Что такое сгула?

Иеуда Фридзон 23 ноября 2018
Поделиться

«Спросили ученики рава Аду, сына рава Авы: “Чем ты так продлил свою жизнь?” Он ответил: “Никогда в жизни я не сердился дома и не шел впереди того, кто более мудр, не думал о словах Торы в грязных местах, не проходил четырех локтей без слов Торы и без тфилин, и не спал в доме учения – ни сном глубоким, ни сном скоротечным, не смеялся над ошибкой товарища и не называл своего товарища по прозвищу”» (Таанис, 20б).

«Спросили ученики рабби Эльазара, сына Шамуи: “Чем ты так продлил свою жизнь?” Ответил он им: “Никогда в жизни я не проходил через синагогу, чтобы сократить себе путь, не проходил между сидящими на полу сынами святого народа и не воздевал руки, чтобы благословить народ, не произнеся предварительно благословения”» (Мегила, 27б).

Подобных примеров в Талмуде очень много. Указываются не только средства для продления жизни, но и для избавления от всевозможных недомоганий и даже серьезных болезней, способы добиться успеха в разных делах, в изучении Торы и наук, в семейной жизни – и даже в жизни после земной жизни. Все это сводится к общему принципу: в хороших делах, которые человек совершает ради своих ближних и служения Всевышнему, как и вообще во всем том, что человек может использовать себе во благо, таятся чудесные свойства. «Все, что создал в Своем мире Г-сподь, да будет благословенно имя Его, Он создал единственно Себе во славу» (Пиркей Овойс, 6:11) – и лишь от человека зависит обратить все это во благо.

Чудесные свойства, содержащиеся в различных проявлениях материального мира, называются словом «сгула». Его основное значение – «нечто чрезвычайно ценное, уникальное». Таким является для Всевышнего народ Израиля: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов (сгулой)» (Шмойс, 19:5), – велел Он Моше передать сынам Израиля накануне дарования Торы. Тем же словом называются коллекции редкостей и драгоценностей: как упоминается в книге Коэлес (2:8), «<он собрал себе> редкостные драгоценности, полученные от царей и государств (сгулас млохим веамединойс)».

В переносном смысле сгула обозначает некое действие или предмет, которые влекут за собой благотворные следствия, при том что причинно-следственные связи в происходящем неочевидны. Например, если не удается быстро заснуть, рекомендуется мысленно много раз повторять молитву «Шма, Исроэл» и представлять себе морские волны. А для отыскания потерянной вещи следует отделить какие-то деньги на цдоку и три раза произнести: «Сказал рабби Биньёмин: “Все считаются слепыми, пока Святой, благословен Он, не просветит их глаза. Это следует из сказанного в Торе (Брейшис, 21:19): „И открыл ей Всесильный глаза, и увидела она колодец воды, и пошла она, и наполнила мех водой“. Г-сподь Меира, ответь мне, Г-сподь Меира, ответь мне, Г-сподь Меира, ответь мне!1 В заслугу цдоки, которую я даю по доброй воле ради подъема души рабби Меира, для которого совершались чудеса, пусть его заслуги защитят нас, чтобы мне найти мою потерю”». Эта сгула основана на сказанном в Мидраше (Брейшис Раба, 53:19), и действенность ее многократно проверена.

Еще одна сгула. Когда человек собирается в дорогу, для того, чтобы поездка его прошла благополучно, какой-то другой человек должен дать ему некоторое количество денег с поручением отдать их в качестве цдоки после возвращения или добравшись на место назначения. Тем самым отправляющийся в дорогу назначается посланцем для исполнения заповеди, а как сказано в Талмуде (Псохим, 8а), «посланникам для исполнения заповеди не причиняется никакого ущерба».

