Oxford Chabad Society: Раввин Адин Штейнзальц: «Что это за время, если его невозможно измерить?»

1 мая 2018
Поделиться

Выступление раввина Адина Штейнзальца на специальном форуме оксфордского Хабада, конференции Inspire, в Лондоне, в ноябре 2007 года. Председательствующий — рабби Эли Бракман, секретарь — Филипп Петров.

СТУДЕНТ → Каковы главные проблемы науки сегодня и где находятся основные точки соприкосновения между Торой и наукой?


РАВВИН ШТЕЙНЗАЛЬЦ ← Главные проблемы сейчас ставит биология, которая находится на передовом крае науки. В следующие десять лет может произойти развитие связи между мозгом и компьютером, которое совершит революцию в нашей жизни, куда более радикальную, чем прежде. Представьте себе, что у вас есть неограниченная память с доступом ко всему. Это вызовет глубинные изменения, и страшно подумать, что мы не так далеки от этого.

Тора дает человеку возможность сказать «нет» и поставить под сомнение определенные сферы научного знания, которые противоречат этике человека. Это свойство мы унаследовали от праотца Авраама, который поставил под сомнение идеи, господствовавшие в его эпоху, и нашел в себе мужество сказать им «нет».

Раввин Адин Штейнзальц.

Если мы утрачиваем возможность выступить против определенных сфер научного знания, когда они противоречат нашей системе ценностей, и вместо этого ищем разнообразные компромиссы с диктатом науки, мы утрачиваем и ощущение истины, целостности и искренности, дарованное нам Торой и праотцем Авраамом. Тора дает нам возможность сказать «нет» многому происходящему сейчас и тому, что произойдет в будущем.

С → А как быть с эмпирическим научным доказательством, когда оно противоречит Торе? Как его опровергнуть?


РШ ← Теория, которую нелегко опровергнуть, необязательно истинна. Если вы не можете доказать ту или иную теорию и она противоречит Торе, Тора имеет возможность сказать «нет». Понятно, что в университете очень трудно не разделять господствующий здесь образ мысли. Я написал книгу об особой еврейской способности к мимикрии. Это самая большая опасность. Мы очень легко готовы не только внешне, но и не интеллектуально слиться с доминирующим обществом. Иногда важно оказать сопротивление даже ценой популярности.


С → Должны ли мы обращать больше внимания на исцеление болезней с медицинской точки зрения или на улучшение состояния тела и духа?


РШ ← Проблема с лечением болезней состоит в том, что, хотя об этом много написано, не вполне понятно, добились ли мы каких‑то успехов. Мутации бактерий и вирусов происходят с такой скоростью, можем ли мы угнаться за ними? Настоящий вопрос заключается в том, можем ли мы создать для себя полный иммунитет? Можем ли мы не только тактически, но и стратегически изменить отношения между нами и биологическим миром? Сейчас исследования ведутся преимущественно в тактической сфере, а не в сущностной и стратегической. Я должен признать, что не знаю, способны ли мы на это, но если мы что‑то и можем, то это явно недостижимо в ближайшее время.


С → Что вы думаете об исследованиях стволовых клеток?


РШ ← Что касается биологии и науки вообще, то я сторонник прогресса. Хотя предполагается, что религиозные люди увязли в болоте и считают, что вчерашний день всегда лучше сегодняшнего, а позавчерашний был еще лучше, я так не думаю и верю в прогресс. Я думаю, что исследования стволовых клеток — это позитивное явление. Я разговаривал с одним из крупных чиновников американской системы здравоохранения и сказал ему, что нужно быть предельно внимательным и стараться не сделать ничего такого, что кончится неизвестно чем. Примером может служить разработка атомной бомбы. Человечество создало нечто, что дало людям силу, достаточную для разрушения всего мира в стократном масштабе. Единственное, что удерживает нас сейчас, — это страх.

Мы должны проявлять большую осторожность в отношении исследований стволовых клеток. Мы открываем дорогу к вещам, которые могут привести неизвестно к чему. С другой стороны, человечество может получить многочисленные преимущества, поскольку эти исследования потенциально способны улучшить состояние людей.

В числе прочего, исследования стволовых клеток могут привести к созданию человеческих существ, которые близки ангелам. Однако они могут создать и «дьяволов», которые будут хуже людей. Тут нужно быть очень осторожными. Эта одна из сфер, в которой нужно посоветоваться с Торой, чтобы не прийти к сотворению дьяволов. И правда, в мире и так хватает дьявольского, не надо добавлять нового.

