Слово раввина

В поиске настоящей любви

Берл Лазар 15 февраля 2021
Поделиться

Одна из главных сегодняшних проблем — ослабление института брака. Кто‑то вообще предпочитает не создавать семью: сошлись — разбежались, «мы друг другу ничего не обещали». Обычным явлением стали разводы. Да и многие из тех, кто все‑таки предпочитает сохранять семейные рамки, делают это в лучшем случае ради детей — а порой и просто ради совместного бизнеса.

Что произошло? Понятно, что два человека, мужчина и женщина, как бы ни были близки, все‑таки разные люди — каждый со своими интересами, чувствами, мечтами. Брак без проблем, без разногласий и прежде нелегко было найти. Но супруги, что называется, «держались за любовь»: старались решать проблемы к обоюдному удовлетворению, и, как правило, им это удавалось. Ведь когда человек вступает в брак, он надеется, что любовь навсегда. Так почему раньше за эту «любовь навсегда» боролись, а сейчас многие, столкнувшись с первыми же трудностями, предпочитают расстаться?

Посмотрим, что нам говорит мишна: «Всякая любовь, зависящая от какой‑то причины, преходяща: исчезает причина — исчезает и любовь. А любовь бескорыстная не иссякнет никогда. Пример любви, зависящей от какой‑то причины, — любовь Амнона и Тамар, а любви бескорыстной — любовь Давида и Йонатана».

О чем здесь говорится? Задача любой мишны — не сообщить какие‑либо факты, а указать правильный путь. Что такое «любовь, зависящая от причины»? Я спрашиваю молодых людей, почему они решили жениться, и порой слышу в ответ: «одному скучно» или даже «хочу, чтобы кто‑то обо мне заботился». То есть мужчина женится, а женщина выходит замуж, чтобы решить какие‑то свои проблемы!..

Но такая «любовь» долго не продержится, потому что разрушает самые основы любви. Наше слово «любовь», «аава» на святом языке, происходит от корня «хава», имеющего значение «отдать». Настоящая любовь — это желание дать любимому человеку, даже если это сопряжено с неудобствами для тебя самого: даешь с радостью, потому что любишь.

У нашего народа желание дать с радостью распространяется не только на семью (супружеская любовь, любовь к детям и родителям). И даже не только на близких друзей, как в случае с Давидом и Йонатаном. «Аават Исраэль» — «еврейская любовь» — это как раз то, к чему призывает мишна: это желание дать другому человеку, даже незнакомому, просто потому, что Б‑г заповедал нам любить и делать добро.

Есть хасидская история о еврее, который ехал зимой в поезде. Когда состав остановился на одной из станций, еврей захотел покурить: надел пальто и перчатки, чтобы не замерзнуть, открыл окно и зажег сигару. Когда надо было стряхнуть пепел, ему пришлось одну из перчаток снять, и та случайно упала на перрон. А тут как раз поезд тронулся. Старик, стоявший на платформе, подобрал перчатку и попытался просунуть ее в окно купе, — да где там! — поезд уже набирал ход, и пожилой человек безнадежно отставал. И тут наш еврей быстро стягивает вторую перчатку и кидает ее старику! «Как вам такое в голову пришло?» — удивляются соседи. А объяснение у него самое простое: «Тот человек хотел мне вернуть перчатку, потому что от одной перчатки проку нет. У него не получилось — так я ему кинул вторую, по той же причине. Теперь он доволен — и мне хорошо!»

Сравните эту притчу с фрагментом Иерусалимского Талмуда: когда любишь другого человека — ты с ним как левая и правая рука, части единого существа. Две руки — две перчатки: делая добро другому, ты помогаешь себе.

В последний год мы все пережили трудное время. Многие оказались на карантине и не могли даже купить продукты, многие потеряли работу и заработок. И проявилась «аават Исраэль» — наша «еврейская любовь»: сотни людей приходили в общину и предлагали помощь нуждающимся! Кто‑то отдавал каждый месяц часть собственного дохода на цдаку, другие шли работать волонтерами. Они не интересовались, кому идут продуктовые посылки, лекарства, праздничные наборы, — они просто хотели дать. Потому что в душе у них бескорыстная любовь, унаследованная от десятков поколений предков.

К сожалению, потребительское общество с его агрессивным маркетингом и рекламой ориентирует людей на то, чтобы «получать», а не «давать», — на «любовь, зависящую от условий» и потому заведомо обреченную на гибель. Это одна из важнейших причин нынешнего кризиса семейных отношений. И слава Б‑гу, что у этих эфемерных «ценностей» в нашей культуре есть хороший противовес — вечные ценности нашей традиции и веры. Недаром Тора рассказывает нам о любви безусловной и бескорыстной — к примеру, о любви Ицхака и Ривки, которая только усиливалась день ото дня, потому что оба супруга заботились друг о друге, а не о себе.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Смотреть вверх — и подниматься вверх

Нынешней ситуации идеально соответствует сегодняшняя мишна: «Четыре типа идущих в дом учения. Тот, что идет, но не делает, его награда за то, что идет. Тот, что не идет, но делает — его награда за то, что делает. Кто идет и делает — хасид, праведник. Кто не идет и не делает — грешник».

Кассирам Г‑спода — спасибо!

«Четыре точки зрения (на имущественные отношения) есть у людей. Тот, кто говорит: “Мое— твое, а твое — мое”, — простак; кто говорит: “Мое — мое, а твое — твое”, — обыкновенный человек, а некоторые считают, что это качество людей Сдома; кто говорит: “Мое — твое и твое — твое”, — праведник, а кто говорит: “Мое — мое и твое — мое”, — злодей».

Как помочь школьникам и взрослым «на удаленке»

В Талмуде приводится история о выдающемся законоучителе рабби Меире, который однажды пошел учиться к Элише бен Авуе — человеку энциклопедически образованному, но по ряду вопросов исповедовавшему еретические взгляды. «Как ты можешь у такого учиться?» — ужасались друзья рабби Меира. А он им отвечал: «Так же, как ем спелый плод: кожуру срезаю и выбрасываю, а сочной сердцевиной наслаждаюсь».