И тут мы подходим к еще одному аспекту категории сгулы. В принципе, все заповеди Торы содержат в себе чудесные свойства, приносящие человеку, исполняющему заповеди, разнообразные блага. Однако к этому отнюдь не сводится смысл заповедей. Ведь если бы дело обстояло так, то человек стал бы выбирать, какие заповеди исполнять для достижения тех или иных выгод, а иными пренебрегал бы. Поэтому истинный смысл заповедей Всевышний от нас скрыл, и мы обязаны всем заповедям уделять совершенно одинаковое внимание. Все они должны быть для нас проявлениями воли Владыки, не подлежащими обсуждению и исполняемыми беспрекословно. Лишь кабала и учение хасидизма в некоторой степени приоткрывают нам истинную, духовную суть заповедей – но и это объяснение далеко не исчерпывающее. Только лишь после прихода Мошиаха, когда он откроет нам сокровенное, глубинное содержание Торы, смысл заповедей станет доступным человеческому разуму. Пока же нам остается мечтать об этом и стараться приблизить приход Мошиаха.

Итак, дивные свойства заповедей, приносящие человеку добро, – это, так сказать, лишь их «побочный эффект», хотя и немаловажный, который ни в коем случае нельзя недооценивать.

Приведем поучительный пример. В Талмуде (Менохойс, 44а) рассказывается об одном еврее, ученике рабби Хии, который всегда особенно тщательно старался исполнить заповедь о цицис (кистях на углах плаща). Однажды он услышал о необычайно красивой и искусной блуднице, берущей за визит к ней четыреста золотых. Йецер оро, всегда подбивающий евреев нарушить Тору, зажег в нашем еврее столь сильное вожделение, что он немедленно послал блуднице эту огромную сумму, прося о свидании. Просьба его была удовлетворена, и в назначенный день, в назначенный час он явился к ней в дом. Она приняла его как нельзя лучше, но в решающий момент цицис хлестнули еврея по лицу, и вожделение сразу оставило его. Блудница очень огорчилась. Она поклялась, что не оставит его в покое, пока он не скажет, какой именно недостаток увидел в ней (физический, как она думала), сразу погасивший всю его страсть. «Клянусь храмовым служением, – ответил еврей, – что не видел женщины столь же красивой, как ты! Но одну заповедь дал нам Всевышний, Б-г наш, которая называется “цицис”. И в связи с ней дважды написано: “Я – Г-сподь, Б-г ваш”; это значит: Я – Тот, Кто взыщет за неисполнение заповеди, и Я же – Тот, Кто вознаградит за ее исполнение. И показалось мне, что увидел я четырех свидетелей этого…» Слова его произвели на блудницу столь сильное впечатление, что она раздала большую часть своего имущества и пошла к рабби Хии просить о том, чтобы он помог ей принять иудаизм. Рабби Хия удовлетворил ее просьбу и затем разрешил ей выйти замуж за своего ученика, которого заповедь о цицис спасла от греха (и, кроме того, побудила блудницу раскаяться и перейти в иудаизм). Он сказал ей: «Постель, которую ты стелила ему в нарушение Торы, теперь будешь стелить с разрешения Торы; таково твое вознаграждение в этом мире, а в мире будущем – уж и не знаю я, насколько большее!» На основании этой истории великий кабалист рабби Ицхак Лурия (Аризал) учил, что заповедь о цицис – сгула, предохраняющая от разврата.

Как было сказано, подобных историй великое множество. Есть целые книги, предлагающие удивительные средства для любых случаев жизни. Первая из таких книг была издана на идише в 1694 году, и с тех пор подобных ей появилось немало. Однако многие авторитеты Торы и Алохи предупреждают: к предлагаемым в них рекомендациям не стоит относиться с полным доверием. Любавичский Ребе не раз указывал, что подавляющее большинство медицинских советов Талмуда в наше время уже не дает эффекта. Ребе объяснял: дело вовсе не в том, что эти средства исцеления неверны или потеряли силу. Талмуд – это Устная Тора, Тора Истины – и так же, как неизменна истина, истинным остается все, сказанное в Талмуде. Однако за прошедшие тысячелетия само естество людей изменилось, деградировало, и те средства, которые когда-то были эффективными, теперь уже не действуют. Впрочем, с приходом Мошиаха и весь мир, и все человечество поднимутся на высшую ступень совершенства, и тогда все средства, предлагаемые в Талмуде, снова окажутся действенными.