С → Что вы думаете о том, что шесть дней творения, описанные в Торе, противоречат данным науки, которая заявляет, что мир развился до нынешнего состояния за миллиарды лет?


РШ ← Время имеет значение только тогда, когда люди следят за ним. Когда нет людей, время представляет собой всего‑навсего экстраполяцию. Когда мы говорим о временах до появления человека, мы экстраполируем собственные представления. Эта проблема неоднократно обсуждалась с философской точки зрения — имело ли время реальное значение до возникновения человека. Я могу называть его как угодно, потому что оно зависит только от человеческого взгляда.


С → То есть шесть дней Торы — это не настоящие дни?


РШ ← Когда мы называем день днем, это требует от нас определенных подсчетов. Хотя мы верим, что шесть дней творения были такими же, как наши дни, это невозможно доказать и это не имеет значения. Определение дня исходит из движения чего‑то. Когда ничто, сопоставимое с нашим представлением о движении, не двигалось, представление о дне должно быть чисто метафизическим. Что это за время, если его невозможно измерить?

Я не пытаюсь отстаивать какой‑то конкретный взгляд, я пытаюсь просто обозначить предметы для размышления.

В Оксфорде есть удивительное место — садик в колледже Крайст‑Черч, где играла Алиса. Возможно, это одна из самых лучших и самых разумных вещей, которые там есть.

Лидделл, отец Алисы, написал книгу, которая до сих пор считается лучшим из существующих словарей греческого языка: словарь Лидделла‑Скотта. Присутствующие здесь студенты Оксфорда, видимо, изучают естественные науки, но если вы спросите гуманитариев, они скажут вам, что так и есть. На самом деле некоторые из историй Алисы находятся на том же уровне интеллекта. Я не знаю греческого языка, так как же мне понять эти истории?..

С → В настоящее время широко обсуждаются явления, называемые климатическими изменениями и глобальным потеплением. Предполагается, что все это может вызвать природные катастрофы. Насколько это сопоставимо с пришествием Мессии?


РШ ← Если было бы известно, когда и куда придет Мессия, я бы не тратил здесь время. Зачем сидеть здесь, если у меня есть готовый ответ на вопросы о грядущих природных катастрофах?

Что касается глобального потепления, я предпочитаю не быть обскурантом, но тем не менее необходимо проверить, до какой степени оно связано с естественными природными циклами. Это очень важно, потому что на эту тему написано множество статей, в том числе людьми довольно пристрастными.

Как человек, не имеющий никакого отношения к нефтегазовой отрасли, я могу спросить, действительно ли люди оказывают какое‑то влияние на окружающую среду? Существует теория, что главным фактором являются естественные газы, испускаемые животными. Хорошо быть таким человеком, как Эл Гор, великим человеком, который думает, что способен изменить мир. Однако вполне может быть, что есть силы могущественнее Эла Гора.

Я всего лишь призываю к осторожности в отношении глобального потепления. В конечном счете оно становится объектом веры, а так быть не должно.

В соответствии с еврейским учением, пришествие Мессии связано с определенным кризисом. Глобальное потепление действительно представляет собой кризис, и оно может быть признаком пришествия Мессии. Сейчас мы видим, что мир переживает кризис, вызванный сочетанием различных явлений. Невозможно предсказать, как именно они будут сочетаться дальше, но я бы сказал, что похоже, что это произойдет в недалеком будущем.

В прошлом мы говорили о пришествии Мессии в рациональном смысле, когда все элементы существуют по отдельности друг от друга. Я думаю, что Мессия придет, когда в ткани мироздания появится какая‑то «трещина». Похоже, мы приближаемся к какой‑то такой «трещине». Глобальное потепление — это одна сторона происходящего, но есть и другие. Например, перед нами стоит проблема засухи, во многих местах не хватает воды. Мы владеем различными методиками добычи нефти и других энергоносителей, но воды для населения Земли становится все меньше и меньше. Я вижу, что многие проблемы такого рода приведут к взрыву в достаточно обозримом будущем. Кому‑то нужно решить эти проблемы. Это функция Мессии.

С → Как вы думаете, должны ли евреи проявлять большую настойчивость, побуждая иноверцев соблюдать семь заповедей сыновей Ноаха?


РШ ← Важно, чтобы евреи каким‑то образом поощряли нееврейское население выполнять семь заповедей сыновей Ноаха, потому что это не только важно для защиты евреев, но и просто необходимо для создания неантагонистической среды для жизни.

