Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 21 июля 2021
Поделиться

Мехица Перегородка, отделяющая мужское отделение синагоги от женского. В ХХ веке вопрос о необходимости мехицы стал предметом ожесточенной полемики между представителями ортодоксальных и неортодоксальных течений.

Ваше письмо я получил 10 тевета День общественного поста в память о начале осады Иерусалима вавилонянами.
, и горечь моя обернулась радостью и весельем, ведь Вы сообщили мне добрую весть о том, что в Вашей синагоге устанавливают мехицу, а это событие является величайшим освящением Имени. Пусть Святой, благословен Он, вознаграждающий в соответствии с принципом «мера за меру», вознаградит за эту заповедь и Вас, и Вашего мужа, и Ваших детей — сверх всякой меры. Воистину, сколь велика тьма изгнания, если нам приходится воевать даже ради вещей, которые должны быть очевидны для всех и для каждого — а непреложность мехицы в синагоге является одной из таких очевидных вещей, — и если уж нам удается победить, то такая победа становится освящением Имени…

Ни для кого не секрет, что даже когда мы приходим с просьбой к человеку из плоти и крови, то мы говорим с ним и ведем себя в соответствии с его требованиями и уж во всяком случае не поступаем вопреки им — даже если мы сомневаемся в благополучном исходе и даже если мы планируем в случае его отказа обратиться к вышестоящему чину. Что же тогда говорить о месте, куда мы приходим, чтобы вознести свои молитвы перед Святым, благословен Он, и просить у Него здоровья, заработка и т. д.?.. Коль скоро мы приходим в синагогу, тем самым мы, безусловно, декларируем, что Всевышний способен выполнить нашу просьбу и что нет никого главнее и выше Него. И тем не менее находятся люди, чьи глаза потеряли способность видеть вследствие сомнительных идеалов и вследствие лжи дурного начала, — люди, пускающие все свои ресурсы, как финансовые, так и духовные, на то, чтобы еврейская молитва звучала насмешкой над Всевышним.

Всевышний сказал, что желает мехицот, — а мы их аннулируем. Всевышний повелел соблюдать субботы и праздники — а мы устанавливаем в синагогах микрофоны и молимся, оскверняя и субботы, и праздники. Всевышний сказал, что ведущий молитву обязан соблюдать кашрут, а его мозг не должны осквернять недостойные мысли; Всевышний сказал, что ведущий молитву не имеет права нарушать субботу по дороге к «биме»… Возвышение в синагоге, на котором помещается кафедра для чтения Торы.
Все эти правила просты и очевидны. И все же многие тратят тысячи долларов, ищут и находят того, кто внешне больше похож на нееврея, чем на еврея, и кому больше пристало петь в опере бок о бок с певицей‑нееврейкой (не говоря уже о поступающих так на самом деле Последнее — возможно, намек на знаменитого оперного певца Ричарда Такера, начинавшего как кантор и продолжавшего время от времени вести молитву, уже став знаменитым оперным тенором.
). Неужели подобные люди могут выступать от имени общины и обращаться к Нему с просьбой «дай нам узреть свет Твоей Торы, прилепи наши сердца к Твоим заповедям»?!

Все это настолько нелогично, настолько противоречит здравому смыслу, что об этом, казалось бы, не стоит и упоминать, ведь если бы кто‑нибудь попробовал вести свой бизнес подобным образом, его заключили бы в лечебницу для душевнобольных. Однако когда так поступают в отношении еврейской религии в целом и порядков в синагоге в частности — в последние годы такое вопиющее нарушение наших законов не только не является поводом для скандала, но даже увеличивает шансы нарушителей быть избранными в правление синагоги.

Поэтому заслуга человека, которому удается правильно устроить синагогу и установить в ней мехицу, очень велика. И нужно прилагать в этом направлении много усилий — разумеется, действуя сугубо мирными путями.

