Отмщение врагам еврейского народа

ИЦХАК СТРЕШИНСКИЙ 9 августа 2019
Поделиться

Пост Девятого ава установлен в память о разрушении Храма. В качестве одного из последствий этого трагического события в еврейской теологии получила дополнительное развитие идея о необходимости и важности отмщения ненавистникам, разрушившим Храм и продолжавшим преследовать евреев, даже изгнанных со своей земли. Мы рассмотрим некоторые источники, в которых она содержится, начиная с текстов, которые были составлены в первые века после разрушения Храма, и заканчивая более близкими нам по времени.

Страница из Агады. Художник Бен Шан. 1931. Cобрание автора

Начнем с двух стихов из книги Теилим (Псалмов), которые мудрецы ввели в текст Пасхальной агады, предписав читать их незадолго до окончания «седера»: «Излей гнев Свой на народы, которые не признают Тебя, и на царства, которые не призывают Твоего Имени! — За то, что пожрали они Яакова и жилище его разорили» (Теилим, 79:6‑7). Интересно, что они выбрали именно эти слова, а не стихи утешения из Танаха, в которых, например, говорится об Избавлении народа Израиля. По‑видимому, находясь под жестокой римской властью, мудрецы считали, что ободрение еврейского народа в один из важнейших праздников еврейского календаря будет звучать более весомо и серьезно, если описать падение их ненавистников. Обратим внимание, что народы, «которые не признают Тебя», — это именно те, кто «пожрали Яакова». Еврейский народ — это народ Б‑жий, Его представитель в этом мире — Творец — идентифицирует Себя как Б‑г Израиля; как освящение, так и осквернение Его Имени происходит посредством этого народа. Согласно классическим комментариям, под словом «жилище» имеется в виду Иерусалимский храм.

Развитие этой идеи можно увидеть во включенном в антологию «Ялькут Шимони» мидраше, толкующем слова: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б‑г ваш» (Йешаяу, 40:1). В чем же мудрецы видели утешение после разрушения Храма? Согласно мидрашу, Всевышний велел пророкам утешать народ Израиля. Они приходили один за другим, пытаясь его утешить, однако евреи отказались принять их слова. В конце концов сам Всевышний обратился к народу Израиля, чьи отношения с Ним уподоблены в этом мидраше отношениям дочери и отца: «Дочь Моя, отчего весь этот гнев?» Ответ народа был таков: «Владыка Вселенной, разве неправильно, что я в гневе? Ты отправил меня в изгнание среди других народов, проклял меня злыми проклятиями, и я получала удары — пока моим уделом не стал позор, но все же я освящала Твое великое Имя!» После серии вопросов и ответов далее в мидраше приводятся слова Всевышнего: «Дочь Моя, пришло время твоего Избавления!» Казалось бы, нет утешения больше этого, однако, согласно мидрашу, народу Израиля было недостаточно этого заверения. «Сразу же отвечает Ему: «Владыка Вселенной, я не найду утешения до тех пор, пока не увижу Твоего отмщения злодеям, которые причиняли мне горе и поносили Твое Имя». На это Всевышний ответил: «Дочь моя, Я обещаю! Я приведу их, и в твоем присутствии с них будет взыскан долг, покуда они не станут поедать свою плоть, как сказано: “Накормлю Я притеснителей твоих их же мясом, и упьются они своей кровью как молодым вином, и узнает всякая плоть, что Я — Г‑сподь, спасающий тебя и избавляющий тебя, Сильный Яакова” (Йешаяу, 49:26)».

Итак, согласно приведенному выше мидрашу, народ Израиля отказывался принимать утешение даже после того, как Сам Всевышний обещал евреям окончательное торжество добра и истины. Мидраш хочет донести до нас идею, что мир невозможно привести к конечной цели его существования, к окончательному Избавлению, оставив без возмездия то, что делали евреям, являющимся представителями Всевышнего, их ненавистники. Народ Израиля как бы говорит Всевышнему: утешение невозможно до тех пор, пока злодеям, которые «причиняли мне горе и поносили Твое Имя», не воздастся за содеянное ими. Обратим внимание на эту двойственность: во‑первых, «причиняли мне горе», а во‑вторых, «поносили Твое Имя». Здесь вновь отражена идея о том, что причинение страданий еврейскому народу — это осквернение Имени Всевышнего, ведь в глазах всего мира народ Израиля ассоциируется с Творцом, вне зависимости от отношения к Нему. Согласно процитированному в мидраше стиху из книги Йешаяу, народы признают Всевышнего посредством воздаяния по заслугам ненавистникам евреев за зло, которое те причинили еврейскому народу.

