Каббала информации, Опыт

Теория Зла в контексте каббалы информации

Эдуард Шифрин 31 марта 2021
Поделиться

Изучая Тору, мы обязаны помнить, что она является единым целым и каждая буква, каждое слово, каждый эпизод в ней связаны между собой.

Кроме 613 заповедей, выраженных явно, Тора содержит также огромное количество наставлений и уроков. Чтобы их обнаружить, необходимо искать скрытые связи между описаниями различных событий, аналогии и закономерности.

Для выполнения этой задачи необходимо знание каббалы.

Танай второго поколения, ученик рабби Акивы Шимон бар Йохай считал истории Торы «одеяниями», заповеди — «телом», а каббалу — «душой» Торы.

Проанализируем следующие связанные между собой эпизоды:

— Потоп,

— Авраам и Египет,

— разрушение Сдома и Аморы, спасение Лота и его семьи,

— бегство Яакова и его семьи от Лавана,

— исход евреев из Египта.

Мы прослеживаем связь между этими эпизодами, исходя из следующих соображений:

1. Участники всех эпизодов находились под властью высшего зла, которое сами не могли преодолеть.

Согласно положениям каббалы, чем выше «корень животной души», тем ниже она может опуститься. Имеется в виду, что души отъявленных злодеев зарождаются на уровне высокого раскрытия информации Всевышнего, то есть являются очень сильными. Это касается допотопного поколения, Фараона (периода Авраама), жителей Сдома и Аморы, Лавана, Фараона (периода Исхода), Эсава. Этот парадоксальный факт нуждается в пояснениях, и мы дадим их впоследствии.

2. Во всех эпизодах имели место прямое вмешательство Всевышнего и чудесное избавление.

3. Ни в одном из эпизодов действующие лица не расстались со злом окончательно:

— Ноах взял в ковчег виноградную лозу,

— вместе с Авраамом и Сарой из Египта вышла Агарь,

— жена Лота, выходя из Сдома, оглянулась,

— при побеге Яакова и его семьи Рахель украла божков Лавана,

— Моше выводит евреев из Египта, и вместе с ними выходит «смешанное большинство» (египтяне, присоединившиеся к евреям).

4. Все эпизоды имели крайне негативные последствия.

Рассмотрим каждый эпизод в отдельности.

Месть фараона

В Торе читаем: «И был сильный голод в этой стране, и Авраам спустился в Египет пожить там, потому что голод был сильный в стране».

При приближении к Египту Авраам просит Сару назваться его сестрой. Фараон забирает Сару во дворец и одаривает Авраама стадами животных, рабами и рабынями.

Всевышний, по слову Сары, поражает фараона и его дом язвами. «Берешит раба» дает следующее описание: «Рабби Леви сказал: “Всю ночь стоял ангел с жезлом в руке и наносил удары. Если она говорила ‘бей!’, он бил, если она говорила ‘оставь!’, он прекращал бить”».

Фараон понимает, что его обманули, возвращает Сару Аврааму и одаривает его деньгами. Авраам и Сара возвращаются в Святую землю.

Фараон возвращает Сару Аврааму. Гербрандт Янс ван ден Экхаут. 1669

Спустя какое‑то время мы узнаем, что с ними вместе вышла египтянка Агарь, которая стала рабыней Сары.

Этому эпизоду посвящено много комментариев, мнения мудрецов разделились.

Так, Раши пишет: «Голод был послан в страну с целью испытать Авраама и посмотреть, не поставит ли он под сомнение слова Всевышнего, который сказал ему отправиться в землю Ханаан, а теперь принуждал его покинуть ее».

Таким образом, в заслугу Аврааму ставится то, что он не задавал вопросов Всевышнему, а спустился в Египет.

Такого же мнения придерживался Авраам Ибн‑Эзра.

Однако Рамбан придерживался противоположного мнения. В своем комментарии он пишет: «Знай, что наш патриарх Авраам совершил большой грех, что ввел свою праведную жену в греховную ситуацию из‑за своего страха, что египтяне могут убить его. Скорее он должен был верить во Всевышнего, в то, что Он спасет его и его жену и все, что им принадлежит, так как Всевышний имеет власть помочь ему и спасти его. Более того, его уход из земли (в которую ему было указано идти) из‑за голода был грехом, так как он должен был знать, что Всевышний спасет его от голодной смерти, и в результате этого поступка Авраама его потомки были приговорены к изгнанию в Египет».

