Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 12 мая 2022
Поделиться

Я получил Ваше письмо, в котором Вы сообщаете, что Ваш муж должен уехать и что его отъезд создал определенные проблемы. Вы спрашиваете моего мнения относительно целесообразности поездки.

Позволю себе начать с нескольких предварительных рассуждений. Согласно нашей Торе, которую называют Торой жизни, и особенно согласно учению основателя хасидизма рабби Бааль‑Шем‑Това, муж и жена являются не двумя самостоятельными сущностями, но составляют некий единый организм См., напр., Берешит, 2:24: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью».
. Подобно тому как в человеческом теле укрепление и оздоровление одного органа безусловно положительно сказывается на других органах, так же и в браке двух евреев, женившихся по закону Моше и Израиля, то, что полезно для одного, в конце концов оказывается благом для обоих. Поэтому я не сомневаюсь, что та польза, которую несомненно извлечет для себя из этой поездки Ваш муж, — а я уверен, что так и произойдет, — будет иметь самые благоприятные последствия и для Вас, и для других членов вашей семьи.

Еще один важный момент. Еврейские праздники в целом и особенно праздники месяца тишрей приносят долговременную пользу. Иными словами, Суккот, Шмини ацерет и Симхат Тора, названные «временем нашего веселья», предназначены вовсе не для того, чтобы наполнить радостью и весельем только сами эти дни и быть забытыми назавтра, — напротив, их предназначение — служить неиссякаемыми источниками радости и веселья; источниками, из которых еврей сможет черпать вдохновение ежедневно в течение всего года. А поскольку эти радость и веселье связаны с Торой и заповедями, они непременно послужат на благо гармоничной и счастливой еврейской жизни.

Добавим к этому, что наше душевное состояние является очень важным фактором, причем не только в духовном, но и в сугубо материальном плане. Каждый из нас может свидетельствовать из собственного опыта, что, когда мы занимаемся делами в бодром расположении духа, с верой и уверенностью в собственных силах, нам однозначно легче добиться успеха.

Что касается семейных уз, следует помнить, что во все времена и особенно в наши дни мужу и жене было совсем непросто жить действительно гармоничной еврейской жизнью. Всякая молодая пара неизбежно сталкивается с трудностями, и никто не гарантирован от кризисов. Однако в тот момент, когда человек понимает, что все они суть испытания, призванные укрепить фундамент его дома, как сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего» Дварим, 13:4.
, он может оценить их правильно. Посылая испытания, Всевышний в то же время дает нам силы справиться с ними. Поэтому трудности не только не должны обескураживать, но, напротив, в них следует видеть задачу, с которой нам необходимо справиться и пожать заслуженные плоды.

Амулет от всякого зла для Малки, дочери Рахели. Бухара.. Начало XX века.

Наконец, человеческая природа такова, что, когда мы сталкиваемся с различными проблемами, труднее всего приходится тогда, когда мы вынуждены решать их в одиночку. Гораздо проще справиться с неурядицами, являясь частью общества, где люди разделяют твои взгляды и живут по тем же стандартам. (Кстати, это одна из причин, почему в некоторых ситуациях, возникающих в жизни еврея, необходимо присутствие миньяна, т. е. хотя бы десяти мужчин.)

В свете сказанного выше Вам также следует учитывать, что, будучи связанным с еврейским религиозным образованием, целью которого является воспитание еврейских детей в чистоте и святости, Ваш муж выполняет миссию первостепенной важности… Кроме того, Ваше нынешнее пребывание в городе N требует дополнительных усилий и способностей Видимо, семья поселилась в городе с недостаточно развитой еврейской инфраструктурой. . Поэтому чем больше будет у него веры в Б‑га и чем чаще он будет пребывать в радости, тем проще ему будет справляться с различными препятствиями, возникающими на его пути.

Если Ваш муж приедет сюда, у него появится возможность встретиться с молодыми людьми, оказавшимися в схожей ситуации. Некоторые из них столкнулись и с более серьезными трудностями, чем он, поэтому я убежден, что встреча будет благотворной для всех.

Поэтому даже если поездка потребует определенных жертв с его или с Вашей стороны, духовная и физическая польза от нее компенсирует вам обоим все неудобства.

25 тишрея 5721 (16 октября 1960)

 

Продолжая нашу переписку, я пишу Вам эти строки в надежде, что Ваши отношения с мужем значительно улучшились и что отныне ваш дом может служить пристанищем Шхины, в соответствии со словами мудрецов: «Когда муж и жена достойны — Шхина пребывает между ними». Это тем более относится к вашему случаю, ибо и Вы, и Ваш муж добились успеха на ниве духовного воспитания еврейских детей, о которых Всевышний сказал: «Сыны вы Г‑споду, Б‑гу вашему» (Дварим, 14:1). Нетрудно представить, сколь велики ваши общие заслуги, если Всевышний вверил вам Своих детей и, видя, как вы стараетесь привить им любовь к Нему и трепет перед Ним, благословил вашу праведную деятельность и предрек ей успех. Поэтому каждый из вас должен считать огромной удачей, что вам обоим удалось найти спутника жизни, достойного благословения и успеха во всех его начинаниях.

