Послания Любавичского Ребе

Берешит. «В начале»

Текст подготовил Довид Карпов 16 октября 2020
Поделиться

«В начале сотворил Всевышний небо и землю».
(Берешит, или Бытие, 1:1)

ПЕРВАЯ СУББОТА ГОДА

Первая суббота после окончания осенних праздников, когда мы читаем первую главу Торы «Берешит», носит название «Шабат берешит» и занимает особое место в еврейском календаре. Если обычная суббота оказывает духовное воздействие на всю последующую неделю, то шабат берешит распространяет свое влияние на весь год. 

Это связано с самим содержанием главы, где описывается сотворение мира. Представление о том, что у этого мира есть Творец, является основой и краеугольным камнем всего еврейского мировоззрения. Но так ли уж хорошо мы понимаем процесс сотворения мира из ничего? Ведь именно о таком явлении идет речь, а вовсе не о трансформации или изменении чего-либо, уже ранее существовавшего, и превращении одного творения в другое, пусть и иной природы.


В МИРЕ НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ Б-ЖЕСТВЕННОГО СВЕТА

Раскрыть внутренний смысл творения помогает нам учение Баал-Шем-Това и Алтер Ребе. 

Когда-то, еще на школьных уроках философии, мы усвоили основную формулу материалистической картины мира: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи». Хасидская «философия» дает альтернативную формулировку: «В мире нет ничего, кроме Б-жественного света». 

Баал-Шем-Тов приводит и анализирует цитату из Псалмов (Псалмы, 119:89): «Навеки, Г-сподь, слово Твое впечатано в небеса». О каком слове (или словах) идет здесь речь? О словах одного из «Десяти речений» (1:6): «Да будет небосвод посреди вод», которыми эти самые небеса и были сотворены. Причем небосвод не только был сотворен этими словами во время шести дней творения, но они (точнее, Б-жественная сила, заключенная в этих словах) поддерживают его существование с тех пор и до наших дней. Более того, если представить себе на миг, что это воздействие на время прекратится, то «небеса» (впрочем, как и любое иное творение) вернутся в первозданное небытие и обратятся в полное ничто. 

Как будто его и не было никогда. Существование всего этого мира и каждого его творения полностью зависит от воли Творца. 

Существование всего мира сводится к тем самым Десяти речениям, которыми он был создан. Очевидно, что этот мир, созданный Творцом, не может служить помехой для осуществления той цели, ради которой он и был создан и которая изложена Творцом в виде Десяти заповедей.

А что же случилось с тем первозданным светом? Теперь для нас светят небесные светила и другие, вполне материальные источники света. А тот возвращенный свет был скрыт для праведников в словах Торы, а точнее, в самой сокровенной ее части, которая скрывает тайную мудрость Торы.

Наш мир полон Б-жественного света, и только наша вина в том, что мы его не видим. Но в конце времен он раскроется в полной мере, когда, по словам пророка (Йешаяу, 11:9): «…Ибо наполнится земля знанием о Б-ге, как вода переполняет море».

 

ИЗ ХАСИДСКОЙ МУДРОСТИ

«В начале сотворил Всевышний небо и землю».

Эту известную фразу, с которой начинается Тора, можно вывернуть «наизнанку», и тогда она приобретет новый смысл: «вначале», т. е. прежде всего, человек должен твердо усвоить: «Всевышний сотворил небо и землю». А из этого факта следует, что в этом мире нет места произволу и все в нем подчиняется воле Творца.

(Рабби Мойше-Лейб из Сасова)

 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 360)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Новый сезон. Берешит: Что в Имени?

Как перевести самое первое слово в Торе? Что такое «Учение о Природе» и «Учение о Колеснице»? Какими инструментами пользовался Всевышний при сотворении мира? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин открывает новый цикл бесед «Двар Тора» недельной главой Берешит.

Уроки Торы I. Берешит

В библейском описании сотворения мира поражает своей загадочностью одна деталь — свет, созданный раньше всего остального, созданный тогда, когда не существовало еще ни единого творения, способного им воспользоваться. Объяснение, данное нашими мудрецами, лишь добавляет таинственности, ибо они говорят, что первозданный свет был сразу же сокрыт и предназначен «для праведников в грядущем мире». Беседа Ребе разрешает это противоречие и объясняет, какое значение имеет рассказ о сотворении мира для каждого отдельного человека и для выбора им своего жизненного пути.