Время утешать

Мендл Калменсон 4 ноября 2018
Поделиться

Мера за меру

Одной из важных тем, неоднократно звучавших в рассуждениях Ребе об «ответе на зло», была тема справедливости — как правильно поступить, чтобы действия в полной мере соответствовали характеру и даже месту трагедии. К примеру, узнав о случившейся в Израиле страшной аварии, унесшей пять жизней, Ребе сказал: «Единственный способ противостоять необъяснимой утрате и разрушению — поступать не менее необъяснимым образом, проявляя “неразумную доброту”» Сихот кодеш 5734. Т. 2. С. 183; Торат Менахем — Менахем Цион. Т. 2. С. 416.
.

Развивая мысль о необходимости в ответных действиях учитывать место трагедии, рабби Шнеерсон писал Лее Хен, недавно потерявшей мужа:

 

Мне было приятно узнать, что уроки, начавшиеся незадолго до кончины Вашего мужа, продолжаются и что они проходят в том же самом месте и посвящены тем же проблемам, как и в то время, когда он был жив… Это приносит огромную пользу душе усопшего и доставляет ей величайшее наслаждение, когда ее доброе начинание продолжается в том же самом месте Игрот кодеш. Т. 16. С. 212; Торат Менахем — Менахем Цион. Т. 2. С. 510.
.

Ешива «Томхей тмимим» в Кфар‑Хабаде. 1970‑е

В последний день семидневного траура по своей супруге, Хае‑Мушке Шнеерсон, Ребе высказал схожие мысли, произнеся в конце богослужения: «Принято устраивать в честь души усопшего хасидское собрание или возлияние. Это следует сделать наилучшим образом и непременно здесь, в доме, где она жила» Видео этого момента можно увидеть на сайте www.chabad.org/629696.
.

Эту же мысль подтверждает письмо рабби Шнеерсона, адресованное Фрадели Зильбершторм. Упомянув о строительстве новой школы в Кфар‑Хабаде, Ребе подчеркнул особую значимость того, что здание школы будет построено именно там, где произошло убийство детей.

В письме рабби Рафаэлю‑Нахману Кагану, одному из наиболее уважаемых жителей Кфар‑Хабада, Ребе писал:

 

Думаю, не нужно объяснять, что Вы должны мобилизовать все свои силы и использовать всю свою энергию, чтобы поддержать павших духом жителей города, помня, что именно в том месте, где произошла жестокость, должен находиться источник милосердия Игрот кодеш. Т. 13. С. 61; Торат Менахем — Менахем Цион. Т. 2. С. 501.
.

 

Схожие мысли Ребе высказал в письме братьям Симхи Зильбершторма, учителя, убитого во время нападения террористов, когда они спросили, что делать с деньгами, оставшимися от Симхи. Рабби Шнеерсон предложил, чтобы после того, как всем родственникам будет роздана символическая сумма (чтобы создать духовную связь с усопшим, возникающую в момент получения наследства), «основную сумму следует передать местным организациям, прежде всего занимающимся образованием (которым занимался Симха) — например, летнему лагерю или другой образовательной структуре. Также будет правильно, если на эти деньги купят молитвенники для всего класса или школы, где преподавал Симха» Игрот кодеш. Т. 13. С. 155–156; Торат Менахем — Менахем Цион. Т. 2. С. 502.
.

Ешива «Томхей тмимим» в Кфар‑Хабаде. 1970‑е

Похожий совет Ребе дал родственникам Авраама Гольдмана, семнадцатилетнего студента ешивы, убитого тремя хулиганами, когда он звонил по телефону еврейскому мальчику, чтобы укрепить его в еврейском выборе. Рабби Шнеерсон предложил создать специальный фонд имени Гольдмана, который будет оплачивать летние лагеря еврейским детям, чьим родителям это не по средствам, чтобы укрепить их еврейскую идентичность.

