Ради успеха переговорного процесса и не только

Берл Лазар 9 сентября 2018
Поделиться

В последнее время мы становимся свидетелями неприятного явления, наблюдаемого на разных уровнях. Собираются лидеры — политики, дипломаты, бизнесмены. Пытаются договориться о решении каких‑то насущных проблем, — договариваются, все довольны. А спустя какое‑то время выясняется, что проблема не решена. Порой ситуация становится даже хуже, чем была до переговоров.

Эксперты утверждают: проблема кроется в «кризисе взаимопонимания», в том, что взаимное недоверие оказывается все сильнее. При этом мы видим, что договаривающиеся стороны честно хотят решать проблемы, но всякий раз что‑то у них не получается, возникают какие‑то привходящие обстоятельства, — все как назло! А может быть, действительно «назло»? Может, есть некая злая сила, поставившая себе целью мешать достижению любых договоренностей?..

Дело, конечно, не в мифической «третьей силе». Проблема была знакома нашим мудрецам очень давно, и они сформулировали ее в следующей мишне: «Всякое собрание во имя Б‑га в конце концов осуществит свои цели, а то, которое не во имя Б‑га, в конечном счете закончится провалом».

На первый взгляд мишна не имеет отношения к проблемам сегодняшнего дня. В самом деле, какое может быть «собрание во имя Б‑га», если речь идет о вопросах свободной торговли? Или об ограничении видов вооружений? Как может быть «собранием во имя Б‑га», например, ежегодная встреча «большой двадцатки», где обсуждаются чисто политические вопросы?

Но, чтобы правильно понять урок мишны, следует вспомнить: Б‑г сотворил всех людей непохожими. Не только внешне, но и по характеру, темпераменту, интересам. И любые переговоры политиков, военных или бизнесменов — это в первую очередь переговоры людей, совершенно непохожих друг на друга.

А если они непохожи, как можно договориться? Мишна отвечает: они должны говорить «во имя Б‑га». Ради Б‑га — а не ради себя! Понятно, что каждый в переговорах считает себя правым и хочет убедить в своей правоте другую сторону. Но в этом случае как раз ничего и не получится — просто потому, что каждый все равно останется при своих убеждениях и будет действовать в соответствии с ними. А если цель сторон — понять цели Б‑га, то есть понять, чего хочет от нас Он, — тогда, о чем бы ни велись переговоры, стороны будут стремиться к взаимопониманию. Каждый будет стремиться стать полезным Б‑гу — а значит, полезным людям, детям Б‑жьим.

Тора дает нам два примера того, как люди действуют «ради себя» и «ради Б‑га», и эти действия приводят к прямо противоположным результатам. Первое — это строительство Вавилонской башни. Нельзя сказать, что у тех, кто хотел возвести башню до небес, были дурные намерения. Они «хотели как лучше». Но о том, нужно ли это Б‑гу, они не подумали, — а что получилось из этого проекта, мы прекрасно знаем. Противоположный пример — стояние еврейского народа у подножия горы Синай после исхода из Египта. Там были совершенно разные люди, у них были разные взгляды на то, как надо было уходить и куда идти после обретения свободы. Но в тот момент все они сошлись на том, что надо понять, чего от них хочет Б‑г. В результате весь народ собрался на Синае — и Б‑г даровал им Тору.

Понятно, что такие примеры, когда огромные массы людей делают одно дело «ради Б‑га», являются достаточно редко. Но каждому человеку в жизни такие возможности выпадают — и для этого не надо быть политиком или бизнесменом.

Офтальмолог из Иерусалима был приглашен на конгресс в США. Поскольку он из Святой земли, оргкомитет попросил его выступить с кратким приветствием перед участниками. Врач решил попросить совета у рабби Менахема, главы гурских хасидов. Тот сказал: «Врач по глазным проблемам — у него должен быть добрый глаз: благослови их, чтобы никогда не завидовали друг другу и делились профессиональными знаниями».

Итак, в самом начале конгресса нашего врача просят выступить, и он пересказывает то, что услышал от старого ребе из Иерусалима. После приветствий начинается заседание, и первым слово предоставляют знаменитому врачу из Китая. Тот начинает свое выступление такими словами: «То, что я сейчас расскажу, я планировал раскрыть на заключительном заседании, через два дня. Дело в том, что недавно мне удалось сделать открытие, которое пациентам принесет немалую пользу. Ну, я и собирался завершить этим сообщением наш конгресс, чтобы произвести на вас впечатление. Но сейчас, услышав про “добрый глаз”, я хочу поделиться своим открытием, чтобы мы успели все вместе его обсудить. Дай Б‑г, чтобы вместе мы сумели его усовершенствовать на пользу людям». 

Поделиться

Не для денег живем, а для счастья

Как‑то к Ребе пришел один бизнесмен. Как живешь? — спрашивает Ребе. Бизнесмен принялся рассказывать о своих деловых успехах, о состоянии рынка, но Ребе его прервал: «Я тебя спросил не о том, как ты работаешь, а о том, как живешь!» Иными словами, при всей важности работы она — не самоцель. Цель жизни человека — не много денег, а много счастья.

Единение материи и духа

Да, бедность — это испытание. Но и богатство — испытание, порой даже более серьезное. Царь Шломо писал в «Мишлей»: «...нищеты и богатства не давай мне, чтобы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: “Кто Г‑сподь?”, и чтобы обеднев не стал красть...» Кража, конечно, тяжкий грех, но отпадение от Б‑га — грех куда более тяжкий.

Хотите, чтобы ваше доброе дело открыло дверь Машиаху?

Ребе говорил своим хасидам, что они должны помогать людям соблюдать мицвот не только и не столько в надежде на дальнейший «естественный прогресс»: даже однократное соблюдение одной заповеди настолько важно, что полностью оправдывает любые затраты сил и энергии со стороны хасида.