Слово раввина

Не для денег живем, а для счастья

Берл Лазар 15 июля 2018
Поделиться

Нынешний мир бизнеса основан на жесточайшей конкуренции. И как следствие, современный бизнесмен работает куда больше, чем его предшественники. Когда я встречаюсь с представителями делового мира — что российскими, что зарубежными, — очень многие рассказывают: нет времени для дома, для семьи, для развлечений… А когда речь заходит о делах духовных, сразу слышится жалоба: «Я бы с удовольствием занимался Торой — да где время взять!»

Наши мудрецы предвидели такую ситуацию. Вот вам мишна как раз для современного сверхзанятого бизнесмена: «Сократи свою деловую активность и займись Торой; будь скромным перед всеми людьми. Если ты пренебрегаешь Торой, появится множество бездельников, которые будут тебе мешать; но если будешь трудиться в Торе, Б‑г даст тебе награду великую».

Эта мишна не о том, что нужно учить Тору: как мы знаем, в самой Торе сказано, что ей надо уделять все свободное время. В данном случае у нас совершенно конкретное указание представителям делового мира: ограничь свою работу, не отдавайся ей целиком. В конце концов, человек работает, чтобы жить полнокровной жизнью, а если отдавать работе все свое время — на жизнь как раз и не останется!

Но как можно в сегодняшней конкурентной среде сократить время работы в пользу духовных занятий? На деле есть три возможности. Первая — заниматься Торой в том числе во время работы. Мы знаем из истории, что так поступали наши предки. Есть даже известный раввинский комментарий: «Если человек может думать о делах, когда молится и учит Тору, он тем более может думать о Торе, когда занимается делами». Да, современный бизнес требует сосредоточенности, но не стоит перегибать палку: если человек слишком уж глубоко погружается в свои бизнес‑проекты, он обедняет остальные стороны своей жизни, грабит самого себя и своих близких.

Вторая возможность — оптимально организовывать свое время. Сколько‑то часов выделить бизнесу, сколько‑то Торе. И уж если в сей момент занимаешься духовными делами — о работе забудь.

Можно вспомнить хасидскую притчу об отце, который велел детям отвечать на деловые звонки в те часы, когда он занимается Торой: «Кто бы ни звонил, говорите, что меня здесь нет!» Дети удивились: разве может быть такое, чтобы папа советовал им говорить неправду? «Никакой неправды тут нет, объяснил отец. Когда я учу Тору, меня действительно здесь нет — я целиком погружен в Тору».

Наконец, третья возможность: постепенно сокращать время, уделяемое бизнесу, в пользу Торы. Любой бизнесмен постепенно приобретает деловой опыт, профессиональные знания и умения — значит, то, что раньше делалось за час, теперь занимает полчаса, а потом и вовсе будет сделано за десять минут. Возвращаясь к уже сказанному, мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать. Зарабатывание денег, конечно, важно, но духовное совершенствование важно ничуть не меньше, недаром в мишне используется одно и то же слово «эсек» для обозначения занятий бизнесом и занятий Торой.

Как‑то к Ребе пришел один бизнесмен. Как живешь? — спрашивает Ребе. Бизнесмен принялся рассказывать о своих деловых успехах, о состоянии рынка, но Ребе его прервал: «Я тебя спросил не о том, как ты работаешь, а о том, как живешь!» Иными словами, при всей важности работы она — не самоцель. Цель жизни человека — не много денег, а много счастья. А чтобы иметь много счастья, жизнь должна быть духовной, основанной на Торе, на вечных ценностях.

Один из важнейших уроков Торы — необходимость быть скромным. Вспомним: про Моше‑рабейну сказано, что он был «самым скромным из всех людей». Применительно к теме мишны речь может идти о том, что успех в бизнесе зависит не столько от количества вложенного труда, сколько от Б‑жественного благословения. Если человек с головой уходит в дела в ущерб всему остальному — причина в гордыне, в представлении, что «все зависит только от меня». Скромный же человек понимает: его личный труд — только инструмент, а истинная причина успеха — Б‑жья помощь. Как сказано в известном еврейском анекдоте, «успех в бизнесе на 90% дает удача, а на 10% ум; а лучше было бы 100% удачи!»

Если человек в погоне за деловыми успехами пренебрегает Торой и своим духовным ростом, трудности в бизнесе придут к нему оттуда, откуда он их и не ожидает: обязательно найдутся те, кто ему помешает (или то, что помешает). Если же он не только трудится, но и «трудится в Торе» — мишна использует слово «амаль», означающее не просто изучение, но упорный и постоянный труд, — от Б‑га его ждет «награда великая»: не только успех в делах, но целая жизнь, наполненная радостью и счастьем. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Единение материи и духа

Да, бедность — это испытание. Но и богатство — испытание, порой даже более серьезное. Царь Шломо писал в «Мишлей»: «...нищеты и богатства не давай мне, чтобы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: “Кто Г‑сподь?”, и чтобы обеднев не стал красть...» Кража, конечно, тяжкий грех, но отпадение от Б‑га — грех куда более тяжкий.

Единственное качество, которому не вредит крайность

Гордыня начинается там и тогда, где и когда человек приходит к выводу, что эти хорошие черты — его личное достижение. В этот момент он неизбежно начинает гордиться собой, а на других людей, не столь «успешных», смотрит сверху вниз. И всё: он охвачен гордыней, которую Тора приравнивает к идолопоклонству.