоть до размеров Вселенной, то измерение поляризации одного из фотонов мгновенно фиксирует поляризацию второго фотона — вне зависимости от расстояния между ними. Данный факт подтвержден многочисленными экспериментами. В современной науке существует три возможных объяснения этого явления: передача сигналов со сверхсветовыми скоростями (не обнаружены), некая система со скрытыми переменными (неизвестна), манипуляция свободой выбора людей, производящих измерения. Как это ни странно, именно последней точки зрения придерживается голландский физик Герард Хоофт, нобелевский лауреат, автор голографического принципа.

4. Ученый Коста де Борегард предложил обратную каузацию как объяснение квантовой запутанности, однако данный факт также не имеет экспериментального подтверждения.

Каббала информации исключает обратное течение времени, поэтому, с нашей точки зрения, все вышеприведенные научные теории обратной каузации неверны.

 

Глава пятая. Информационное пространство и свобода выбора

Информационное пространство

Как уже было сказано, в специальной теории относительности Эйнштейна эволюция объекта описывается «мировыми линиями» в системе координат «пространство‑время».

Очевидно, что эволюция человека описывается не только его координатами в пространстве и времени. Понятие эволюции человека очень обширно: в него входят наши отношения со Всевышним и людьми, наши знания. Поэтому описание эволюции человека в пространстве‑времени является неполным, и необходимо определить то пространство, которое полностью описывает эволюцию человека и всего Творения.

Вспомним основные положения каббалы информации:

1) В начале Всевышний сотворил информацию, и больше Он ничего не творил, а только формировал и конкретизировал ее.

2) Все Творение, включая человека, является иерархией информационных миров и представляет собой единое информационное пространство.

На основании этого мы считаем, что эволюцию человека и вопросы, связанные со свободой выбора, можно рассматривать только в рамках единого информационного пространства, для которого пространственно‑временные измерения являются лишь малой частью всех имеющихся измерений.

Факт существования информационного пространства может быть выведен из описания начального акта Творения — цимцум. Понятие цимцум было сформулировано одним из величайших каббалистов, Аризалем, и описано в книге «Эц‑Хаим» авторства его ученика рабби Хаима Виталя. Приведем цитату: «Знай, что перед тем, как любые эманации были эманированы и любые творения сотворены, был один простой трансцендентный свет, который наполнял все существование. Не было пустого «места» или пустого «пространства» или пустоты. Вся реальность была наполнена этим простым Бесконечным Светом (Ор Эйн Соф). Не было категории «начала» и категории «конца». Все было единым, простым, недифференцированным, повсеместным и униформным, Бесконечный Свет, называемый Ор Эйн Соф.

Семь дней творения. Первый день

Когда в Его простой Воле возникло желание создать миры и эманировать эманации, чтобы выразить совершенство Его действий, Его имен и Его атрибутов — что на самом деле являлось целью сотворения всех Вселенных… Он сжал Его бесконечную сущность от центральной точки Его бытия, то есть от самого центра Его Света. Таким образом Он сжал свой Свет, удалив его от центральной точки, оставив свободное пространство и пустоту… Это было «местом» для всего того, что должно было быть эманировано, создано, сформировано и завершено. Потом Он излучил простой прямой луч из Его бесконечного окружающего света в пустое пространство. Этот луч опускался постадийно в пустое пространство. Но не полностью вниз до оконечности света Эйн Соф. В этом пустом пространстве Он потом эманировал, создал и сделал все миры. Через этот луч, который является как будто сжатым каналом, трансцендентный свет Эйн Соф распространяется и течет вниз во Вселенные, которые находятся в этом пустом пространстве».

С точки зрения каббалы информации, образование пустого пространства трактуется как сокрытие информации о Всевышнем и появление информационного пространства, о котором мы и будем говорить в дальнейшем.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

Принципиальное отличие каббалы от науки — рассмотрение каббалой всего Творения целиком, где частью является наша Вселенная. В дополнение к рассмотрению взаимодействия субстанций Вселенной между собой каббала рассматривает закон, согласно которому эти субстанции существуют и управляются Всевышним. Мы осуществляем право выбора в Творении — и не свободны от его законов. Поэтому мы должны понимать эти законы, чтобы понять принципы выбора. С этой целью нам следует обратиться к Торе, пророчествам, каббале информации и физике пространства‑времени.

Из чего состоит всё

Одним из принципиальных отличий каббалы от науки является то обстоятельство, что наука рассматривает только нашу Вселенную, а каббала охватывает все Творение, в котором наша Вселенная — лишь одна из частей. Соответственно, наука рассматривает взаимодействие сущностей нашей Вселенной между собой, а каббала, в дополнение к этому, рассматривает их взаимодействие с источником и информационными прообразами.

Каббала и философия

Философия процесса, описывая отношения Б‑га и мира, стоит на позициях панентеизма. Панентеизм — это промежуточная позиция между пантеизмом и классическим теизмом. Для пантеизма мир идентичен Б‑гу, для классического теизма мир является внешним проявлением Б‑га. Для панентеизма мир — в Б‑ге.