Мысль о том, что спуск Авраама в Египет послужил причиной дальнейшего египетского изгнания, высказывается также и в «Зоаре».

Итак, с Сарой и Авраамом из Египта вышла Агарь. Важно отметить: информация об Агари приводится в Торе сразу после информации о пророчестве о египетском изгнании евреев.

Кто такая Агарь, как она попала в дом Авраама и Сары? В Торе об этом не сказано. Однако читаем в «Берешит раба»: «Рабби Шимон бар Йохай сказал: “Агарь была дочерью фараона. Когда фараон увидел, что было сделано для Сары в его доме, он дал ей свою дочь. Он сказал: лучше для моей дочери быть рабыней в этом доме, чем хозяйкой в другом доме”».

Мы считаем, анализ последствий появления Агари в доме Авраама и Сары позволяет дать иное объяснение произошедшим событиям.

Фараон являлся властителем самой могущественной империи. К нему в страну пришло небольшое племя во главе с «пастухом». У пастуха очень красивая сестра. Фараон забирает сестру во дворец и одаривает ее брата огромным богатством. С точки зрения фараона, он поступил по закону. Однако выясняется, что «пастух» обманул его, выдав свою жену за сестру. За этим следует наказание и выход семьи Авраама из Египта с большим богатством.

Что при этом чувствовал фараон?

В первую очередь огромное, незаслуженное, с его точки зрения, унижение. Следует отметить, что особо унизительным для него выглядело быть наказанным женщиной. Подтверждение этому находим в книге Судей: «И подошел Авимелех к башне, и осадил ее, и приблизился ко входу, чтобы поджечь башню. И сбросила одна женщина ручной жернов на голову Авимелеху и проломила ему череп. И подозвал он тотчас слугу, своего оруженосца, и сказал ему: “Обнажи меч свой, и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: ‘Женщина убила его!’” И пронзил его слуга, и он умер».

В то же время фараон должен был испытывать и чувства страха и ненависти. Страха — потому что понимал, что на стороне Авраама — Высшая сила. Ненависти — из‑за огромного унижения. Резонно считать, что фараон хотел отомстить, но не мог себе позволить сделать это открыто, из‑за страха перед Высшей силой. Он отдал свою дочь Агарь в качестве рабыни. Фараон понимал, что Агарь — принцесса, которая сама имела множество рабов, — никогда не примирится с положением рабыни в доме Авраама и рано или поздно это проявится. Таким образом фараон заложил фундамент для потенциального конфликта в доме Авраама, и последовавшие за этим события подтверждают, что план фараона сработал.

В качестве подтверждения успешности плана приведем следующие аргументы:

1. Информация о том, что с Сарой и Авраамом вышла Агарь, приводится в Торе сразу после информации о египетском изгнании.

2. Можем предположить, что у Сары было множество служанок, в том числе из Ур Касдима, где жила ее семья, однако она дает в жены Аврааму именно Агарь‑египтянку. Этот факт наводит на размышления, так как из Торы мы знаем: в семье Авраама был принят обычай брать жен из числа родственников.

3. Агарь беременеет и тут же возвышается над Сарой: та теряет значение в ее глазах.

В «Берешит раба» читаем: «Рабби Гуна и рабби Ирмеяу от имени рабби Хии бар Абы сказали: “и Агарь сказала им: ‘Сара, моя госпожа <…> выглядит набожной, но она не такая; если б она была набожной — посмотрите, как долго она не может забеременеть, в то время как я смогла забеременеть за одну ночь’”».

4. Тот факт, что Сара дала Аврааму в жены Агарь, говорит о том, что она была абсолютно уверена в лояльности Агари, что в свою очередь означает: Агарь демонстрировала свою преданность Саре. Однако как только Агарь беременеет от Авраама, она меняет линию поведения и начинает презирать Сару, фактически предает ее (план фараона в действии).

5. Сара упрекает Авраама в бездействии и вызывает его на Суд Б‑жий (Авайя).

В «Берешит раба» читаем: «Рабби Тан Гуна от имени рабби Хии Великого и рабби Берехьи, от имени рабби Эльазара сказали: “Тот, кто пробуждает меру суда, сам его не избежит. Продолжительность жизни Сары должна была быть такой же, как у Авраама, но в результате того, что она сказала: ‘Пусть Авайя рассудит между мной и тобой’, сорок восемь лет было отнято от ее жизненного срока”».

