Время утешать

Мендл Калменсон 3 апреля 2019
Поделиться

Защитная сила заповеди

Любавичский Ребе не только служил примером настоящего лидера, готового взять на себя ответственность за судьбу общины и побуждавшего других поступать так же. Словом и личным примером он неизменно призывал людей, обладавших хоть малейшим влиянием, делать все возможное, чтобы ответом на ту или иную трагедию становилось более ревностное и массовое исполнение заповедей. Каждый раз, когда случалась катастрофа, угрожавшая личной или национальной безопасности, Ребе неизменно вспоминал и призывал ревностнее соблюдать заповеди, обладающие «защитными свойствами» — например, заповеди о мезузе или тфилин Мезуза (букв.: «дверной косяк») — свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного с двумя цитатами из Торы, написанными на иврите, прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме. Тфилин — элемент молитвенного облачения иудея, две маленькие коробочки из выкрашенной черной краской кожи, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Пятикнижия. Есть два тфилин — ручной и головной. Согласно заповеди наложения тфилин, каждый еврейский мужчина, начиная с 13 лет, обязан накладывать их ежедневно, кроме суббот и праздников. «И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими» (Шмот, 13:9). — Примеч. ред.
.

В 1967 году, незадолго до Шестидневной войны, когда евреи, под влиянием вражеской пропаганды, чувствовали, что над ними нависла смертельная угроза, Ребе дал старт знаменитой кампании «тфилин». Напомнив, что, по словам Талмуда, тфилин защищают народ Израиля от врагов См.: Менахот, 35б: «И увидят все народы земли, что имя Г‑сподне наречено на тебе, и убоятся тебя» (Дварим, 28:10).
, рабби Шнеерсон велел своим хасидам делать все возможное, чтобы эту заповедь исполнили как можно больше евреев. В результате этой кампании сотни тысяч евреев возложили тфилин, многие из них в первый раз в своей жизни.

В 1973 году, в течение нескольких месяцев накануне Войны Судного дня, Ребе настоятельно призывал собирать еврейских детей, чтобы они произносили хором отрывки из Торы и молились. При этом он ссылался на слова Псалмопевца, утверждавшего, что священные слова, звучащие из уст маленьких детей, способны остановить «врага и мстителя» «Ты, который дал славу Твою на небесах, из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу — из‑за неприятелей Твоих, чтобы остановить врага и мстителя» (Теилим, 8:3).
. Непосредственно во время войны Ребе убеждал рабби Пирона проверить, чтобы на всех армейских базах были кошерные мезузы. Рабби Пирон издал приказ, чтобы хабадникам позволили посещать все армейские подразделения, куда они приезжали, чтобы предложить бойцам возложить тфилин и поддержать их дух словами веры и наилучшими пожеланиями от Ребе.

В 1981 году, за несколько месяцев до начала ливанской войны, Ребе потребовал написать специальный свиток Торы для бойцов Армии обороны Израиля и членов их семей. Когда началась война, рабби Шнеерсон написал хабадским раввинам Израиля сделать все возможное, чтобы свиток был готов как можно быстрее. Позже Ребе говорил, что скорейшее написание свитка имеет непосредственное отношение к защите и безопасности солдат, находящихся на фронте См.: От бе‑сефер Тора. Ваад ле‑Ктиват Сефер а‑Тора шель Ялдей Исраэль, Кфар‑Хабад. 2009. С. 210.
.

После того как в июле 1976 года израильский спецназ освободил многочисленных еврейских пассажиров самолета, захваченного террористами и угнанного в Уганду, Ребе обратился к своим хасидам по всему миру со следующим посланием:

 

В свете последних событий — захвата и спасения заложников, которых держали в Уганде, и теракта в стамбульском аэропорте 11 августа 1976 года в результате нападения боевиков Народного фронта освобождения Палестины и Красной армии Японии в стамбульском аэропорту были убиты четыре и ранены двадцать человек.  — необходимо понять, что все эти происшествия указывают, что евреи должны как можно раньше принять все необходимые меры для обеспечения собственной безопасности и защиты. В первую очередь это касается нашей духовной жизни, которая служит каналом получения Б‑жественных благословений, касающихся всех аспектов материальной жизни и необходимых, в том числе, чтобы чувствовать себя в безопасности от врагов и избежать нежелательных происшествий, Б‑же сохрани.

В нынешней ситуации следует защитить каждый еврейский дом… Всевышний сделал нашему народу особый подарок, защищающий наши жилища, — заповедь мезузы. Наши мудрецы прямо говорили, что мезуза защищает дом .

 

15 мая 1974 года трое вооруженных палестинских террористов проникли на территорию Израиля из Ливана и обстреляли микроавтобус, убив двух израильских арабок. Затем они проникли в жилой дом в городе Маалот, где убили семейную пару и их четырехлетнего сына. Оттуда они проследовали к начальной школе «Нетив Меир», где взяли в заложники 115 человек, из них 105 детей, после чего потребовали освободить 23 палестинских боевиков, содержащихся в израильских тюрьмах. На следующий день подразделение бригады «Голани» предприняло штурм здания. Во время штурма террористы убили нескольких заложников, открыв по ним огонь из автоматов и бросив ручную гранату. В результате погибли двадцать пять заложников, из них двадцать два ребенка. Еще шестьдесят восемь человек получили ранения.

