Благотворительность как квантовый компьютер души

Эдуард Шифрин 4 мая 2018
Поделиться

В феврале, в одну из пятниц, я встречался с главным раввином России Берлом Лазаром. Под конец встречи раввин пригласил меня поучаствовать в вечере, посвящённом деятельности еврейского благотворительного фонда, который должен был состояться на следующий вечер. Спустя час, когда я уже ехал в машине, раздался звонок: звонил раввин. Он предложил мне выступить на этом вечере на тему благотворительности. Я был озадачен. Во‑первых, времени на подготовку осталось очень мало. Во‑вторых, мне подумалось, что о благотворительности всё давно уже сказано! Благотворительность на иврите — цдакá, созвучно слову «цедéк», «справедливость». Цдака является неотъемлемой частью еврейской жизни в течение многих столетий. Мы все понимаем, что помогать бедным, больным, немощным — это правильно и хорошо. Казалось бы, и добавить нечего. Но выступать‑то было нужно!..

Я задумался и вспомнил изречение наших мудрецов: «тот, кто выполняет заповедь цдаки, выполняет всю Тору». Возникает вопрос: почему именно эта заповедь, а не какая‑то другая, приравнивается к выполнению всей Торы? Ведь в Торе важны все заповеди. Тем более такие основополагающие, как запрет идолопоклонства, «не убий», «не укради». Почему же мудрецы выделили именно заповедь цдаки?..

Свою версию ответа я предлагаю на рассмотрение читателей.

Стефан Кальтенбах. Вечное. 2014. Интерпретация цдаки для выставочного проекта Музея современного еврейского искусства Сан‑Франциско

Согласно теории хасидизма, изложенной в трудах Алтер Ребе, душа человека имеет три составляющих: Б‑жественную, животную и разумную. Для простоты в дальнейшем рассмотрим взаимодействие Б‑жественной и животной души. Согласно теории Алтер Ребе, и Б‑жественная, и животная душа имеют одинаковую структуру, соответствующую структуре духовных миров. Сущностью души является Б‑жественный свет (информация). Душа имеет одеяние в виде сфирот. Напомним читателю, что, согласно каббале, сфира аллегорически олицетворяется в виде сосуда, наполненного светом. При этом каждый сосуд несёт информацию о том или ином свойстве Всевышнего по отношению к Творению. Таким образом, одеянием души являются следующие сфирот: Кетер — воля, желание, Хохма — мудрость, Бина — понимание. Вместе Хохма и Бина составляют интеллект. Есть также эмоциональные сфирот, которые называются Мидот, и сфира Малхут, которая представляет речь и действия.

Таким образом, структура и Б‑жественной, и животной души одинаковы, но предназначение у них разное. Б‑жественная душа всегда направлена на Всевышнего. Она никогда не грешит. Животная душа направлена на наше взаимодействие с материальным миром. Базовым желанием животной души, её фундаментом, является стремление получать для себя. Б‑жественная душа спускается в наш мир и облачается в животную душу человека. Главная задача Б‑жественной души — развернуть желания и стремления животной души в сторону Всевышнего с помощью изучения Торы и выполнения заповедей, изложенных в Торе. Позволительно сделать вывод, что Тора была дарована с целью дать человеку «инструкцию» о том, как изменить свою животную душу.