Идея необратимости и необходимости возмездия врагам и губителям явственно отражена в молитве «Ав а‑рахамим» («Милосердный Отец»), которая появилась после гибели прирейнских общин в 1096 году во время Первого крестового похода и которую и сегодня евреи читают по субботам во всех синагогах Европы. В этой молитве, среди прочего, приводятся многочисленные цитаты из книг Танаха, в которых говорится о важности отмщения врагам еврейского народа: «Милосердный Отец наш, обитающий в горних высях, по Своему безграничному милосердию с состраданием вспомнит благочестивых, прямодушных и чистых душою, святые общины отдавших жизнь для освящения Имени. Любовь и милость [скрепляли] их при жизни, и смерть не разлучила их. Стремительнее орлов и сильнее львов были они, выполняя волю Владыки своего, желание Творца. Бог наш да вспомнит их добром вместе со всеми праведниками мира и отмстит за пролитую кровь рабов Его, как написано в Торе Моше, избранника Б‑га: “Воспоют племена славу народа Его, ведь отомстит за кровь рабов Своих и [за грабеж] воздаст врагам их, утешит землю Свою и народ Свой”. И написано со слов пророков, рабов Твоих: “Разве прощу Я? — Нет, никогда не прощу Я за кровь их, [а отомщу за нее, сказал] Г‑сподь, когда буду пребывать в Сионе”. И в Святом Писании сказано: “Зачем будут говорить среди народов: где Бог их? Пусть станем мы свидетелями, как все народы узнают об отмщении за пролитую кровь рабов Твоих”. И сказано: “Ибо взыскивающий за кровь помнит их, не забывает Он стона замученных”. И сказано: “Покарает Он народы, [и поле битвы] наполнится трупами. Поразит Он правителя страны великой, [чьи жители] гордились, что пьют из реки изобилия, протекающей по стране их”».

Идея о необходимости отмщения ненавистникам евреев высказывалась во время страшнейших событий в истории еврейского народа — уничтожения евреев в годы Второй мировой войны. В связи с этим важно ознакомиться с мнением раввина Менахема Зембы (1883–1943), одного из крупнейших раввинов довоенной Европы, руководивших движением «Агудат Исраэль». Будучи самым авторитетным раввином в Варшавском гетто, р. Земба дал благословение на начало восстания и был одним из первых, кто дал средства на покупку оружия за стенами гетто. Он вынес также постановление, не только разрешающее участие в восстании, но и призывающее к нему. Согласно сохранившимся свидетельствам, р. Менахем Земба говорил, что, в соответствии с законами Торы, есть заповедь организовать восстание, используя наилучшую военную тактику, что отмщение убийцам и самопожертвование являются исполнением заповеди. Он подчеркивал, что евреям запрещено безропотно принимать гибель от руки врагов и что единственный путь освятить Имя Всевышнего — это вооруженное сопротивление.

После начала восстания в Варшавском гетто эсэсовцы расстреляли р. Зембу. Он был похоронен на территории гетто, а в 1958 году его останки были перенесены в Израиль и перезахоронены.