Даже если кажется, что наш партнер далек от совершенства, и даже если его недостатки существуют отнюдь не только в нашем воображении, нужно помнить, что подлинное совершенство — удел одного Всевышнего. Собственно, сам факт, что нам заповедано «восходить от силы к силе» в вопросах святости и праведности, свидетельствует о том, что человек несовершенен, поскольку каждый наш прежний духовный уровень несовершенен в сравнении со следующим. Более того, когда речь идет о людях, любое совершенство относительно — достоинства разных людей проявляются в разных областях. Поэтому мудрецы говорили, что есть те евреи, чье служение Творцу — в изучении Торы, а есть те, чье служение — в соблюдении заповедей. Разумеется, они имели в виду их достижения на выбранном пути, поскольку каждый еврей так или иначе обязан изучать Тору и соблюдать заповеди. Иными словами, разница между этими двумя категориями евреев заключается в том, что одни достигают наибольших успехов в изучении Торы, а другие — в прикладном соблюдении заповедей.

Уверен, что мне нет нужды подробно объяснять Вам все эти вещи. Я просто хотел подчеркнуть, что чем больше гармонии, взаимного уважения и преданности в отношениях мужа и жены — особенно если оба супруга соблюдают Тору и заповеди, — тем большего Б‑жественного благословения на удовлетворение всех материальных потребностей они удостоятся. В частности, это касается и рождения здоровых детей, которых вы сможете вырастить для Торы, для хупы и для добрых дел, в соответствии с самым сокровенным вашим желанием.

Из письма от 5727 (1966–1967)

Я недоволен. Судя по Вашему письму, Вы уповаете на Б‑га далеко не так, как того следует ожидать от еврейской женщины, особенно от хасидки. Ваше неверие плохо отражается на Вашем здоровье и на Вашей семье.

Каждый еврей и каждая еврейка должны всегда помнить, что Всевышний, управляющий вселенной, вне всяких сомнений, в не меньшей степени распоряжается и «малой вселенной» — т. е. жизнью каждого из нас. И так же как весь большой мир принадлежит Ему одному, так и наш личный, внутренний мир подвластен только Ему и никому другому. Поэтому необходимо подчиняться Ему и верить в то, что Он безусловно ведет нас в правильном направлении. Более того, не следует вмешиваться в Его расчеты, руководствуясь недостатком веры или соображениями, не соответствующими Торе, а отсутствие согласия в семье является одной из таких вещей.

До тех пор пока не пришел Машиах, в мире не будет людей, лишенных недостатков, и, как нетрудно себе представить, у каждого они свои. Поэтому, памятуя о собственном несовершенстве, нам не следует подчеркивать и преувеличивать недостатки наших близких. На этой аксиоме должно строиться наше отношение к другому еврею, особенно если речь идет о муже и отце Ваших детей.

Я вовсе не собираюсь Вас упрекать, я лишь хочу показать Вам, что Ваша ситуация отнюдь не так тяжела, как Вам представляется, и отнюдь не так исключительна, как Вы вообразили. Всем нам приходится уживаться с некоторыми шероховатостями характера наших супругов и искать мирные пути гармоничного сосуществования. В тот момент, когда в семье воцарится мир, он становится сосудом для Б‑жественных благословений: преуспевания, здоровья, заработка, истинного наслаждения от детей, идущих праведными путями.

По моему мнению, Вам также следует посоветоваться с Вашим врачом по поводу еды и напитков (диеты) и поступать согласно его предписаниям.

5 кислева 5712 (1951)

Поделиться

Благословение и мир

Вы, безусловно, знаете, насколько важны мир и согласие среди евреев, как это неоднократно подчеркивается в Торе. Еще большее значение Тора придает понятию «шлом байт» — миру и согласию между мужем и женой. Доходит до того, что, невзирая на святость каждого слова Торы, особенно имен Всевышнего, записанных в Торе, есть один случай, когда Всевышний Сам повелел, чтобы Его Имя было стерто и смешано с водой — ради сохранения мира между женой и мужем.

Благословение и мир

Эти вопросы решаете не Вы, а Тора! Человек не вправе решать, какие постановления ему принимать, а какие нет! Меня также потрясло, что подобное решение Вы приняли столь хладнокровно, словно бы неповиновение местному раввину, разрешившему предохраняться, является проявлением благочестия!..

Благословение и мир

Дети — особый дар Всевышнего, и они являются наивысшим благословением, которого удостаивается человек. Это не тот вопрос, в котором мы можем себе позволить выбирать «правильное» время и расписание. Иными словами, еврей не вправе вмешиваться в Б‑жественные расчеты: он должен жить в соответствии с волей Всевышнего, явленной в Торе и подтвержденной в «Шульхан арухе»