Б‑жественное провидение

Эдуард Шифрин 23 апреля 2018
Поделиться

Монография Эдуарда Шифрина под названием «От бесконечности до человека», только что вышедшая в издательстве «Книжники», написана на актуальном в современном гуманитарном знании пересечении разных сфер: в данном случае науки и еврейской традиции. Автор интерпретирует такие глобальные темы, как зарождение жизни на Земле, теории Большого взрыва и т. п., одновременно привлекая самые современные научные знания по биологии, химии и физике, а также каббалистические представления и категории, постулаты иудаизма. В таком подходе есть полифония взгляда на мир интеллектуала и соблюдающего еврея, попытка цельной, гармоничной картины мира современного человека, включающая знание Торы и достижения теории информации, классической и квантовой физики, других наук. Предлагаем вниманию читателей фрагменты из нового издания.

Что такое Б‑жественное провидение?

На кого или на что оно распространяется?

Каков его механизм?

В чем оно выражается?

Вначале хотелось бы сделать несколько замечаний.

1. Согласно каббале, зло является неизбежной частью творения, но Всевышний в Своей справедливости дал нам инструменты и правила, чтобы победить его.

2. Обладая свободой выбора, человек действует в мире, который создан Всевышним в соответствии с Его законами, в том числе с законом причины и следствия, который также является законом Творца.

3. Всемогущество Всевышнего проявляется во всем, в том числе в возможности самоограничения.

4. Смысл жизни человека был определен при его создании, когда Адаму было поручено возделывать и охранять райский сад. Во второй части книги «Тора ор» Алтер Ребе комментирует эти слова так: «Чтобы возделывать его — исполнять предписывающие заповеди, чтобы хранить — не нарушать запреты» См.: Рабби Шнеур‑Залман из Ляд. Тора ор. Т. 2. М.: Книжники, 2016.
. Таким образом, мы можем заключить, что победа над злом — интеллектуальное познание — является смыслом жизни человека.

5. При выполнении этой задачи (победы над злом) смысл нашей жизни изменится, и мы будем жить в Мире грядущем.

Позиция иудаизма

Вопрос Б‑жественного провидения является одним из центральных в иудаизме. Традиционно выделяются два мнения: Маймонида и основателя движения хасидизма Бааль‑Шем‑Това.

 

Позиция Маймонида

В своей книге «Путеводитель растерянных» Маймонид отмечает, что растения и неживая природа рассматриваются Б‑жественным провидением только в общем виде, а не индивидуально. Маймонид также говорит о разных степенях Б‑жественного провидения среди людей. Он пишет: «За каждым будет наблюдать Б‑жественное провидение в той степени, насколько развит интеллект данного индивидуума. Что же касается неграмотных и неверующих, Б‑жественое провидение будет относиться к ним так же, как к животным». С целью более полного объяснения данного вопроса Маймонид проводит градацию и среди людей. На высшей ступени стоят люди, которые глубоко понимают Тору и естественные науки, ниже них стоят неверующие и неграмотные люди. Все остальные занимают промежуточное положение. С целью иллюстрации данной градации Маймонид приводит пример, связанный с городом, обнесенным стеной См.: Рабби Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных. Иерусалим–Москва, Гешарим–Мосты культуры, 2010. . Автору кажется, что слова Маймонида можно проиллюстрировать следующей аллегорией.

Страница из «Путеводителя растерянных» Маймонида. Барселона. 1348

Хозяин решил пригласить в гости трех человек. Для этого он выстроил дом из десяти комнат. Войти в каждую комнату можно было только из предыдущей. В комнатах накрыли столы с угощением. В первой комнате гостям предложили самое простое — хлеб. Во второй — хлеб и овощи. И так далее. Самое вкусное угощение находилось в десятой комнате. В первую комнату можно войти безо всякого труда. Чтобы зайти во вторую комнату, нужно было совершить какую‑то работу, перейти из второй в третью — более трудную работу и так далее. Хозяин очень хотел, чтобы гости попробовали приготовленное им угощение. Он знал, до какой комнаты способен дойти каждый человек.

Когда пришел первый гость, хозяину было известно, что он может дойти до четвертой комнаты, и человек действительно вошел в нее. Хозяин был доволен. Второй гость мог дойти до седьмой комнаты. Хозяин был уверен в этом, но этот человек удовлетворился тем, что нашел в пятой комнате, и не пошел дальше. Хозяин расстроился. Третий из гостей мог дойти до восьмой комнаты. Но произошла странная вещь. Отведав угощения в этой комнате, гость не остановился, а постарался пройти дальше — в девятую комнату. Хозяин помог ему.