Сам Любавичский Ребе в своих письмах указывал на некоторые действенные рекомендации подобного рода: «Канал, по которому приходит благословение Всевышнего, и форма, способная его вместить, – это образ повседневной жизни, соответствующий желанию Творца. Каждая заповедь – кроме того главного, что она должна быть исполнена как повеление Творца, – связана с особой сгулой и особым благословением. Известно, что рождение здоровых и крепких детей связано с соблюдением законов о чистоте семейной жизни (таарас мишпоха). Поэтому будет правильным проявить к ним особое внимание и исполнять их в точности. <…> Нельзя исключить возможность того, что с течением времени какая-то частность оказалась забытой. Поэтому следует еще раз повторить эти законы с особым прилежанием».

А родителям, спрашивающим совета, как удостоиться рождения сына, Ребе ответил: им следует с особым старанием исполнять заповедь о любви ко всем евреям (аавас Исроэл). «Как известно из книг по кабале и учению хасидизма, – объяснил Ребе, – порождение любви в сфере духовной является сгулой для порождения в физическом смысле. И само собой понятно, что укрепление и усиление духовной любви <…> влечет за собой долгую и счастливую жизнь сыновей в сфере материальной». Ребе дал указание увеличить цдоку в каждый из будничных дней перед утренней молитвой и предназначить ее на обеспечение едой и питьем бедных учеников ешивы.

Любавичский Ребе обратил внимание на еще одну сгулу, обладающую огромной силой, и велел широко распространить знание о ней. Для охраны новорожденного около него (или, по крайней мере, в комнате, где он находится) следует прикрепить «Шир а-маалойс» (главу 121 из книги Теилим). Ребе настойчиво просил прилагать усилия, чтобы и в родильных домах рядом с еврейскими младенцами находилась «Шир а-маалойс».

А для того, чтобы уберечь автомашину от аварии, по совету Ребе в ней должны находиться: Сидур (молитвенник), книги Теилим и Тания, а также копилка для цдоки.

Ради сохранения зрения и здоровья глаз во время произнесения кидуша при наступлении Субботы полезно смотреть на стоящие на столе субботние свечи. А после совершения авдолы на исходе Субботы следует окунуть кончики пальцев (мизинцев, согласно обычаю) в остатки вина в блюдечке и коснуться ими наружных уголков глаз.

Сгула для сохранности зубов – тщательность в исполнении заповеди «Благословение луны».

Кстати, с проблемой зубов связана одна занятная история. Хасид Любавичского Ребе Цемах-Цедека очень страдал от зубной боли и пришел к Ребе спросить совета. Цемах-Цедек открыл рот и показал, насколько испорчены его собственные зубы: мол, чем я могу тебе помочь? Однако когда хасид вышел от Ребе, то обнаружил, что зубы у него больше не болят. Один из знающих людей открыл ему: сгула от зубной боли – посмотреть на зубы праведника.

Наш Ребе обратил внимание на еще одну сгулу, предохраняющую от порчи зрения: необходимость насухо вытирать ноги после купания или погружения в микву (в особенности между пальцев). Он цитировал авторитетные книги, в которых сказано, что, надевая обувь на мокрые ноги, «наносят ущерб свету глаз».

Итак, кроме средств, служащих для исправления или улучшения, есть и такие, что предохраняют от вреда и порчи. Некоторые из них даже приобрели статус законов Торы и вошли в Шулхан Орух – в раздел законов, предписывающих охранять здоровье тела и души. Так, не следует пить воду, простоявшую в открытом сосуде даже краткое время. Рамбам постановляет: такая вода непригодна даже для омовения рук. Если, не дай Б-г, по соседству кто-то умер, то всю воду, находящуюся в доме, необходимо немедленно вылить, потому что употребление ее для любых нужд влечет опасность.

