День второй

Шмини

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы

Глава 9

  1. Поднесли ему хлебное приношение. Взяв оттуда пригоршню, он воскурил —[сжег] это на жертвеннике, сверх утреннего всесожжения.
    וַיַּקְרֵב֘ אֶת־ הַמִּנְחָה֒ וַיְמַלֵּ֤א כַפּוֹ֙ מִמֶּ֔נָּה וַיַּקְטֵ֖ר עַל־הַמִּזְבֵּ֑חַ מִלְּבַ֖ד עֹלַ֥ת הַבֹּֽקֶר
    Раши

    и принес хлебное подношение, и наполнил им свою ладонь, и воскурил на жертвеннике, кроме утреннего всесожжения.

    וימלא כפו …и наполнил им свою ладонь… – это и есть [многократно

    упоминаемое выше] взятие горсти торат коѓаним, милуим, 1; менахот, 9б. .

     можно было бы подумать, что здесь речь идет не о горсти, а о полной ладони, но мудрецы учат по текстуальной аналогии (гзера шава), что и здесь речь идет об объеме, заключенном между ладонью и тремя пальцами менахот, 11а. .

    מלבד עלת הבקר …кроме утреннего всесожжения. – все это [аѓарон] сделал после принесения постоянной жертвы всесожжения.

     слово מלבד милвад, обычно означающее «кроме», здесь значит «после» мизрахи. .такой порядок действий соответствует универсальному правилу: «частое предшествует нечастому» тосефта, брахот, 5:25. : если следует установить порядок действий, то более частое действие предшествует менее частому.

  2. Затем он зарезал быка и барана, как мирную жертву от народа. Сыновья Аѓарона поднесли ему кровь, и он окропил ею жертвенник со всех сторон.
    וַיִּשְׁחַ֤ט אֶת־הַשּׁוֹר֙ וְאֶת־הָאַ֔יִל זֶ֥בַֽח הַשְּׁלָמִ֖ים אֲשֶׁ֣ר לָעָ֑ם ֠וַיַּמְצִ֠אוּ בְּנֵ֨י אַֽהֲרֹ֤ן אֶת־הַדָּם֙ אֵלָ֔יו וַיִּזְרְקֵ֥הוּ עַל־הַמִּזְבֵּ֖חַ סָבִֽיב
  3. [Ему также поднесли] жир быка и барана —курдюк, сальник, почки и придаток, что над печенью.
    וְאֶת־הַֽחֲלָבִ֖ים מִן־הַשּׁ֑וֹר וּמִ֨ן־הָאַ֔יִל הָֽאַלְיָ֤ה וְהַֽמְכַסֶּה֙ וְהַכְּלָיֹ֔ת וְיֹתֶ֖רֶת הַכָּבֵֽד
    Раши

    и жир быка и барана, и курдюк, и покрытие, и почки, и придаток, что над печенью.

    והמכסה …и покрытие… – [это] жир, покрывающий внутренности см. ваикра, 3:3. .

  4. Жир положили на грудины [жертв], и [Аѓарон] воскурил —[сжег] жир на жертвеннике.
    וַיָּשִׂ֥ימוּ אֶת־הַֽחֲלָבִ֖ים עַל־הֶֽחָז֑וֹת וַיַּקְטֵ֥ר הַֽחֲלָבִ֖ים הַמִּזְבֵּֽחָה
    Раши

    и положили они жир на грудину, и воскурил он жир на жертвеннике,

    וישימו את החלבים על החזות и положили они жир на грудину… – после вздымания священник, совершавший его, передал их [жир и грудину] другому священнику на воскурение. части, бывшие сверху, оказались нижними менaxoт, 62а. .

    выше мы разбирали служение трех священников, каждый из которых переворачивает грудину с жиром на ней так, что их взаимное расположение дважды меняется см. ваикра, 7:30, раши и наш комм. там же. .

  5. Грудины и правую голень Аѓарон вознес пред Господом, как повелел Моше.
    וְאֵ֣ת הֶֽחָז֗וֹת וְאֵת֙ שׁ֣וֹק הַיָּמִ֔ין הֵנִ֧יף אַֽהֲרֹ֛ן תְּנוּפָ֖ה לִפְנֵ֣י יְהֹוָ֑ה כַּֽאֲשֶׁ֖ר צִוָּ֥ה משֶֽׁה
  6. Затем Аѓарон простер руки к народу, благословляя его, и сошел вниз —ибо он уже принес жертву за грех, жертву всесожжения и мирные жертвы.
    וַיִּשָּׂ֨א אַֽהֲרֹ֧ן [את־ידו] אֶת־יָדָ֛יו אֶל־הָעָ֖ם וַיְבָֽרֲכֵ֑ם וַיֵּ֗רֶד מֵֽעֲשׂ֧ת הַֽחַטָּ֛את וְהָֽעֹלָ֖ה וְהַשְּׁלָמִֽים
    Раши

    и поднял аѓарон руки к народу, и благословил их, и спустился [с жертвенника] после принесения жертвы за грех, жертвы всесожжения и мирной жертвы.