Тем, кто знает меня, известно, что, когда я приезжаю в Америку, кажется, будто какие‑то иностранцы наняли меня опозорить американцев. Я оскорбляю американскую культуру практически всеми мыслимыми способами. Тем не менее Америка — самая религиозная страна Запада. Поэтому евреям там жить проще.

Я написал немало газетных статей о «движении Европы к язычеству». Это «движение к язычеству» необязательно хорошо для евреев, потому что оно очень далеко от наших собственных верований, а без точек соприкосновения существовать трудно. В этом смысле можно сказать, что помимо постоянной обязанности евреев оказывать позитивное влияние на человечество благодаря заповедям сыновей Ноаха, сейчас речь идет о самозащите, потому что евреям нужно какое‑то привычное окружение. Благодаря ему иноверцы могут понять, зачем вообще существуют евреи, или, наоборот, благодаря собственным христианским взглядам оспорить еврейское учение. Но когда человек вступает в языческое общество, и это происходит с большинством англичан, которые, в отличие от американцев, не верят в Иисуса, но верят, что евреи его убили, возникает полное отсутствие взаимопонимания и точек соприкосновения между иноверцами и евреями.

РАВВИН ЭЛИ БРАКМАН → Оксфордского профессора спросили, верит ли кто‑нибудь в академическом мире, что Моше написал Тору. Он ответил, что, если студент напишет такую работу в Оксфорде, ее автоматически отвергнут. Что вы думаете о библейской критике?


РШ ← Наука, и в прошлом, и в особенности сейчас, не имеет ничего общего с истиной. Она построена на консенсусе. Это своего рода мода. Кто вызывает изменения в моде? Несколько лет назад это был Готье. Он решил создать новую моду, основанную на моделях еврейского хасидского костюма. Он создал целую линию женской одежды, которая состояла из меховых шапок (штраймлов), длинных пальто и так далее. По какой‑то причине эта мода не прижилась. Я помню еще, когда была настолько уродливая мода, что невозможно поверить, как женщина в своем уме вообще может такое надеть.

В университетах тоже существует мода. Они представляют собой «слепую силу», которая движется туда‑сюда. Никто не осмеливается оспаривать общепринятые истины. Я однажды видел на двери профессорского кабинета длинный список самых важных изобретений человечества, где говорилось, когда именно соответствующую теорию отвергали ведущие ученые своего времени. Задача этого списка состояла в том, чтобы побудить студентов думать самостоятельно.

Есть такая область знания, которая называется криптографией — это компьютерный анализ текста, довольно достоверный. Можно ввести какой‑нибудь текст и найти тончайшие изменения синтаксиса, которые обычный читатель не заметит. Мой старый знакомый, еврей, хотя и не религиозный, лет двадцать назад преподавал информатику в хайфском Технионе. Он исследовал тексты с помощью этого метода и загружал в компьютер «Илиаду», «Одиссею» и различные сочинения Шекспира, чтобы обнаружить различных авторов этих произведений.

То же самое он проделал с книгой Берешит, важнейшим источником теории множественного авторства библейского текста. Всякому читающему книгу Берешит очевидно, что она составлена из трех или четырех источников. Ясно видны различия между источником J («Яхвист»), источником Е («Элохист»), источником Р («Священнический кодекс») и источником R («Второзаконие»). Нужно быть слепым, чтобы этого не увидеть. Профессор загрузил книгу Берешит в компьютер и получил результат, что книга написана одним автором.

Если бы ученые и главы университетов были честными людьми, они бы схватились за голову, узнав об этом результате, особенно раз результат был получен машиной, а не человеком. Люди могут быть пристрастными и субъективными, а у машины собственных интересов быть не может.

На самом деле компьютер не был таким уж ортодоксом. Когда в него загрузили книгу Захарьи, оказалось, что у нее было два автора. Ни человек, ни машина не ортодоксы. Но результат для книги Берешит должен был «похоронить» непререкаемую теорию библейской критики.

Однако это исследование не оказало никакого влияния на библеистику и было встречено всеобщим молчанием. В одном или двух международных журналах появилась маленькая заметка, но кафедры библеистики по всему миру никак на нее не отреагировали. Если бы они стали отрицать результаты исследования, утверждая, что компьютер не может быть достаточно точен, по крайней мере, поднялся бы шум.