6. Поскольку вызов на Суд Б‑жий является крайней мерой, можно предположить, что между Авраамом и Сарой произошла крупная ссора, имело место непонимание друг друга, в результате чего Сара была вынуждена обратиться ко Всевышнему.

 

Промежуточные выводы

Из‑за египтянки Агари в семье Авраама и Сары возникает большой разлад, а жизненный срок Сары сокращается на сорок восемь лет.

Люди в состоянии ссоры и раздора не могут служить Всевышнему на высоком духовном уровне. Таким образом, следствием из эпизода с Агарью было снижение духовного уровня служения Авраама и Сары.

Однако отрицательные последствия спуска в Египет и появления Агари в семье Авраама этим не исчерпываются.

Авраам отдает Агарь в руки Сары — и она начинает угнетать Агарь. Агарь бежит из дома Авраама. Побег Агари был неординарным поступком, ведь бегство раба или рабыни в те времена каралось смертью. Факт побега Агари указывает на властный и сильный характер принцессы.

Возле колодца в пустыне Агари является ангел Всевышнего (Авайя), приказывает возвратиться к Саре и сообщает, что у нее родится сын, которого следует назвать Ишмаэлем. Агарь взывает ко Всевышнему (Авайя), говорит Ему: «Ты Б‑г видения (Э‑ль Рои)» — и дает колодцу имя «Лахай Рои». Имя Всевышнего Э‑ль соответствует качеству милосердия в Творении. Агарь возвращается в семью Авраама и рожает сына, которого называет Ишмаэлем.

Таким образом Всевышний удовлетворяет просьбу Авраама о даровании ему наследника, но в результате спуска в Египет первенец Авраама рождается не от Сары, а от египтянки Агари, дочери фараона. Авраам и фараон становятся родственниками, через Ишмаэля продолжается род фараона. Мудрецы отмечали, что ишмаэлиты являлись самыми большими врагами евреев.

Через некоторое время после рождения Ицхака Сара приказывает Аврааму изгнать Агарь и Ишмаэля, сказав: «Сын этой служанки не будет наследовать вместе с моим сыном». Далее в Торе читаем: «И это дело было очень злым в глазах Авраама, касаемо его сына».

Можно представить себе страдания Авраама, который должен изгнать своего первенца, однако ему является Всевышний — и что особенно важно, под именем Эло‑им, которое означает меру суда. Всевышний приказывает Аврааму делать то, что велит Сара, и обещает позаботиться об Ишмаэле.

Явление Всевышнего Аврааму под именем Эло‑им означает, что совершаемые всеми героями эпизода действия будут подвергнуты суду с соответствующими последствиями.

Авраам изгоняет Агарь и Ишмаэля едва ли не с пустыми руками. Они получают лишь кусок хлеба и курдюк с водой, что означало почти верную смерть в пустыне.

Этот поступок Авраама требует анализа. Согласно каббале, Авраам олицетворял собой качество Хесед (любовь, доброта, щедрость) в его абсолютном выражении. Авраам зазывал к себе незнакомых людей, кормил и поил их, призывая прийти к единому Б‑гу. Отправка же Агари и Ишмаэля в пустыню почти с пустыми руками является актом, противоположным качеству Хесед. Комментируя этот поступок, Раши объясняет: Авраам не дал Ишмаэлю золота и серебра, поскольку ненавидел его за злые дела и поступки. Однако этот комментарий находится в противоречии с его же комментарием, объясняющим обращение Всевышнего к Аврааму с просьбой принести Ицхака в жертву.

В Торе читаем: «И Он сказал: “Возьми своего сына, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, и иди в землю Мориа…”»

Раши комментирует: «Авраам ответил Ему: у меня есть два сына. Он сказал Аврааму: твоего единственного. Авраам ответил Ему: этот единственный — сын своей матери, и тот единственный — сын своей матери. Он сказал Аврааму: которого ты любишь. Авраам ответил Ему: я люблю обоих. Он сказал Аврааму: Ицхак».

Мы видим, что два комментария противоречат друг другу. В первом читаем: «ненавидел», во втором — «люблю».

Неестественному поступку Авраама следует дать другое объяснение. Ключевыми для понимания являются следующие слова Сары, адресованные Аврааму: «выгони эту служанку и ее сына, так как сын служанки не будет наследовать вместе с моим сыном».

Из этих слов мы можем заключить, что Сара не только приказала выгнать Агарь и Ишмаэля, но и запретила давать им какое‑либо имущество.