Хозяин — это Всевышний, а гости — все мы, стремящиеся достичь духовного просвещения. Для подтверждения позиции Маймонида можно вспомнить слова из Теилим: «Глаза мои — всегда к Г‑споду, ибо извлекает Он из сети ноги мои» (Теилим, 25:15). «Вот око Г‑сподне на боящихся Его и на ожидающих милости Его» (Теилим, 33:18).

 

Позиция Бааль‑Шем‑Това

По мнению Бааль‑Шем‑Това, Б‑жественное провидение контролирует действия всех Б‑жьих созданий, являясь жизненной энергией каждого и поддерживая его существование. Более того, каждое движение любого создания связано со всем творением в целом. Даже легкое движение травинки исполняет Б‑жественное провидение для всего творения в целом. Сын Алтер Ребе, Мителер Ребе, показал, что между позициями Маймонида и Бааль‑Шем‑Това нет смысловых различий, а есть лишь терминологические. Он ввел понятие открытого Провидения (Ашгаха пними). В этом случае Провидение действует открыто и не замаскировано под законы природы. Это тот тип Провидения, который, по словам Маймонида, зависит от интеллекта и веры человека. Данный вид Провидения не распространяется на неживую материю, растения, животных и грешников. Второй вид провидения, отмеченный Мителер Ребе, — скрытое Провидение (Ашгаха хицонит). Это провидение, скрытое в законах природы, и есть то, о котором говорит Бааль‑Шем‑Тов.

Прежде чем сделать выводы из вышесказанного, автор предлагает читателю на время переместиться в мир науки.

Творение — единое целое.
Теория хаоса

В своей книге «Что мы не можем знать?» Маркус дю Сотой Маркус дю Сотой. Родился в 1965 году в Лондоне. Британский математик, профессор математики Оксфордского университета. Его академические работы в основном связаны с теорией групп и теорией чисел. Активно занимается популяризацией науки. — Здесь и далее примеч. ред., если не указано иное.
рассказывает о короле Швеции и Норвегии Оскаре II, который в день 60‑летия предложил приз за решение математической проблемы. Участникам этой особенной лотереи король задал несколько вопросов. В одном из них спрашивалось: «Является ли Солнечная система стабильной или в какой‑то момент в будущем она может быть разрушена?» Среди претендентов на премию был французский математик Анри Пуанкаре. Он верил, что обладает достаточными способностями и может выиграть приз. Пуанкаре сделал все необходимые расчеты, представил свою работу и действительно получил приз. Позже произошло непредвиденное. Работу Пуанкаре готовили к публикации в журнале Шведской королевской академии наук «Acta matematica». Один из редакторов неожиданно задал автору вопрос, касающийся его расчетов. В ответ Пуанкаре высказал предположение, что небольшое изменение в позиции планет и округление цифр выразится только в маленьком изменении предсказанных орбит. Это казалось справедливым допущением. Но, начав проверять собственные расчеты, Пуанкаре обнаружил, что сделанные им небольшие допущения в начальных позициях планет приводят к огромным различиям в описании их орбит См.: Du Sautoy Marcus. What We Cannot Know. 2016.
. Попытавшись исправить свою ошибку, Пуанкаре фактически открыл одну из наиболее важных математических теорий ХХ столетия — теорию хаоса. В соответствии с ней, незначительные, ничтожно малые различия (несоответствия) в начальном состоянии системы приводят к огромным различиям в ее состоянии в процессе эволюции. Это открытие фактически поставило предел человеческому знанию. В дальнейшем теорию хаоса развил Эдвард Лоренц Эдвард Нортон Лоренц (1917–2008) — американский математик и метеоролог, один из основоположников теории хаоса. Был членом Американской академии искусств и наук, Американского метеорологического общества и Национальной академии наук США.
в середине ХХ столетия. Решая физические уравнения, в которых начальные различия содержались в четвертом знаке после запятой, Лоренц обнаружил, что их результаты разительно отличаются друг от друга, могут развиться в два совершенно различных состояния. Любая ничтожная ошибка в наблюдении начального состояния делает предсказание состояния системы в будущем невозможным. Сегодня открытие Лоренца описывается известной фразой о том, что взмах крыльев бабочки в Бразилии может привести к урагану в Техасе. Таким образом, наука доказывает, что творение — это единое целое, и мы предлагаем читателю вспомнить слова Бааль‑Шем‑Това о движении травинки.

Теория хаоса также сильно ограничивает наши знания о прошлом и возможность рассчитать состояния системы в прошлом, зная сегодняшнее положение вещей. В главе «Творение» автор писал о фрактальной структуре дерева сфирот. Как отмечается у дю Сотоя, фракталы являются геометрической подписью Имеется в виду, что в хаотической системе часто присутствует фрактальная структура. — Примеч. автора.
хаотических систем.