Однажды богатый американец, который написал книгу о библейских кодах, позвонил мне со своими вопросами ранним утром, узнав, что я ложусь очень поздно. У него были всякие теории межпланетного заговора про разные зловредные внешние силы, которые оказывают воздействие на мир. Он хотел узнать, есть ли в Библии или в каббале источники, подтверждающие его теории.

Когда он работал над библейскими кодами, я с удовольствием направил его к крупному математику, который просмотрел его работу и сказал, что с математической точки зрения она очень хороша. И действительно, этот американский исследователь библейских кодов разбогател на своих исследованиях.

Когда он только начинал заниматься этими кодами, я спросил его: «А если вы обнаружите, что библейские коды истинны, вы станете соблюдать Тору?» Он ответил, что конечно да, сейчас — между тем никаких изменений в его образе жизни не заметно. Для людей, которые занимаются библеистикой, похоже, вообще нет связи между Библией и соблюдением заповедей.

Однажды в Сингапуре, говоря о библейских кодах, я предложил аудитории, вместо того, чтобы заниматься сложным текстологическим анализом и выяснять, упоминается ли в Библии смерть такого‑то и такого‑то, обратить внимание на такие простые коды, как, например, «не ешьте некошерной еды», «соблюдайте шабат», и так далее, — все просто и понятно.

РАВВИН РЕУВЕН ЛИ (КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) → Что вы думаете о студентах, которые принимают наркотики? И есть ли разница между наркотиками и алкоголем?


РШ ← Нет большой разницы между употреблением алкоголя и наркотиков, будь то марихуана, гашиш, трава или что угодно другое. Я однажды слышал мнение Любавичского Ребе на этот счет, высказанное во время частной аудиенции. Хотя люди этого не знают и редко об этом задумываются, у Любавичского Ребе было великолепное чувство юмора. Может быть, он не демонстрировал его, произнося речи, которые слушали до пяти тысяч человек и которые записывались. Но в частной жизни оно было заметно.

Он говорил о том, какое влияние оказывают на человека наркотики. Ребе всегда был очень осторожен и старался ни о ком не говорить плохо. Он сказал: общее мнение Торы состоит в том, что человек должен владеть собой, а все, что порабощает человека, дурно.

Поэтому нет разницы между курением, употреблением алкоголя, вдыханием, скажем, кокаина или инъекциями наркотиков. В принципе, это одно и то же. Вопрос в том, может ли человек владеть собой под действием этих веществ? Если бы мог, их бы было можно употреблять и даже нужно, хотя и очень осторожно.

У Олдоса Хаксли есть книга о воздействии наркотиков — «Двери восприятия и рай и ад» (1954). Он делает ошибку, когда заключает, что рекреационный наркотик мескалин открывает двери чему‑то объективному. Он полагает, что мескалин позволяет видеть горние миры. Наркотики, может быть, и открывают двери восприятию, но это внутренние двери. Они открывают двери, позволяя увидеть собственную психику. Не нужно думать, что человеку откроются прекрасные видения, вроде тех, что были дарованы пророку Йехезкелю. Принимая наркотики, человек видит не что‑то реальное, существующее помимо него, а только себя самого. Может быть, это интересно, но это не позволяет человеку преодолевать какие‑то границы.

В конечном счете вопрос об употреблении любых наркотиков или чего угодно, имеющего хотя бы легкое психоактивное воздействие, сводится именно к этому. Вообще, все воздействует на психику, включая хлеб. Если вы будете поститься, а потом съедите кусочек хлеба, вы почувствуете, какие изменения он вызовет у вас в мозгу.

Однако проблема большинства наркотиков состоит в том, что люди довольно быстро достигают точки невозврата. Конечно, настоящей точки невозврата нет, но люди быстро приходят к такой точке, откуда вернуться трудно, почти невозможно. Они теряют способность контролировать себя. Это негативная сторона наркотиков.

С курением табака все обстоит иначе. Среди ранних хасидов были очень активные курильщики. Штейншнайдер написал статью, которая называется «Поклонение табаку у хасидов». Основатель хасидского движения рабби Исраэль Бааль‑Шем‑Тов и многие из его последователей курили — это было до того, как стало известно, насколько это опасно. 

Оригинальная публикация: Rabbi Adin Steinsaltz

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Книга о розе, чьим ароматом держится мир

Его подход к религии сочетает в себе необычайную широту взглядов, тягу к бунту и обновлению и в то же время святое и трепетное почитание традиции. Небольшая книга р. Штейнзальца — пламенная проповедь современного хасида, умеющего простым, даже несколько упрощенным языком говорить с людьми, ищущими духовного огня.