    ויברכם …и благословил их… – [аѓарон благословил народ] священническим благословением: «да благословит тебя [господь и сохранит тебя!] да озарит [господь лицо свое тебе и помилует тебя!] да обратит [господь лицо свое к тебе и даст тебе мир!]» см. бемидбар, 6:22-26. ,  торат коѓаним, милуим, 1.

    וירד …и спустился… – [аѓарон спустился] с жертвенника.

  7. Моше и Аѓарон вошли в Шатер Встречи, вышли оттуда и благословили народ. И тут Слава Господа явилась всему народу:
    וַיָּבֹ֨א משֶׁ֤ה וְאַֽהֲרֹן֙ אֶל־אֹ֣הֶל מוֹעֵ֔ד וַיֵּ֣צְא֔וּ וַיְבָֽרֲכ֖וּ אֶת־הָעָ֑ם וַיֵּרָ֥א כְבֽוֹד־יְהֹוָ֖ה אֶל־כָּל־ הָעָֽם
    Раши

    и вошли моше и аѓарон в шатер собрания, и вышли [оттуда], и благословили народ. и явилась слава господа всему народу.

    ויבא משה ואהרן и вошли моше и аѓарон… – для чего они вошли [в шатер собрания]? вот что нашел я в разделе о вступлении в служение в барайте, дополнении к торат коѓаним там же, 19. :

    «зачем моше вошел вместе с аѓароном? чтобы научить его совершать воскурение».

    а может быть, он вошел по другой причине? я сравниваю спуск [с жертвенника] и вход [в шатер]. и то и другое требовало благословения см. ваикра, 9:22,23. . как спуск совершался [для нужд] служения, так и вход –

    [для нужд] служения. мы вынуждены сделать вывод, что моше вошел вместе с аѓароном, чтобы научить его совершать воскурение.

    другое толкование: аѓарон увидел, что служение завершено и все жертвоприношения совершены, но шхина все еще не спустилась к израилю, [огонь не сошел на жертвенник]. он был огорчен и сказал: «знаю, что святой, благословен он, гневается на меня, это из-за меня шхина не спускается к израилю». сказал [аѓарон]: «моше, брат мой, так ты ведешь себя со мной?! вот, я вошел [в шатер по твоему слову], но был посрамлен!» немедленно вошел с ним моше и вместе просили они о милосердии, и спустилась шхина к израилю торат коѓаним, милуим, 19. .

     первое объяснение основывается на том, что до этих пор аѓарон не мог войти с моше в шатер и не видел, как тот совершает воскурение.

    раши не вполне удовлетворен приведенным объяснением, поскольку неясно, почему тора «скрыла» причину появления моше в шатре вместе с аѓароном. и еще, непонятно, почему непосредственно после входа братьев в шатер сказано: «и явилась слава господа»? поэтому он приводит и другое объяснение.

    ויצאו ויברכו את העם …и вышли [оттуда], и благословили народ… – сказали: «“и да будет милость господа бога нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди!” теѓилим, 90:17. да будет воля [всевышнего на то], чтобы шхина пребывала в делах ваших рук».

    в течение семи дней посвящения моше собирал и воздвигал скинию и разбирал ее [снова и снова] каждый день, и совершал в ней служение, но шхина еще не пребывала в ней. поэтому сыны израиля были в смятении и говорили моше: «моше, учитель наш, сколько трудились мы, чтобы шхина пребывала среди нас, чтобы был искуплен нам грех [поклонения золотому] тельцу!» ответил он им на это: «то, что повелел господь, сделайте, и явится вам слава господа! см. ваикра, 9:6,23. а брат мой аѓарон достойней и заслуженней меня: благодаря его жертвоприношениям и его служению шхина пребудет среди вас. и узнаете вы, что всевышний избрал его» торат коѓаним, милуим, 15. .

     этот комментарий построен на совместном прочтении трех стихов: 9:5, 6 и 9:23.

Поделиться
Отправить

Уроки Торы I. Шмини

Название недельной главы «Шмини» (в переводе — «восьмой») относится к дню, когда Аарон и его сыновья начали службу в святилище. В этот день раскрылась Слава Б‑га. Но почему он назван «восьмой день»? Только ли потому, что наступил после семи дней освящения святилища? Вряд ли он похож на простое их продолжение. Ведь в те семь дней евреи стремились приблизиться к Б‑гу, совершенствуя себя и этот мир.