Именно поэтому Всевышний явился Аврааму под именем Эло‑им (мера суда).

Возможной мотивацией поступка Сары можно считать тот факт, что Авраам получил свое богатство в результате ее страданий в доме фараона и доме Авимелеха.

Таким образом, мы видим еще одно отрицательное последствие спуска Авраама в Египет: он вынужден выгнать своего первенца в пустыню с пустыми руками и испытывать при этом огромные страдания.

Можно сделать также вывод о том, что Сара не простила Агари ее предательства и терпела присутствие ее и Ишмаэля в доме лишь до тех пор, пока у нее не родился Ицхак. Сара понимала: между Ицхаком и Ишмаэлем будет вечное соперничество и раздор. С этой точки зрения решение Сары об изгнании Агари и Ишмаэля было правильным, однако отправка их с пустыми руками, то есть обречение почти на верную смерть, выглядит излишней жестокостью.

Через некоторое время после этих событий Всевышний приказывает Аврааму вознести Ицхака для жертвоприношения. Мы вправе задать вопрос, связано ли это указание с предыдущими событиями? В своем комментарии Раши приводит мнение мудрецов, согласно которому одной из возможных причин была жалоба Сатана Всевышнему о том, что Авраам не приносит положенных жертв. По другой версии, причиной было хвастовство Ицхака, который в разговоре с Ишмаэлем выразил готовность принести себя в жертву Всевышнему. Сам факт, что мудрецы искали причину, говорит о том, что они не могли или не хотели считать, что подобное — сверхтяжелое — испытание не было следствием каких‑то проступков.

Мы предлагаем читателю рассмотреть версию событий, основанную на принципе «мера за меру».

Сара приказывает Аврааму изгнать в пустыню Ишмаэля, сына Агари, который, согласно мнению мудрецов, к тому же был болен, безо всяких средств к существованию, то есть обрекая его на смерть. Всевышний, под именем Эло‑им (мера суда), успокаивает Авраама, что позаботится об Ишмаэле. Для спасения Ишмаэля Всевышний совершает чудо.

Изгнание Ишмаэля и его матери. Гравюра Гюстава Доре. 1864–1866‑е 

По принципу «мера за меру» Всевышний дает указание Аврааму вознести Ицхака (сына Сары) для жертвоприношения. Однако и в данном случае Аврааму ранее было дано пророчество, что Ицхак станет его наследником. Авраам с честью выдерживает испытание, Всевышний спасает Ицхака, но мы можем представить себе, какие чувства испытала Сара, узнав об указании Всевышнего. В эпизоде с жертвоприношением Ицхака (Акеда) содержится много явных и скрытых уроков.

В качестве обоснования идеи того, что Акеда связана с изгнанием Ишмаэля, приведем следующие аргументы:

1. Агарь бежит из семьи Авраама, возле источника ей является ангел Авайя. Он возвещает, что у нее будет сын, которого следует назвать Ишмаэлем, и приказывает ей вернуться. Агарь дает источнику название название «Лахай Рои».

2. В эпизоде, который описывает встречу Ицхака и Ривки, сообщается: Ицхак ехал от колодца «Лахай Рои». В своем комментарии Раши объясняет, что Ицхак ездил к колодцу Лахай Рои, чтобы забрать оттуда Агарь (под именем Ктура) и привезти ее к Аврааму, который женился на ней после смерти Сары.

В эпизоде, описывающем похороны Авраама, сообщается: похоронив отца, Ицхак возвращается к колодцу Лахай Рои. Комментарий Раши по этому поводу отсутствует.

Можно все‑таки сделать вывод, что Ицхак жил возле колодца Лахай Рои, а не ездил туда с целью забрать Агарь. Однако возникает вопрос: каким образом факт проживания Ицхака возле колодца Лахай Рои связан с Акедой?

В Торе читаем: в ответ на вопрос Ицхака о том, где агнец для жертвоприношения, Авраам отвечает: «Б‑г (представленный именем Эло‑им — мера суда) увидит (йрэа) себе агнца». Когда Авраам заносит нож над Ицхаком, к нему обращается ангел Авайя (в данном случае имя Авайя олицетворяет милосердие) и останавливает его. Далее читаем: «И Авраам назвал это место “Авайя увидит”, как и говорится до сегодняшнего дня: «На горе Авайя будет виден». Здесь имелось в виду, что на этом месте будет построен Храм, в котором Авайя будет видеть жертвоприношения евреев и который будет местом особо сильного раскрытия информации об Авайя.