Алтер Ребе пишет в Шулхан Орухе: если в городе все благополучно, следует ходить не по внутреннему краю тротуаров, а по внешнему или прямо по дороге. И наоборот, если в городе, не дай Б-г, эпидемия, нельзя ходить посередине улицы – нужно жаться к домам. В обоих случаях это делают, чтобы не встретиться с ангелом смерти.

Запрещается произносить любое слово, намекающее на беду или возможную болезнь. Нельзя сказать: «От этого он может заболеть», потому что «союз заключен с устами» (то есть ни одно слово не проходит бесследно) (см. Шулхан Орух, п. 12).

В еврейской среде известно: надо следить, чтобы воротник лежал так, как полагается, в противном случае это может вызвать ослабление памяти. А видный иерусалимский хасид-хабадник рабби Шмуэл-Менахем Шнеерсон в одной из книг Митлер Ребе нашел упоминание о том, что тот же самый отрицательный эффект вызывает снятие двух одежд одновременно. Он опубликовал свое открытие в сборнике «Ягдил Тора» (нисан 5737, вып. 2), и это стало началом оживленной дискуссии. В конце концов, словам рабби Ш.-М. Шнеерсона были найдены подтверждения. Так, в книге «Чистый стол» (гл. 2) великого кабалиста и праведника Ребе из Комарны сказано: «…И также не следует снимать одежды с себя вместе». Оказалось, когда первый Ребе из Белз собирался снять жилет, сначала он отстегивал карманные часы, прикрепленные к жилету шнурком, а затем уже снимал сам жилет. Он объяснял, что делает так из опасения ослабить свою память. Видно, насколько серьезно Белзский Ребе относился к этому вопросу: даже карманные часы он рассматривал как деталь одежды. Выяснилось, между прочим, что и другие хасиды и вообще благочестивые евреи издавна остерегались как надевать, так и снимать больше одной одежды сразу.

Этот пример учит нас тому, насколько точны книги, излагающие учение хасидизма. Поскольку они основаны на кабале, в них встречается то, что отсутствует у законоведов, опиравшихся лишь на Талмуд и связанную с ним литературу.

Необъяснимость подобных явлений – лишь приобретенное ими свойство, не присущее им изначально. Когда-то, в давние времена, они имели статус Алохи: было известно, как их выводят из Торы, где в Торе есть указание или намек на них. С течением времени, за годы лишений и изгнаний, огромная часть знаний была утрачена. В памяти еврейского народа осталось лишь знание о том, что если совершить (или, наоборот, не совершить) такое-то и такое-то действие, результат будет тем или иным.

Как бы то ни было, наличие подобных явлений учит нас тому, с какой ответственностью следует относиться к своим поступкам и словам – даже самым незначительным. Потому что каждое действие и каждое слово (а согласно Зоару, даже мысль) оказывают воздействие на этот мир. И от нас зависит, станет ли он лучше.

(Опубликовано в №186, октябрь 2007)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ребе и профессор

Комиссия по реконструкции еврейской культуры в Европе была сформирована в попытке подготовить восстановление еврейской жизни в Европе после Второй мировой войны, но ее деятельность сосредоточилась преимущественно вокруг спасения книг, исторических документов, рукописей и других культурных сокровищ и распределению их по еврейским общинам всего мира. В работе участвовало множество видных ученых, историков, общинных лидеров и раввинов. Одним из еврейских общинных лидеров, к которым обратилась комиссия, был раввин Йосеф‑Ицхак Шнеерсон

Удивительное возвращение Яблонского ребе

Удивительный путь от уважаемого польского хасидского раввина к сионистскому первопроходцу, неудачнику, военному беженцу, портовому рабочему, успешному девелоперу, банкроту, старейшему студенту колледжа и обратно к корням — к почитаемому хасидскому ребе. Несомненно, это одна из самых поразительных еврейских историй, случившихся в ХХ веке.