13 тевета 5715 (7 января 1955)

Поиск жениха

Отвечаю на Ваши вопросы:

Какие достоинства следует искать в молодом человеке во время шидуха? У религиозных евреев шидух — это целенаправленное знакомство мужчины и женщины с целью создания семьи. Формат шидуха и количество встреч, после которых необходимо принять решение, жениться или расставаться, зависит от общины. Прежде всего, парень должен быть надежным во всем, что касается создания подлинного еврейского дома. Наилучшей гарантией в этом смысле может послужить то, что он религиозен и вся его жизнь, во всех аспектах повседневного поведения, соответствует требованиям Торы и заповедей. В этом случае Вы можете быть совершенно уверены в том, что он ищет пару не для того, чтобы соответствовать социальным канонам, но для того, чтобы выполнить повеление Всевышнего. Только удостоверившись в богобоязненности, мы можем думать, какими еще качествами должен обладать потенциальный жених.

Как можно хорошо узнать человека до свадьбы? Ответ на этот вопрос таков: действительно, до свадьбы невозможно узнать человека так же хорошо, как после свадьбы. Однако можно узнать его достаточно, чтобы понять, обладает ли он тем наиценнейшим качеством, о котором мы говорили выше. Богобоязненность кандидата можно оценить опосредованно, не удовлетворяясь тем, что он говорит о себе сам. Иными словами, можно узнать о его семье, о воспитании и об образовании, которое он получил, о том, как в общем и целом он ведет себя в повседневной жизни. Ибо характер человека является сочетанием всех этих факторов.

В заключение хочу добавить еще один очень важный момент. Во всех наших делах необходимо Б‑жественное благословение, и тем более — когда речь идет о поиске супруга и о создании семьи, т. е. о предприятии, которое продлится до конца наших дней. В Торе ясно и недвусмысленно сказано, что нужно делать, чтобы получить Б‑жественное благословение: «Если вы по Моим уставам будете поступать и будете соблюдать Мои заповеди и будете их исполнять…» Ваикра, 26:3.
, то удостоитесь всех благословений, причем не только духовных, но и материальных Продолжение стиха звучит так: «…то Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей, и водворю мир в стране…»
. И хотя человек должен поступать, следуя естественному порядку вещей, в соответствии с местным обычаем религиозных евреев, следует помнить, что благословение — от Б‑га, как сказано: «Ниспошлет Г‑сподь тебе благословение… во всяком начинании рук твоих» Дварим, 28:8.
. Поэтому любые дополнительные усилия, связанные с Торой и заповедями, станут источником дополнительных благословений.

13 тамуза 5725 (13 июля, 1965)

Свадьба в хасидской общине «Толдот Аарон». Фрагмент. Иерусалим.

Вы пишете, что Вам предложили познакомиться с молодым человеком и что в целом предложение кажется Вам приемлемым, однако Вам страшно и т. д.

Вот какие мысли возникли у меня в связи с опасениями, о которых Вы упомянули. Итак, Вы пишете, что до сих пор на Вас не возлагали никакой серьезной ответственности: к Вам относились как к ребенку, не давая возможности решать за себя. Теперь же Вам предстоит принять судьбоносное решение и начать жить самостоятельной ответственной жизнью. Это заставляет Вас волноваться, однако я бы не сказал, что Вы, как Вы утверждаете, «очень напуганы». Но даже если это и так, в преддверии свадьбы тревога не является чем‑то из ряда вон выходящим, даже если до сих пор к человеку относились как ко взрослому. Вступление в брак — это важный и серьезный шаг, влияющий на всю нашу последующую жизнь. Поэтому совершенно естественно, если молодая девушка подходит к этому порогу с волнением и трепетом. Тем не менее, если речь идет о подходящей партии, Вы можете идти под хупу Еврейский традиционный свадебный балдахин.
с чувством абсолютной уверенности, поскольку таков естественный порядок вещей и таково повеление Всевышнего, поэтому Б‑жественное благословение в этом случае гарантировано. Повторюсь, что основное требование Всевышнего к браку — это чтобы молодые люди были действительно достойны друг друга, т. е. придерживались схожих взглядов и мировоззрения, а главное, чтобы они были решительно настроены создать настоящий еврейский дом на том единственно устойчивом фундаменте, который опирается на Тору и заповеди.

Кроме того, в Вашем случае имеется еще один благоприятный фактор: как Вы пишете, Вы работаете и довольны своей должностью. Поэтому, вопреки Вашему первому утверждению, Вы в определенной степени знаете, что такое ответственность. Это должно придать Вам уверенности в том, что Вы вполне способны взять на себя и такую, пускай и гораздо большую, ответственность, которую подразумевает вступление в брак.

