Слово раввина

«Лузер» — это не по‑еврейски

Берл Лазар 2 ноября 2017
Поделиться

К моему сожалению, в русский язык в последние годы прочно вошло англо‑американское словечко «лузер». Почему «к сожалению»? Потому что это слово задает шкалу жизненных ценностей и предпочтений, чуждую нашей вере и традиции. Человек, который называет другого «лузером» — или, не дай Б‑г, сам себя считает «лузером», — убежден, что жизнь — это постоянная борьба, что надо все время побеждать окружающих, а кто не побеждает, тот неудачник.

Между тем наша традиция основана на принципиально иной системе ценностей: жизнь — это служение Б‑гу, Б‑г каждому дает свое уникальное задание, которое не может выполнить никто другой. Поэтому не может быть «победителей», и тем более не может быть «лузеров». Мишна так формулирует эту истину: «Не презирай никакого человека и не считай что‑либо невозможным: ибо нет человека, у которого не было бы его часа, и нет вещи, у которой не было бы ее места».

Понятно, что презирать человека в любом случае нехорошо: все мы дети Б‑га единого и должны уважать друг друга, как братья. Но мишна здесь идет дальше и говорит, что «нет человека, у которого не было бы его часа». То есть даже если нам кажется, что какой‑то человек ничего не стоит, — что он, как говорят, «лузер», — это вовсе не значит, что к нему можно относиться с презрением: Б‑г дал ему задание, отличное от нашего, и когда он свое задание выполнит, может оказаться, это будет для нас даже более важно, чем то, чего мы добились сами.

Вспомните историю Йосефа: он был младшим в семье, старшие братья ни во что его не ставили, в конце концов бросили в яму — а чем все закончилось? Йосеф стал министром в Египте, и вся семья должна была просить у него помощи!

Мишна учит нас не просто «не презирать» тех, кто нам кажется менее важным, менее сильным или менее удачливым: она предупреждает, что не стоит считать что бы то ни было невозможным. Каждому Б‑г дает особое задание, каждому Он дарует силы и способности, чтобы это задание выполнить. Мы не всегда знаем собственный потенциал — и уж тем более мы не имеем представления о потенциале другого человека. Но коль скоро мы верим в Б‑га, коль скоро доверяем Б‑гу и доверяемся Ему — мы должны понимать, что задания, полученные другими людьми, не менее важны, чем наше, потенциал их не меньше нашего, и каждый способен добиться таких результатов, о которых мы и помыслить не в состоянии.

Мы знаем, что рабби Акива в молодости не умел читать и пас овец у богача по имени Кальба Савуа. Дочь этого человека влюбилась в пастуха и вышла за него замуж. Богач, понятное дело, был в ярости: он поклялся, что видеть не желает ни зятя, ни дочь. Потом он раскаялся в своем решении, но было поздно: Акива и его жена ушли в город, и Кальба Савуа долгие годы не мог их найти. В один прекрасный день ему стало известно, что есть знаменитый раввин, который может освободить человека от любого взятого на себя обета. Кальба Савуа пришел к этому раввину и изложил свое дело. Раввин задал ему один лишь вопрос: «Если твой зять ничего не добился в жизни, ты все равно хотел бы восстановить с ним отношения?» Да, говорит богач, я понимаю, что был не прав, нельзя прогонять человека только потому, что он не добился такого успеха, как я… Что ж, сказал ему раввин, Б‑г принял твое раскаяние: твой зять Акива сейчас разговаривает с тобой.

Таким образом, каждый из нас служит Б‑гу и реализует свой потенциал, выполняя Его задание. Но точно так же и все вещи служат нам — и Б‑г посылает их нам, чтобы они помогали реализовывать наш потенциал. Как поясняет мишна, «нет вещи, у которой не было бы ее места». В Торе мы читаем: когда Яаков пошел на встречу с Эсавом, он вернулся, чтобы взять забытый маленький кувшинчик. Он решил, что раз эта вещь получена от Б‑га, от нее обязательно будет польза. Отсюда наш обычай — не выбрасывать вещи: если она не нужна тебе — отдай другому, пусть пригодится ему.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом», — говорит Шломо в книге Коелет. Иными словами, в любой момент все может измениться, никогда нельзя опускать руки, и Б‑г управляет всеми процессами, всеми людьми и вещами. Мидраши рассказывают, что Давид в юности не мог понять, почему Б‑г сотворил паука: думал, что «просто так». Но когда ему пришлось прятаться от Шауля, он забрался в пещеру как раз тогда, когда паук начал плести свою сеть на входе: когда в этом месте появились преследователи, они увидели паутину и решили: здесь никого нет… Так будущий царь Давид спасся благодаря «вещи, у которой было свое место». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Идеалы и интересы

Жить по Торе означает не просто «жить достойно», но еще и «жить с удовольствием». Само соблюдение заповедей делает нашу жизнь лучше: соблюдение шабата и праздников дарит радость и веселье, соблюдение кашрута дарит здоровье, молитва позволяет общаться с Б‑гом, цдака дает чувство удовлетворения от того, что принес добро другим людям…

Мудрость человеческая и мудрость Б‑жья

Вот тема вечного спора, который знаком каждой еврейской семье. На что больше обращать внимание при обучении и воспитании детей: на светскую или на религиозную составляющую? Что лучше: отдать ребенка учиться в математическую или языковую гимназию или все‑таки в еврейскую школу?