Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 13 июня 2022
Поделиться

Вы пишете о своем муже и о его поведении после возвращения отсюда (по Вашим словам, он полностью, с головой ушел в работу). Вы пишете, что это плохо сказывается на семейной жизни, поскольку муж постоянно занят и т. д. Вы пишете, что даже среди членов вашей общины многие обеспокоены его поведением.

Я начну с возражения на Вашу последнюю жалобу. Основой и началом всех четырех разделов «Шульхан арух» является принцип: «Человек не должен стесняться людей, издевающихся над ним за его служение Б‑гу, да будет благословенно Его Имя» См. Кицур Шульхан арух, 1:3.
. Это тем более справедливо в тех случаях, когда причиной насмешек является зависть или нечто подобное, — и хорошо, если это белая зависть, о которой сказано: «Зависть мудрецов друг к другу преумножает мудрость» Бава батра, 22а.
.

Теперь что касается Вашей печали. Разумеется, Вы правы, когда пишете, что муж и отец обязан уделять время жене и детям. Очевидно, что эта заповедь не менее важна, чем любая другая заповедь нашей святой Торы. Известно высказывание рабби Шалома‑Дов‑Бера Шнеерсона, говорившего о времяпровождении отца с детьми: «Это столь же важно, как возложение тфилин» Целиком это высказывание звучит так: «Возлагать тфилин — заповедь Торы, которую ежедневно должен исполнять каждый, будь он знаток Торы или простак. Точно так же каждый человек должен ежедневно посвятить хотя бы полчаса размышлениям о религиозном воспитании своих детей и сделать все, что в его силах, и даже больше, чтобы убедить детей следовать тем путем, который им указали» (А‑Йом–Йом, с. 13).
.

Вместе с тем когда человек начинает совершенно новое дело и хочет, чтобы оно оказалось успешным, невозможно уделять ему строго отмеренное время «от звонка до звонка». Это правило верно для всех, и в особенности — в случае Вашего мужа, о котором известно, что он не умеет работать вполсилы: как Вы знаете, всякий раз, начиная новый проект, он отдается ему со всей страстью, на какую способен, и если знает, что не сможет целиком посвятить себя работе, то вообще не берется за дело.

По моим расчетам — и я практически уверен, что не ошибаюсь, — как только закончится первый этап работы над новым проектом, он вернется к привычной рутине и снова начнет исполнять свои священные обязанности отца и мужа. Более того, его поведение в роли отца и мужа ни в коей мере не помешает ему преуспеть, трудясь на новом поприще. На этот счет есть широко известное доказательство. Хотя Всевышний дал нам целых 613 заповедей, тем не менее ни одна из них не мешает и не противоречит другой заповеди — напротив, «одна заповедь влечет за собой другую» Авот, 4:2.
.

Что же касается Вашего вопроса: «Что же будет со мной?..» — дай Б‑г, чтобы еврейских женщин, чьи мужья занимаются воспитанием еврейских детей, приближая их к нашему Небесному Отцу, становилось все больше и больше. Ибо тех, кто занимается еврейским образованием, а также их близких, и прежде всего жен, помогающих мужьям в их трудах, ждет огромная материальная и духовная награда.

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 358)

Ктуба (брачный контракт). Феррара. 1739.

 

В соответствии с многочисленными высказываниями наших мудрецов, благословенной памяти, о важности мира между супругами, очевидно, что Вам необходимо сделать все, что в Ваших силах, ради примирения с мужем. Это тем более необходимо, поскольку от мира в Вашей семье в конечном счете будет зависеть счастье Вашей дочери и внуков.

Заповеди Торы стремиться к миру в семье придается особое значение в хасидизме, как видно из знаменитой беседы моего тестя, Ребе, который говорил: «Человек сотворен с двумя глазами: правым и левым. Смотреть правым глазом означает смотреть доброжелательно В каббале правая сторона ассоциируется с Б‑жественным милосердием, а левая — со строгим судом.
; на другого еврея каждый должен смотреть правым глазом, т. е. видеть, прежде всего, его достоинства и добродетели» Сефер а‑сихот 5691 (1930–1931). С. 158. .

Поскольку речь идет о заповеди Торы, которую называют Торой жизни, это означает, что исполнение этой заповеди вполне нам по силам, и, как известно, «ничто не может устоять перед волей».

(Игрот кодеш. Т. XX. С. 66)

 

Вы описали все, что произошло в Вашей семье, начиная со свадьбы и до сегодняшнего дня. Вы пишете о том, что эти события повлияли на Вас так сильно, что Вы всерьез подумываете о разводе с мужем.

Внимательно прочитав Ваше письмо, я пришел к твердому мнению, что, несмотря на все, что произошло, это ни в коем случае не может служить оправданием разрушения еврейского дома и еврейской семьи, которая, как сказано в тексте брачного контракта, предназначена стать «вечным жилищем».

Это тем более справедливо в Вашем случае, поскольку нежелательные события произошли в разгар больших перемен, происходивших в Вашей семье как в материальном, так и в духовном плане, ибо переход от холостой жизни к семейной и переезд из Земли Израиля в диаспору действительно связан с колоссальными изменениями.