28 тевета 5722 (4 января 1962)

 

Вы пишете о Вашей сестре… Когда я буду на могиле своего тестя, благословенной памяти, то помяну ее в своих молитвах и попрошу, чтобы Б‑г ниспослал ей благословение, особенно в поиске достойной партии. Вместе с тем, надеюсь, Вам не нужно объяснять, что Вашей сестре также необходимо предпринимать «естественные» шаги в этом направлении, прибегнув к помощи соответствующих людей. Если, как Вы пишете, попытки действовать напрямую не приносят необходимых результатов, можете действовать опосредованно и тактично.

4 адара 5718 (24 февраля 1958)

 

По понятным причинам я счел уместным выразить свои наилучшие пожелания Вам и Вашему жениху в той традиционной форме, которую наш народ трепетно хранит на протяжении многих поколений, тем более что чтение на святом языке не представляет для Вас никакой проблемы. Тем не менее Нижеприведенный текст был приведен в качестве постскриптума к традиционному поздравлению в честь помолвки.
мне бы хотелось приписать также несколько строк по‑английски для тех Ваших близких, которым проще читать на этом языке, дабы Вы могли поделиться с ними моими соображениями. И хотя в Вашем случае это напоминание будет, вне всяких сомнений, совершенно излишним, я должен действовать в соответствии с указанием мудрецов поощрять деятельных.

Как Вы, безусловно, знаете, еврейский брак называют «биньян адей ад» — «чертоги вечные» Речь идет об одном из благословений, которые произносят во время еврейской свадьбы: «Благословен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь Вселенной, который создал человека по образу [Своему]. По образу и подобию Своему сотворил Ты его и воздвиг для него из плоти чертоги вечные». . Это означает, что еврейский дом и семейная жизнь должны строиться на основе Торы и заповедей, как неоднократно подчеркивали наши мудрецы, чья праведность сочеталась с подлинной мудростью.

Когда мы закладываем фундамент здания, нам совершенно неважно, что соседи или прохожие будут думать о привлекательности будущей конструкции, а тем более что скажут о ней насмешники. Важно лишь то, чтобы этот фундамент был сделан из проверенных долговечных материалов, которые выстоят под воздействием любых разрушительных сил и выдержат нагрузку всех этажей, которые будут на нем возведены.

Это справедливо и в отношении «фундамента Торы и заповедей». Нет лучшего экзамена, чем собственный опыт, а еврейский народ обладает тысячелетним опытом, накопленным с Синайского откровения и до наших дней, и наш опыт непреложно свидетельствует о том, что именно приверженность Торе и заповедям в повседневной жизни сохранила евреев — как весь народ в целом, так и отдельных личностей, невзирая на все кризисы, — сделав их истинно вечным народом. Это тем более справедливо сегодня, когда мы видим во всей красе последствия всевозможных «‑измов», массово отравляющих сознание подрастающего поколения. Иными словами, молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, смогут уверенно и безбоязненно двигаться вперед и преуспеть как в материальном, так и в духовном плане только при одном условии: если их путь будут освещать Тора и заповеди.

3 швата 5738 (11 января 1978)

Поделиться

Благословение и мир

Сегодня считается общепринятым, что в вопросах еды и питья человек не может просто следовать своим желаниям и привычкам, но должен учиться их регулировать... Сколь же благодарны должны быть евреи Творцу вселенной (безусловно заслуживающему доверия) за Его указания в этом вопросе — за то, что Он даровал нам диетарные законы, законы кашрута, которые служат гарантией нашего физического, душевного и духовного здоровья.

Благословение и мир

Мудрецы говорили, что скромность и святость должны быть присущи всем проявлениям еврейской жизни, включая речь, помыслы и особенно одежду и поведение. И, как показывает опыт, в этой области, как и во многих других, именно еврейские женщины и девушки задают тон и стандарт. Наши мудрецы также говорили, что счастливое будущее и благосостояние детей обусловлены скромным поведением матери.

Благословение и мир

Парик не только является живым свидетельством неувядаемости еврейского духа, во все времена бесстрашно следующего своим законам и обычаям, но и убедительно доказывает силу еврейской женщины, готовой отстаивать свои убеждения, не поддаваясь внешним влияниям и не подчиняясь мнению других людей…