Раскрыть свою душу — душе Торы

Берл Лазар 10 марта 2018
Поделиться

Одной из главных проблем современного общества стал кризис подрастающего поколения, а крайним проявлением этого кризиса — подростковое насилие. Психологи говорят, что причина лежит в низкой самооценке: а она, в свою очередь, вызвана страхом подростка, что его низко оценят окружающие. Отсюда, в частности, стремление уйти в виртуальную реальность — завести как можно больше «френдов» в сети, набрать от них как можно больше «лайков». А если «лайков» мало — для подростка это целая трагедия.

Понятно, что уход в виртуальную реальность интернета — это уже симптом кризиса. Значит, чего‑то недостает в реальности. В первую очередь — дома, в семье. Ребенок становится проблемным, если родители не сумели его правильно воспитать, дать ему понимание того, что правильное поведение — это, прежде всего, для его собственной пользы, для его собственной души, для его радости!

Наши мудрецы обозначили эту проблему уже очень давно и дали ей точный диагноз. Мишна говорит: «Кто почитает Тору, его тело будет почитаемо людьми; кто оскверняет Тору — его тело будет осквернено».

Тут сразу возникает вопрос: при чем тут тело? Какое отношение Тора имеет к телесности человека? Но наши мудрецы учат, что и у самой Торы есть тело и есть душа. Тора — это не просто книга, свиток пергамента, но Святая книга, свод Б‑жественной мудрости. Если человек видит в Торе только «тело», материальный предмет — он во всем будет видеть только телесное, в том числе в самом себе. Соответственно, и окружающие начинают воспринимать его как тело без души, недостойное какого‑либо уважения. И наоборот — человек, ощущающий душу Торы, строящий всю свою жизнь по Торе, сам развивает свое духовное начало. К такому человеку отношение совершенно иное: его уважают при жизни, и даже после его ухода из этого мира, когда физическое тело его обращено в прах, о нем вспоминают с почтением!

Так что «уважение к Торе», о котором говорит мишна, — это уважение к духовному началу. Понятно, что здесь мы имеем в виду несколько разных вещей. Человек может уважать саму Тору, то есть понимать, что Тора от Б‑га, что в каждом ее слове заложен глубокий смысл. Человек может уважать мудрецов, преуспевших в Торе, видеть в них своих учителей, стараться следовать их путями. Наконец, человек может уважать изучение Торы, стремиться проникнуть в ее тайны. Но все эти модели поведения имеют общую основу: «уважение к Торе» как понимание того, что она находится не только в материальном мире, но и в духовных мирах. Именно из этого понимания возникает каббала — метод открывания секретов Торы. Отсюда же и хасидут — методика вхождения в душу Торы.

Но есть еще один, более глубинный подход к соотношению «тела» и «души» Торы. В мишне используется слово «гуф» — оно означает «тело», но также «сущность»: например, «гуфо шель иньян» — «суть дела». Если обратиться к сущностному аспекту, мы видим в Торе, с одной стороны, свод знаний и мудрости, а с другой — практическое применение этих знаний и этой мудрости, выстраивание собственной жизни в соответствии с ее заповедями, повелениями и запретами. И здесь, опять же, возможны две тактики человеческого поведения. Есть люди, которые соблюдают из страха: они прочитали в Торе, что Б‑г велел так поступать, и боятся, что будут наказаны, если нарушат заповедь. Это как раз «телесный» подход к Торе, причем в самом худшем смысле слова. Такой человек воспринимает заповеди как нечто неудобное, ограничивающее его свободу: Б‑г для него своего рода милиционер, который может, если что, арестовать и наказать. Догадайтесь, как этот человек поведет себя, если сочтет, что «милиционер отвернулся»?! А уж как мы будем относиться к подобному поведению — это ясно без слов!

Совсем другое дело, если человек соблюдает заповеди с любовью, строит свою жизнь не на страхе, а на истинном уважении к Торе, на понимании того, что вводимые ею ограничения имеют одну‑единственную цель — сделать жизнь человека лучше, дать ему счастье и духовное совершенство. Это уважение к «душе Торы», к тому, ради чего Б‑г нам ее дал; в конечном счете — уважение к самому Б‑гу! В этом случае человек достигает сразу двух целей. Во‑первых, «его тело почитаемо людьми» — окружающие, естественно, уважают праведных. А во‑вторых (и, наверное, в главных) — человек выигрывает в качестве собственной жизни. Он обретает новые силы, ему все легко дается…

На этот счет есть притча о человеке, который получил на почте тяжелую посылку от отца. В сопроводительной квитанции было сказано, что содержимое посылки — «камни». И вот тащит этот человек посылку домой, прямо руки чешутся выбросить, останавливает только страх разгневать отца. А тут как раз отец звонит ему по мобильному телефону: «Тяжело? Ну, правильно — золотые самородки тяжелые…» Тут наш человек как‑то сразу перестал обращать внимание на вес — бегом бежит с посылкой домой, чуть не пляшет от радости! 

Поделиться

Что в имени тебе моем?..

Если верующий ведет себя правильно, люди говорят: «Смотрите, какой он честный и порядочный — это потому, что Б‑г дал ему правильные заповеди». Если же, не дай Б‑г, верующий согрешил — тем самым он осквернил Имя Б‑жье в глазах окружающих. Для нас это самый страшный грех.

Единственное качество, которому не вредит крайность

Гордыня начинается там и тогда, где и когда человек приходит к выводу, что эти хорошие черты — его личное достижение. В этот момент он неизбежно начинает гордиться собой, а на других людей, не столь «успешных», смотрит сверху вниз. И всё: он охвачен гордыней, которую Тора приравнивает к идолопоклонству.

«Лузер» — это не по‑еврейски

Наша традиция основана на принципиально иной системе ценностей: жизнь — это служение Б‑гу, Б‑г каждому дает свое уникальное задание, которое не может выполнить никто другой. Поэтому не может быть «победителей», и тем более не может быть «лузеров». Мишна так формулирует эту истину: «Не презирай никакого человека и не считай что‑либо невозможным: ибо нет человека, у которого не было бы его часа, и нет вещи, у которой не было бы ее места».