Незнание закона не освобождает от ответственности

Берл Лазар 28 октября 2018
Поделиться

В последнее время СМИ буквально захлестнули истории о проступках и даже преступлениях, совершенных людьми в состоянии аффекта, при потере самоконтроля или просто по незнанию. Естественно, для суда важно решить вопрос, идет ли речь о намеренном действии или о роковой случайности. В первом случае нарушителя ждет наказание по всей строгости закона, но если действие было ненамеренным — к обвиняемому иное отношение, даже если последствия его проступка в крайней степени негативны.

Отношение же еврейского закона к непреднамеренным действиям значительно жестче. Мишна говорит: «Будь осторожен при обучении, ибо ошибка при обучении приравнивается к намеренному греху».

На первый взгляд странная логика. Как можно сравнивать, например, террориста, который намеренно убил человека, с водителем, который случайно сбил человека насмерть? Может быть, водитель был неумелый, — но он же не террорист!

Однако еврейское право различает два вида ненамеренных действий: ошибка по незнанию обстоятельств и ошибка по незнанию правил. Например, человек нарушил законы шабата, потому что у него не было часов и он не знал, что уже наступил шабат. Или человек совершил аварию: он не знал, что дорога покрылась слоем льда, и машину занесло. Тут действительно речь идет о несчастном стечении обстоятельств.

Совсем другое дело, если неправильный поступок вызван незнанием правил поведения. Конечно, и в обычном праве существует формула, что «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», но для наших правовых представлений это лишь частный случай. Человек всю жизнь учится, узнаёт, что хорошо и что плохо: он обязан во всякой ситуации вспомнить, какие правила поведения к этой ситуации приложимы, и действовать соответственно.

Про ребе Рашаба рассказывают, что однажды он совершил обряд омовения рук очень странным образом. Его спросили, где такое прописано, а он не помнил. Окружавшие его раввины начали разбирать законы и установления и обнаружили: Рашаб как раз поступил правильно! Обратились к нему за разъяснениями. «С момента бар мицвы я дал себе зарок все делать так, как написано в “Шульхан арух”, так что теперь мое тело действует как бы автоматически», — ответил раввин.

Это, конечно, идеальная ситуация, требующая огромных знаний и еще большей сосредоточенности. Но стремиться избегать «ненамеренных нарушений» должен каждый из нас. Кстати, обратите внимание: в Торе все истории о жертвоприношениях связаны именно со случайным грехом. Если грех совершен с умыслом, его никаким приношением не смоешь, тут наказание совсем другое. Но и при явном отсутствии умысла приходится платить очень высокую цену, в разы превышающую размер нанесенного ущерба. Почему? Потому что ты платишь за собственную несостоятельность: заповедь, которую ты случайно нарушил, была для тебя недостаточно важной, и ты позволил себе о ней забыть.

Есть такой еврейский анекдот: «Как ты можешь быть уверен, что никогда не забудешь поздравить жену с годовщиной свадьбы? — Один раз забыть поздравить!» Действительно, забудь однажды — и получишь от жены такую выволочку, что на всю жизнь хватит…

У многих народов есть обычай: хочешь что‑то запомнить, завяжи «узелок на память». Наши мудрецы объясняют, что, завязав узелок, человек чувствует себя как бы «привязанным» к данному вопросу, постоянно о нем помнит и не ошибется в сомнительной ситуации. А если человек не «привязан», для него этот вопрос неважен, запоминать его незачем. И так — от небрежности, а не от незнания — рождаются наши ошибки. За небрежность приходится платить.

Когда мы учим детей, особенно важно дать им понять, что любая ошибка в процессе учебы может привести к страшным последствиям — как если бы они грешили намеренно. То же и с учителем: если он ошибется, пусть даже случайно, дети будут брать с него пример: то есть он — как бы намеренно — вынудит их жить неправильно!

Мне, слава Б‑гу, с учителями повезло. По крайней мере, они хорошо научили меня беречься от «случайных ошибок». Вспоминаю историю, которая случилась, когда мне было семь лет. Кто‑то подарил мне коробку конфет — очень красивых, дорогих, наверняка очень вкусных. Так хотелось попробовать!.. Но как узнать, кошерные конфеты или нет? Приношу коробку учителю, спрашиваю его мнение. Учитель долго изучает надписи и выносит вердикт: «Скорее всего, кошерные, но возможно, и нет». Я, конечно, обратил больше внимания на первую часть ответа и спрашиваю: «Значит, можно есть?» А учитель покачал головой и говорит: «Ну а если бы я сказал тебе, что конфеты, скорее всего, съедобные, но, возможно, в них смертельный яд? Подумай теперь и сам решай…»

Этому учителю я благодарен всю жизнь.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

От homo civis к homo sapiens

Мишна говорит: общайся с теми, кто ниже, так, как если бы они были тебе равны; с равными так, как если бы они были твоими учителями; а на учителя смотри как на Б‑га. Один из мудрецов Талмуда — рабби Ханина говорил: «Я многому научился от учителей, еще больше от друзей, а больше всего — от учеников».

Ради успеха переговорного процесса и не только

Тора дает нам два примера того, как люди действуют «ради себя» и «ради Б‑га», и эти действия приводят к прямо противоположным результатам. Первое — это строительство Вавилонской башни. Нельзя сказать, что у тех, кто хотел возвести башню до небес, были дурные намерения. Они «хотели как лучше». Но о том, нужно ли это Б‑гу, они не подумали.

Хотите, чтобы ваше доброе дело открыло дверь Машиаху?

Ребе говорил своим хасидам, что они должны помогать людям соблюдать мицвот не только и не столько в надежде на дальнейший «естественный прогресс»: даже однократное соблюдение одной заповеди настолько важно, что полностью оправдывает любые затраты сил и энергии со стороны хасида.