«Строительство на месте разрушения» является не просто восстановлением справедливости, но и имеет большое духовное значение и приносит огромную пользу.

Цемаху Цедеку, третьему Любавичскому Ребе, однажды пришлось утешать евреев местечек, сильно пострадавших от пожара. В письмax к ним Igrot Kodesh by the Tzemach Tzedek. Kehot, 2013. Р. 159, 168. он сослался на мудрость рабби Шнеура‑Залмана из Ляд (Алтер Ребе), основоположника Хабада.

Когда сгорел дом Йосефа из Журавицы, одного из хасидов Алтер Ребе, и тот остался нищим и бездомным, рабби Шнеур‑Залман написал ему: «Я слышал от праведных людей, и это стало пословицей: “После пожара становятся богатыми”. Это связано с иерархией Б‑жественных атрибутов в горних мирах: Милость, Суд, Милосердие. Поэтому после сурового приговора, причинившего Вам столько ущерба, на Вас обязательно изольется поток Б‑жественного Милосердия, превосходящего даже изначальную Милость» Igrot Kodesh by the Alter Rebbe. Kehot, 2012. Р. 430.
.

Процитировав эти слова Алтер Ребе, Цемах Цедек продолжал: «Поэтому Алтер Ребе посоветовал Йосефу построить новый дом на том же самом месте Поскольку поток Б‑жественных благ прольется именно на то место, где был «приведен в исполнение» суровый приговор.
. Из этих святых слов мы можем понять, как поступать в Ваших обстоятельствах. Пусть каждый построит новый дом на том же самом месте, где он стоял до пожара, ибо заслуги общины превосходят заслуги отдельных евреев и могут свести в мир больше Б‑жественных благ. И пусть каждый поможет соседу, а Всевышний даст вам сил и благословит вас во всех ваших начинаниях.

В Б‑жественном миропорядке катастрофа нередко прокладывает путь к новым успехам и процветанию, превосходящим все, что было прежде. Это особенно верно, если нам удается преобразовать место трагедии, ибо, согласно учению хасидизма, тьма является не самостоятельной силой, но агентом света».

Замечательный пример превращения пустоты, возникшей после ухода близкого человека, в позитивную созидательную силу показал сам Ребе, когда 14 марта (25 адара) 1988 года, всего через месяц после кончины своей жены, он объявил о начале всемирной кампании «Еврейский день рождения», начало которой предполагалось в день, который должен был бы стать восемьдесят седьмым днем рождения Хаи‑Мушки. При этом Ребе сказал:

 

Вот что я предлагаю, и это станет величайшим благом для ее души, если в связи с ее кончиной возникнет следующий обычай: все евреи станут отмечать свой день рождения, хотя в прежних поколениях его отмечали лишь отдельные люди, причем очень скромно Сефер а‑сихот 5748. Т. 1. С. 332. .

 

С точки зрения Ребе, лучшим и наиболее достойным способом почтить память ушедшего из жизни должен был стать праздник, связанный с рождением новой жизни. 

Поделиться

Время утешать

Молчание бывает разным. Иногда молчат, потому что нет слов. Иногда — чтобы не произнести то, что говорить нельзя. И наконец, бывает молчание, означающее близость и сопричастность. Такое молчание громче любых слов. Оно возникает из ощутимых чувств, вызванных самим фактом присутствия.

Время утешать

Если еврей решает, что будет уповать на Б‑га, веря, что очередной кризис закончится в его пользу, даже несмотря на то, что все свидетельствует об обратном, то в этом случае он окажется выше законов природы. А это, в свою очередь, в соответствии с принципом «вера за веру» приведет к временной отмене Б‑жественного закона.

Время утешать

Стремление увековечить память родных и близких в зримом и вещественном проявлении естественно и понятно. Однако Ребе учил, что самое лучшее подтверждение памяти — не мемориалы и здания из камня, кирпича или мрамора, но добрые дела, которые принесут ощутимую пользу не только мертвым, но и живым.