В завершение статьи приведем мнение раввина Йосефа‑Дова Соловейчика (1903–1993) — мыслителя, законоучителя и одного из идеологов современного ортодоксального еврейства США. Мнение р. Соловейчика об отмщении врагам евреев важно привести, в частности, потому, что его считают своим духовным авторитетом те представители религиозного сионизма в Израиле, которые занимают далеко не правые позиции. В своей известной статье «Голос Любимого зовет», основанной на его выступлении в День независимости Израиля в 1956 году, р. Йосеф‑Дов Соловейчик писал: «Впервые в истории нашего изгнания Б‑жественное Провидение ошеломило ненавистников евреев, открыв им, что еврейская кровь имеет свою цену. Если антисемиты назовут это явление “око за око”, пусть будет так, мы согласимся с ними. Если мы хотим мужественно защищать наше национально‑историческое существование, мы обязаны иногда истолковывать стих “око за око” буквально. Много глаз потеряли мы в течение нашего горького изгнания, из‑за того что не отвечали ударом на удар. Пришло время исполнять закон “око за око” по его простому смыслу. Я уверен, что все знают, что я из тех, кто верит в Устную Тору, и что у меня нет сомнения в толковании этого стиха Алахой, предусматривающей денежное возмещение. Однако по отношению к иерусалимскому муфтию и Насеру я бы потребовал истолковывать “око за око” буквально — взять и выбить глаз! И не обращайте внимания на сладко‑пышные фразы известных ассимиляторов и некоторых социалистов‑евреев, считающих, что они все еще живут в Белостоке, Бриске и Минске 1905 года, и демонстративно заявляющих, что мщение для народа Израиля запрещено в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах. Глупости! Запрещена месть как самоцель, но если поднимаются с ее помощью на защиту своей жизни и достоинства — тогда это элементарное право каждого человека.

Тора всегда учила нас, что человеку не только дозволено, но и надлежит защищать себя, ибо в этом его святой долг. <…> Не случайно Тора рассказывает о двух своих великих героях, Аврааме и Моше, взявших в руку меч, чтобы защитить своих братьев. Авраам вооружил своих людей, чтобы спасти своего родственника Лота, а Моше убил египтянина, истязавшего еврея. Такое поведение не противоречит принципу милосердия. Напротив, терпеливое отношение без самозащиты может привести иногда к самой ужасной жестокости. Сказано: “Покажу Я величие Мое над фараоном и над всем его войском <…> и узнают египтяне, что Я — Г‑сподь!” (Шмот, 14:4). Всевышний не искал Себе славы и известности. Он хотел, чтобы фараон, современник Моше, понял, что ему предстоит заплатить высокую цену за указ бросать в Нил новорожденных еврейских мальчиков. Так же и сейчас Он желает, чтобы была отомщена кровь еврейских ребят, убитых во время молитвы. <…> Народ, который не может охранять свою свободу и покой, несвободен и несамостоятелен. <…> Благословен Всевышний, давший нам дожить до того времени, когда евреи в силах — с Его помощью — защищать себя!»

В приведенных в этой статье источниках, возникших на разных этапах еврейской истории, мы пытались показать важность возмездия за злодеяния, то есть то, насколько важно в рамках еврейской традиции, чтобы ненавистники и убийцы евреев не остались безнаказанными, что отмщение им является освящением Имени Всевышнего. Мы должны делать все возможное, чтобы защищать Святую землю, дарованную нашему народу Создателем, и защищать своих собратьев, где бы они ни находились, уповая на Всевышнего и осознавая, что успех зависит, прежде всего, от Него.

(Опубликовано в №292 , август 2016)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: Сто лет отношений между Фордами и евреями

Форд лично подарил первому президенту Израиля автомобиль Ford Lincoln Cosmopolitan. По сообщениям СМИ, единственным получателем этой модели, кроме Вейцмана, был президент США Гарри Трумэн. Шестидневной войны. Вскоре после Шестидневной войны Форд‑младший выполнил и свое обещание создать сборочный завод Ford в Израиле и поддерживать деловые отношения с еврейским государством, отказываясь уступать перед угрозой бойкота, несмотря на обширные и прибыльные связи в арабском мире.

Ваейце: миссия еврея

Из этой истории мы можем извлечь для себя урок об особой силе, которая дается человеку, когда он стремится привнести в мир Б-жественную святость. На каждом из нас лежит миссия выйти из святого места, «из шатров Шема и Эвера», как именуются в Торе центры Учения, в «Харан», где приходится общаться с «Лаваном Араметянином», в будничную жизнь с ее повседневными заботами. И все это для того, чтобы высвободить из обыденных предметов материального мира искры святости.

Недельная глава «Вайеце». Свет в темные времена

Решающие для всей жизни Яакова встречи с Г‑сподом происходят всегда между важными периодами, когда один этап завершен, а другой еще не начат, когда Яаков одинково рискует и если будет двигаться вперед, и если попробует вернуться назад. Но именно в эти моменты наибольшей уязвимости он встречает Г‑спода и находит в себе мужество продолжать путь, невзирая на все его опасности.