Та фундаментальная роль, которая отводится Торой непреложной священности брачных уз как таковых и миру в семье в частности, становится понятнее, как только мы вспомним об удивительном Б‑жественном повелении стирать Имя Всевышнего ради примирения семейной пары См.: Бемидбар, 5:11–31. .

Вам следует обратиться со своими проблемами к местному раввину. Разумеется, Вам нужно будет говорить с ним в присутствии мужа, с тем чтобы раввин мог выслушать обе стороны, поскольку проблема касается вас обоих, ибо это необходимо для установления истины.

Если вы оба захотите, то сможете найти множество способов изменить к лучшему и укрепить отношения в семье. Разумеется, все усилия по восстановлению семейного мира не должны противоречить предписаниям и постановлениям наших мудрецов. Не будем забывать, что одно из их высказываний, которое мы повторяем каждое утро, гласит, что «заповедь примирения супругов включена в число заповедей, плоды исполнения которых человек пожинает в этом мире, а главная награда уготована ему в мире грядущем».

Я надеюсь, что Вы серьезно обдумаете все написанное выше и что Ваши размышления будут соответствовать серьезности проблемы.

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 225)

 

Когда, с Б‑жьей помощью, финансовое положение Вашего мужа улучшится, его настроение тоже естественным образом улучшится. Вы оба станете менее ранимы, и все ссоры и скандалы растают как дым.

Пока же этого не произошло, Вам, со своей стороны, следует прилагать максимум усилий, чтобы не обращать внимания на плохое настроение и на срывы мужа. Это позволит избежать споров и скандалов.

(Из письма от 5731 [1970–1971])

 

Мне было грустно узнать, что, как видно из текста Вашего письма, Вам не хватает упования на Всевышнего, которого мы могли бы ожидать от каждой еврейской женщины, особенно выросшей в хасидском доме. Безусловно, Ваше неверие плохо сказалось на Вашем здоровье и на здоровье Ваших близких.

Каждый еврей или еврейка должны помнить о том, что Всевышний, управляющий всей вселенной, управляет в частности и жизнью каждого из нас. Эту простую истину не должны ослаблять ни наше отсутствие упования на Всевышнего, ни наши неправедные поступки, одним из которых, кстати, служит нарушение мира в семье.

Пока не пришел Машиах, на земле нет ни одного человека, который был бы лишен недостатков и слабостей. Помимо всего прочего, этот факт означает, что если мы наблюдаем несовершенство одного человека, то мы можем быть столь же абсолютно уверены и в несовершенстве других людей. И если мы не хотим, чтобы нам самим постоянно указывали на наши слабости, то, соответственно, и нам с Вами не следует подчеркивать и преувеличивать слабости окружающих. Это касается любых отношений, и прежде всего — отношений между мужем и женой.

Я пишу не для того, чтобы упрекнуть Вас, но для того, чтобы убедить Вас, что положение Ваше вовсе не настолько тяжело и проблематично. Более того, Ваша ситуация далеко не уникальна, ибо каждому из нас приходится закрывать глаза на определенные недостатки наших близких. Поэтому гораздо продуктивнее для Вас будет сосредоточиться на деятельности, нацеленной на восстановление и упрочнение семейного мира.

Когда в доме воцаряется мир, он служит тем сосудом, который Всевышний наполняет различными благами, а именно: здоровьем, хорошим заработком и детьми, которыми родители будут гордиться.

(Игрот кодеш. Т. V. С. 61)

 

Мне было больно узнать об отсутствии мира в вашем доме. Хочется надеяться, что то, что я слышал, не соответствует истине, или же, во всяком случае, что речь идет о кратковременном кризисе. Пожалуйста, напишите мне, что происходит (на любом наиболее удобном для Вас языке).

Как бы то ни было, хотелось бы напомнить, что мой тесть, Ребе, благословил ваш брак, пожелав вам «мазаль тов». Поэтому Вам и Вашему мужу необходимо стать достойным сосудом, способным вместить это благословение, — вам нужно создать теплый хасидский дом, благословенный здоровыми, жизнестойкими детьми.

(Игрот кодеш. Т. XXI. С. 122)

Поделиться

Благословение и мир

Согласно нашей Торе, муж и жена являются не двумя самостоятельными сущностями, но составляют некий единый организм. Подобно тому как в человеческом теле укрепление и оздоровление одного органа безусловно положительно сказывается на других органах, так же и в браке двух евреев, женившихся по закону Моше и Израиля, то, что полезно для одного, в конце концов оказывается благом для обоих.

Благословение и мир

Вы, безусловно, знаете, насколько важны мир и согласие среди евреев, как это неоднократно подчеркивается в Торе. Еще большее значение Тора придает понятию «шлом байт» — миру и согласию между мужем и женой. Доходит до того, что, невзирая на святость каждого слова Торы, особенно имен Всевышнего, записанных в Торе, есть один случай, когда Всевышний Сам повелел, чтобы Его Имя было стерто и смешано с водой — ради сохранения мира между женой и мужем.

Благословение и мир

Эти вопросы решаете не Вы, а Тора! Человек не вправе решать, какие постановления ему принимать, а какие нет! Меня также потрясло, что подобное решение Вы приняли столь хладнокровно, словно бы неповиновение местному раввину, разрешившему предохраняться, является проявлением благочестия!..