Отметим этот факт и вернемся к нему позже.

Страница из «Сефер Эц Хаим», книги изречений Ицхака Лурии, собранных Хаимом Виталем, с предисловием Яакова Цемаха и Моисея Закуто. Подгайцы. 1780

Зарождение квантовой физики

В 1900 году Макс Планк Макс Планк (1858–1947) — немецкий физик‑теоретик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по физике и других наград, член Прусской академии наук, ряда иностранных научных обществ и академий наук.
разрешил проблему так называемой «ультрафиолетовой катастрофы», которая заключалась в следующем. Согласно уравнениям классической физики, радиация абсолютно черного тела должна была расти до бесконечности, чего на самом деле не случалось. Планк предположил, что излучение черного тела происходит порциями (квантами), пропорциональными частоте излучения, чем и разрешил проблему. Через несколько лет Альберт Эйнштейн использовал это открытие для объяснения фотоэлектрического эффекта, за что был удостоен Нобелевской премии. В 1911 году, в результате блестяще проведенных экспериментов, Эрнест Резерфорд Эрнест Резерфорд (1871–1937) — британский физик новозеландского происхождения. Известен как «отец» ядерной физики. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года. В 1911 году своим знаменитым опытом рассеяния альфа‑частиц доказал существование в атомах положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг него. На основе результатов опыта создал планетарную модель атома.
открыл строение атома, в котором позитивно заряженное плотное ядро окружено негативно заряженными электронами. Однако оставалась проблема. Согласно уравнениям классической электродинамики, электроны, вращающиеся вокруг положительного ядра, должны были непрерывно излучать энергию и в конце концов были бы поглощены ядром, чего на самом деле не происходило. В 1913 году физик Нильс Бор разработал математическую модель атома, которая поддерживала модель Резерфорда.

Она базировалась на следующих двух положениях:

 

1. Атомная система стабильна лишь в определенных стационарных состояниях, которые ассоциированы с конкретной энергией. Любое изменение энергии соответствует полному переходу из одного состояния в другое.

2. Энергия поглощенной или выделенной атомом радиации определяется разницей между двумя стационарными состояниями и эквивалентна частоте, умноженной на константу Планка См.: Faye Jan. Copenhagen interpretation of Quantum Mechaniks. Stanford Encyclopedia of Philosophy. (https://plato.stanford.edu/)
. Модель Бора вызывала много вопросов. Она определяла доступными для электронов только определенные орбиты. Где находится электрон при переходе с одной орбиты на другую, оставалось неясным. Резерфорд, которому Бор презентовал свою модель, отметил, что, переходя с высшей орбиты на нижнюю, электрон излучает строго определенную порцию энергии, пропорциональную частоте, при этом он должен заранее «знать», на какую орбиту собирается перейти. Остановимся на этом подробнее. Автор считает, что у нас нет никаких оснований полагать, что в цепочке человек–животное–растение–электрон ментальная составляющая полностью исчезает. В главе «Творение» автор предположил, что ментальные и материальные компоненты нашего мира состоят из информации, представленной нам в различных формах. Один из основателей каббалы Ицхак Лурия (Аризаль) говорил, что даже в неживой природе, например в камнях и земле, присутствуют душа и духовная жизненная сила. Она возникает вследствие облачения букв в неживую природу, составляющих десять речений Всевышнего, с помощью которых был создан мир, то есть из информации. Эти буквы (информация), согласно Аризалю, несут жизненные силы и существование даже неживой природе, позволяя ей проявиться как бытие из небытия Рабби Шнеур‑Залман из Ляд. Тора ор. Т. 2. М.: Книжники, 2016.
. В главе «Творение» автор предположил, что, в соответствии с учением Аризаля, все сущности нашего мира — как ментальные, так и материальные — состоят из информации. Таким образом, каббала стоит на позиции, называемой в философии «нейтральным монизмом». Течение в науке и философии, которое признает всеобщую одушевленность природы, называется панпсихизм. Идеи панпсихизма встречаются в древнегреческой философии, а также в учениях Г. Лейбница Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской академии наук, иностранный член Французской академии наук.
, А. Шопенгауэра Артур Шопенгауэр (1788–1860) — немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, ценил философские идеи буддизма. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма». Основной философский труд — «Мир как воля и представление», комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой смерти.
, К. Юнга Карл Густав Юнг (1875–1961) — швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии.
. 

Продолжение следует

КОММЕНТАРИИ
Поделиться