День первый

Бехукотай

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы
НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

Глава 26

  1. Если вы будете поступать по Моим установлениям, соблюдать Мои заповеди и исполнять их,
    אִם־בְּחֻקֹּתַ֖י תֵּלֵ֑כוּ וְאֶת־מִצְוֹתַ֣י תִּשְׁמְר֔וּ וַֽעֲשִׂיתֶ֖ם אֹתָֽם
    Раши

    если вы будете следовать моим законам, соблюдать мои заповеди и исполнять их,

    אם בחקתי תלכו «если вы будете следовать моим законам…» – может быть, это [сказано] о соблюдении заповедей? нет, ведь [далее] написано: «…и будете соблюдать мои заповеди» – это явно сказано о заповедях. если так, то как я могу понять [слова] «если вы будете следовать моим законам…»? прилежно трудитесь [над изучением] торы торат коѓаним, бехукотай, 1. .

     обычно слово חקות хукот – «законы» – означает часть заповедей, которые объединены единым свойством: иррациональностью. их человек должен исполнять не потому, что они кажутся ему разумными или полезными, а только в силу подчинения воле творца. так обычно толкует это слово и раши напр., раши к ваикра, 18:4. . здесь же подобное понимание стиха превращает его в тавтологию.

    ואת מצותי תשמרו «…соблюдать мои заповеди…» – прилежно трудитесь [над изучением] торы, чтобы [знать, как] соблюдать и исполнять [заповеди], как сказано: «…и изучайте их, и соблюдайте их, чтобы исполнить» дварим, 5:1. .

     разве «соблюдать» и «исполнять» – это не одно и то же? раши связывает глагол תשמרו тишмеру – «будете соблюдать» – с повелением изучать тору и читает начало стиха так: «если вы будете прилежно изучать тору, чтобы соблюдать мои заповеди...»

  2. то Я пошлю вам дожди вовремя, и земля даст урожай, и деревья в поле принесут плоды.
    וְנָֽתַתִּ֥י גִשְׁמֵיכֶ֖ם בְּעִתָּ֑ם וְנָֽתְנָ֤ה הָאָ֨רֶץ֙ יְבוּלָ֔הּ וְעֵ֥ץ הַשָּׂדֶ֖ה יִתֵּ֥ן פִּרְיֽוֹ
    Раши

    то я дам вам дожди вовремя, и земля даст урожай, и полевые деревья дадут плоды.

    בעתם «…вовремя…» – когда люди обычно не выходят [из дома], например в ночь на субботу или праздник торат коѓаним, бехукотай, 1; таанит, 23а. .

     неправильно было бы истолковать это «вовремя» как указание на время, оптимальное для роста растений, ведь уже сказано, что дожди приведут к максимальному урожаю: «и земля даст урожай». значит, считает раши, речь идет о времени, оптимальном для людей.

    ועץ השדה «…и полевые деревья…» – это деревья, которые не плодоносят, но в будущем и они станут приносить плоды там же. .

     по мнению мидраша плодоношение плодовых деревьев уже упомянуто в словах «земля даст урожай», и данный комментарий снимает избыточность слов «полевые деревья дадут плоды».

  3. Молотьба будет у вас длиться до сбора винограда, а сбор винограда будет длиться до сева. Вы будете есть хлеб досыта и жить в вашей стране спокойно.
    וְהִשִּׂ֨יג לָכֶ֥ם דַּ֨יִשׁ֙ אֶת־בָּצִ֔יר וּבָצִ֖יר יַשִּׂ֣יג אֶת־זָ֑רַע וַֽאֲכַלְתֶּ֤ם לַחְמְכֶם֙ לָשׂ֔בַע וִֽישַׁבְתֶּ֥ם לָבֶ֖טַח בְּאַרְצְכֶֽם
    Раши

    и достигнет у вас молотьба сбора винограда, а сбор винограда достигнет сева, и вы будете есть хлеб досыта и будете жить спокойно в вашей стране.

    והשיג לכם דיש את בציר «и достигнет у вас молотьба сбора винограда…» – урожай злаков будет столь велик, что его обмолот продлится до сбора винограда. а сбором винограда вы будете заняты до начала сева торат коѓаним, бехукотай, 1. .

     можно было бы подумать, что урожай злаков запоздает до времени сбора винограда, а сбор винограда – до сева гур арье. или что у народа не будет возможности приступить к обмолоту до самого сбора винограда мизрахи. . тогда стих превратился бы из благословения в проклятие.

    ואכלתם לחמכם לשבע «…и вы будете есть хлеб досыта…» – [то есть] будете есть немного, но [еда] будет благословенна в чреве, [то есть человек

    будет сыт малым] торат коѓаним, бехукотай, 1. .

     см. раши и наш комм. к ваикра, 25:19.

Поделиться
Отправить

Обсуждение закрыто.

Уроки Торы I. Бехукотай

Недельная глава «Бехукотай» начинается со слов: «Если по установлениям Моим будете вы поступать». Беседа Ребе представляет собой комментарий‑размышление по поводу именно этой фразы. Исследуются две важнейшие темы: природа изучения Торы и соотношение между верой и пониманием.