В главе «Лех‑леха», в эпизоде, описывающем бегство Агари, читаем: «И ангел Авайя нашел ее, возле источника в пустыне <…> и она [Агарь] назвала именем Авайя [Того], который говорил с ней. <…> Ты, Б‑г (Э‑ль) видения <…> поэтому колодец был назван “Беэр Лахай Рои” (видения)».

Имя Авайя олицетворяет всю систему сфирот и может представлять как меру милосердия, так и меру суда, а имя Э‑ль соответствует сфире Хесед (любовь, доброта, распространение). Мы видим, что, как на горе Аврааму явился ангел Авайя, так и Агари явился ангел Авайя, и оба эти места названы практически одинаково, однако во втором случае добавлено имя Э‑ль.

Итак, колодец Лахай Рои являлся местом огромного раскрытия информации Авайя — хотя и несколько меньшего, чем то место, на котором будет стоять будущий Храм. В комментариях к главе «Вайера» седьмой Любавичский Ребе писал, что Ицхак приобрел святость огнепалимой жертвы, которой никогда не обладал ни один человек.

Ицхак существовал в состоянии повышенного раскрытия информации Авайя, и именно поэтому он жил возле колодца Лахай Рои. А жертвоприношение Ицхака напрямую связано с событиями, произошедшими с Агарью и Ишмаэлем.

Ноах

Ноах был частью допотопного поколения грешников и своими силами изменить ситуацию не мог. Однако благодаря чудесному вмешательству Всевышнего Ноах и его семья оказались спасены во время Потопа.

Всевышний дал Ноаху четкие указания, что и кого взять с собой в ковчег. Однако из последующего описания мы узнаем, что Ноах взял с собой виноградную лозу: Всевышний не давал команду брать с собой виноград, хотя и не запрещал делать это.

Именно наличие виноградной лозы послужило в дальнейшем одной из причин ряда негативных событий, которые известны из Торы.

Существуют несколько версий того, что именно было тем запретным плодом, который съели Адам и Ева. Одна из них — виноград. Мы поддерживаем эту версию.

Виноград был косвенной причиной первородного греха и проникновения Зла в мир, виноград послужил и причиной «падения» Ноаха, который мог бы стать «новым Адамом». Подтверждением данного факта может служить запрет назирам (назореям) есть и пить что‑либо из винограда.

Таким образом, прослеживается «паттерн Авраама»: Ноах чудесным образом вызволен из‑под власти Зла, однако связи со Злом окончательно не разрывает. Последствия нам известны.

Возникает закономерный вопрос, почему же Ноах взял с собой виноградную лозу, несмотря на то что Всевышний не давал ему такой команды? А также почему он взял именно виноград, а не любые другие плоды или семена?

Ответ очевиден: Ноах взял то, что ему нравилось и что он боялся в результате Потопа потерять.

Жена Лота

Лот и его семья находились под властью жителей Сдома — великих грешников и сами разорвать эту связь не могли. Всевышний чудесным образом спасает Лота и его семью и запрещает им оглядываться. Жена Лота нарушает приказание Всевышнего, оглядывается и превращается в соляной столб.

Опять «паттерн Авраама»: связь со Злом окончательно не разорвана.

Следует отметить, факт превращения человека в неживую природу является уникальным в Торе и требует объяснений, которые в свое время мы дадим.

Истребление Сдома и выход из него Лота. Гравюра Гюстава Доре. 1875

Яаков и Лаван

Яаков двадцать один год находился под властью Лавана, мага и грешника, затем решил разорвать связь с Лаваном, однако тот настиг его. Всевышний — вновь чудом — спас Яакова и его семью, являясь во сне к Лавану и приказывая ему не говорить Яакову ни хорошего, ни плохого. Факт чудесного спасения подтверждает сам Лаван, который говорит Яакову: он мог бы причинить ему большое зло, но не сделал этого по приказанию Всевышнего. Казалось бы, связь со Злом разорвана?.. Нет, это не так. Рахель украла идолов Лавана, которые служили инструментами для исполнения ритуалов черной магии и, следовательно, были связаны с Лаваном на духовном уровне. Существует много версий, почему Рахель это сделала, но на них мы останавливаться не будем: важен сам факт кражи чужого имущества.

Рахель не сообщила Яакову о том, что украла идолов, понимая, что он этого никогда не одобрит.