Однако прежде чем рассмотреть механизм этого процесса, остановимся на одной важной особенности. Кроме Б‑жественной и животной души, в духовном пространстве присутствует сторона зла — «ситра ахара», которая имеет свои собственные десять отрицательных сфирот. Ситра ахара не является частью души человека, но может соединяться с его животной душой. Схематично взаимодействие Б‑жественной и животной души и ситра ахары можно представить следующим образом. Каждая сфира животной души, например Кетер, связана с Кетер Б‑жественной души и Кетер стороны зла. И здесь можно провести аналогию с квантовым компьютером. Напомним читателю: в классическом компьютере система может иметь только два состояния — 1 или 0. Это называется бит. В квантовом компьютере система может иметь бесконечное количество состояний от 1 до 0. И это называется кьюбит. Аналогичную картину мы видим в положении сфирот животной души. Так, например, если сфирот животной души имеют связь со сфирот Б‑жественной души, а связь со стороной зла разорвана, то это состояние можно назвать «1», или состоянием абсолютного праведника. И наоборот, если сфирот животной души связаны со стороной зла, а связь со сфирот Б‑жественной души разорвана, то это состояние можно назвать «0», или состоянием абсолютного грешника. Между двумя этими состояниями существует бесконечное количество промежуточных, которые принимают души обычных людей.

Анцфер Фармс. Без названия. 2014. Интерпретация цдаки для выставочного проекта Музея современного еврейского искусства Сан‑Франциско

Очевидно, в результате выполнения заповедей связь сфирот животной души со стороной зла ослабляется, а с Б‑жественной, наоборот, усиливается. Однако каждая заповедь влияет по‑своему. Все заповеди Торы важны, и мы не можем судить, какие более важные. Однако одним из основных подходов иудаизма является таковой: чем тяжелее человеку выполнить заповедь, тем больше духовной энергии ему необходимо на это потратить и тем сильнее она влияет на его животную душу. Например, заповедь мезузы, которая закрепляется на косяке двери, не вызывает у человека значительных затрат духовной энергии; соответственно, она влияет на животную душу, но ограниченно. Более сильное влияние оказывает молитва, но влияние это временное. Если мы молимся Всевышнему в состоянии глубокой сосредоточенности (кованны), то в этот момент животная душа забывает о своих материальных потребностях. Однако молитва заканчивается — и мы возвращаемся в материальный мир. Безусловно, результаты воздействия остаются. На этом фоне заповедь благотворительности, цдаки, имеет следующие особенности. Первое: цдака не имеет временной протяжённости, мы отдаём навсегда. Второе: как было сказано, базовым желанием животной души является стремление получать для себя. Цдака имеет абсолютно противоположный характер: мы отдаём. Таким образом, выполняя заповедь цдаки, мы наносим прямой удар по базовому желанию животной души, по её основе, выраженной сфирой Кетер, — стремлению получать для себя. Можно провести аналогию: если существует дом, который надо разрушить, то различные заповеди влияют на различные части дома. Некоторые разрушают крышу, другие — окна, иные — двери, и только цдака разрушает фундамент. Соответственно мы можем сделать вывод: заповедь цдаки по своему воздействию и направленности качественно и количественно превосходит влияние всех остальных заповедей.

Но это ещё не всё. Давая цдаку, мы разворачиваем свою животную душу к Б‑гу. Но также к Б‑гу мы разворачиваем животную душу человека, получающего цдаку! Более того, человек, получивший цдаку, с большей вероятностью сам будет оказывать помощь другим людям. То есть цдака поддаётся эффекту мультипликации.

Становится ясно, что заповедь цдаки выполняет задачу и цель, с которой Тора была дарована евреям. Именно поэтому мудрецы сказали, что «тот, кто выполняет цдаку, выполняет всю Тору».

Ивонна Эскалант. Твой ход. 2015. Интерпретация цдаки для выставочного проекта Музея современного еврейского искусства Сан‑Франциско

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Б‑жественное провидение

Решая физические уравнения, в которых начальные различия содержались в четвертом знаке после запятой, Лоренц обнаружил, что их результаты разительно отличаются друг от друга, могут развиться в два совершенно различных состояния. Сегодня открытие Лоренца описывается известной фразой о том, что взмах крыльев бабочки в Бразилии может привести к урагану в Техасе. Таким образом, наука доказывает, что творение — это единое целое, и мы предлагаем читателю вспомнить слова Бааль‑Шем‑Това о движении травинки.