Когда закончилась неделя траура, Ребе призвал действовать. Он убеждал еврейских лидеров присоединиться к всемирной кампании «Мезуза», призванной обеспечить дополнительную защиту каждому еврейскому дому. Рабби Шнеерсон разъяснял:

 

Речь не идет о том, что отсутствие мезузы или некошерная мезуза является причиной трагедии. Б‑же сохрани сказать такое! Однако, подобно каске во время войны, мезуза обеспечивает дополнительную защиту от «пуль». Если пуля попала в человека, не надевшего каску, его убьет пуля, а не отсутствие каски. Однако если бы он надел каску, катастрофы можно было бы избежать Сихот кодеш 5734. Т. 2. С. 146–147.
.

Мезуза. XVIII век. Еврейский музей, Лондон

Внутренний мир — стена, защищающая от беды

В 1958 году, после того как скончался один из жителей Кфар‑Хабада, Ребе написал членам поселкового совета письмо, в котором намекнул, что существует связь между этой трагедией и насильственными действиями одного из жителей поселка по отношению к соседу.

 

В связи с недавним печальным случаем с применением насилия <…> я чувствую необходимость написать вам о трагических последствиях подобных инцидентов.

Нетрудно заметить, что с момента основания Кфар‑Хабада [в 1949 году] поселок явно оберегают Свыше <…> до такой степени, что за это время никто из жителей поселка не умер [своей смертью]. Чудесная природа этого представляется самоочевидной. Однако проявление Б‑жественного милосердия нуждается в подходящем «сосуде». А наиболее подходящим «сосудом», способным принять Б‑жественное благословение, является мир — тем более что главы Хабада, в соответствии с духом которых был создан этот поселок, готовы были жертвовать жизнью ради любви к другим евреям. Поэтому всем жителям поселка должно быть ясно, что им следует тщательно следить за тем, чтобы сохранять мир, единство и братство.

P. S. В соответствии со словами мудрецов, говоривших [о попытках] избежать плохих последствий, ожидавших [тех, кто нас обидел], тому, кого обидели, следует взять на себя обязательство ревностнее соблюдать заповеди. И, разумеется, ему следует полностью избавиться от всяких недобрых чувств по отношению к обидчику Игрот кодеш. Т. 16. С. 1, 7.
.

 

Конечно, Ребе ни в коем случае не хотел сказать, что конфликт стал причиной смерти. Он имел в виду иное: прежнее единство и отсутствие ссор позволили жителям удостоиться дополнительной Б‑жественной защиты.

Огромное значение, которое Ребе придавал миру и единству, было одной из наиболее характерных черт его мировоззрения.

В 1987 году в автомобиль, за рулем которого сидел студент ешивы, врезался грузовик. В результате произошла страшная авария, сильно покалечившая юношу Через несколько дней от полученных травм молодой человек скончался.
.

В ближайшую к происшедшему субботу Когда в синагогах читают недельную главу «Балак».
Ребе упомянул об этой трагедии в своем выступлении и сказал, что лучший способ удостоиться Б‑жественного благословения и защиты — поддерживать и укреплять мир и добрососедство между «сынами Всевышнего», то есть евреями ”К , и живой пусть примет к сердцу” (Коелет, 7:2). Из этого следует, что, когда умирает человек, нужно сильнее любить друг друга» (Сефер а‑сихот. Т. 1. С. 254–255).
“].

Этой же темы рабби Шнеерсон коснулся в письме жителям Кфар‑Хабада, написанном после случившейся там кровавой бойни, когда в поселке шли ожесточенные споры о его дальнейшей судьбе:

 

Очевидно, и это основа всего, что нужно постоянно поддерживать и укреплять дух товарищества и братства <…> Даже если кто‑то совершенно убежден, что его мнение правильно, и если, с объективной точки зрения, это действительно так, гораздо важнее сдержать себя, поскольку мир является величайшей ценностью — он приносит на землю бесконечные Б‑жественные благословения и обладает способностью сделать так, чтобы они стали осязаемыми и проявились в полной мере Игрот кодеш. Т. 13. С. 46; Торат Менахем — Менахем Цион. Т. 2. С. 499. .

 

Совершенно естественно, что после трагедии — особенно в случае терактов, когда ощущение уязвимости и беззащитности многократно возрастают, — людям трудно сдерживать эмоции. Это приводит к напряженности и конфликтам между сторонниками разных взглядов, включая и тех, кто должен принимать решения. Поэтому Ребе учил, что именно после общей трагедии представляется крайне важным, чтобы общинное руководство ясно видело общую цель, твердо держало курс на сохранение целостности общины и всячески поддерживало дух товарищества и братства, источник Б‑жественных благословений, о чем сказано в молитве «Амида»: «Благослови нас, Отче наш, ибо мы едины». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Время утешать

Стремление Ребе рассеять ненужные страхи и успокоить людей наиболее ярко проявлялось в его призывах и обращениях к жителям Израиля и мировому еврейству в трудные, напряженные моменты реальной опасности. Нередко он оказывался единственным, чей голос призывал к спокойствию в разгар всеобщей паники, когда все вокруг вопили не своим голосом и предрекали неминуемую катастрофу

Время утешать

Несмотря на свой оптимистический взгляд на мир как на Б‑жественный сад, Ребе никогда не закрывал глаза на то, что время от времени наш мир гораздо больше напоминает джунгли. Поэтому он неизменно настаивал, что наша реакция на трагедию, ставшую следствием сознательных человеческих поступков, должна предполагать конкретные шаги по исправлению морально‑нравственного состояния общества.

Время утешать

Не рассматривая Холокост с его чудовищными потерями и разрушениями в качестве основы и ключевого момента национальной идентичности, сознательно убрав его из фокуса, Ребе, разумеется, не пытался обесценить эту страшную трагедию. Его задача была в другом — принять меры, чтобы эта трагедия не стала единственной призмой, сквозь которую еврей смотрит и оценивает свое прошлое, настоящее и будущее.