Дальнейшие события приняли трагический оборот: Лаван обвинил Яакова в краже. Возмущенный Яаков приговорил вора к смерти, не зная о том, кто на самом деле является вором, то есть о Рахели. Но именно это с ней и происходит через некоторое время.

Вновь «паттерн Авраама»: связь со Злом окончательно не была разорвана.

Исход из Египта

При выходе из Египта к евреям присоединилось много египтян, образовавших «смешанное большинство». Всевышний давал повеление Моше вывести из Египта евреев, но повеления (или запрета) выводить присоединившихся не было. То есть это было самостоятельным решением Моше. Его последствия были катастрофическими не только для евреев, но и для всего мира.

В процессе дарования Торы Моше евреи и весь мир были подняты на высочайший духовный уровень, однако вышедшие вместе с евреями египтяне инициировали «грех золотого тельца», вместе с евреями сотворили идола и молились ему.

Всевышний намеревается уничтожить еврейский народ. Моше молит о прощении, Всевышний меняет Свое решение, но не полностью: Он сообщает Моше, что Его присутствие будет заменено на присутствие ангела, что является огромным снижением духовного уровня евреев. Моше продолжает умолять Всевышнего не посылать евреям ангела, а Самому оставаться с ними. Моше знает: ангелы не имеют самостоятельного мышления, но являются своего рода информационными программами. Моше также знает, что еврейский народ будет грешить и в дальнейшем, и ангел (информационная программа) будет исполнять наказание, но никогда не сможет простить. Простить может только Сам Всевышний. Подтверждение этому мы можем найти в трудах великих каббалистов: «Ворота Света» Йосефа Джикатилы и «Пальма Дворы» Моше Кордоверо.

Всевышний уступает мольбе Моше, однако сообщает ему: грех с евреев окончательно не снят, соответствующее наказание последует.

Еще раз «паттерн Авраама»: связь со Злом не разорвана.

Золотой телец. Эстебан Марч. 1625–1668.

 

Заключение

Во всех приведенных эпизодах наказание за сохранение связи со Злом носило необратимый характер.

Прослеженная — практически полная — аналогия между событиями, имевшими место в разное время и с разными людьми, говорит о том, что в ней заложен важный урок. И это, в свою очередь, требует детального объяснения с точки зрения каббалы информации. Поставив такую задачу, нам придется рассмотреть информационную структуру Творения, роль информационной концепции Зла, дать объяснение понятию «гештальшелут» (сокрытие Всевышнего) с точки зрения теории информации, объяснить, почему корень душ сверхзлодеев находится на уровне высочайшей святости, проследить динамику изменений характеров патриархов, коснуться темы заповеди «красной коровы».

Также в дальнейшем мы дадим разъяснение очень важному, с нашей точки зрения, факту аналогии между двумя событиями: командой, данной Всевышним Лоту и его семье, не оглядываться после выхода из Сдома, и командой, данной Моше евреям, не покидать дом до утра после принесения пасхальной жертвы.

Продолжение следует

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

Мы не можем изменить базовые законы Творения, однако нам дано право менять ход событий. Главным фактором, влияющим на наш выбор, является наша эволюция в информационном пространстве по измерениям изучения Торы и понимания Всевышнего. Чем больше мы продвигаемся по этим измерениям, тем более адекватен и эффективен наш выбор и взаимодействие с окружающим миром. Да, движущей силой нашей эволюции в информационном пространстве является план Всевышнего. Однако траектории могут быть разными.

Из чего состоит всё

Одним из принципиальных отличий каббалы от науки является то обстоятельство, что наука рассматривает только нашу Вселенную, а каббала охватывает все Творение, в котором наша Вселенная — лишь одна из частей. Соответственно, наука рассматривает взаимодействие сущностей нашей Вселенной между собой, а каббала, в дополнение к этому, рассматривает их взаимодействие с источником и информационными прообразами.

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

Принципиальное отличие каббалы от науки — рассмотрение каббалой всего Творения целиком, где частью является наша Вселенная. В дополнение к рассмотрению взаимодействия субстанций Вселенной между собой каббала рассматривает закон, согласно которому эти субстанции существуют и управляются Всевышним. Мы осуществляем право выбора в Творении — и не свободны от его законов. Поэтому мы должны понимать эти законы, чтобы понять принципы выбора. С этой целью нам следует обратиться к Торе, пророчествам, каббале информации и физике пространства‑времени.