Слово раввина

Жизнь — лучший подарок

Берл Лазар 3 октября 2019
Поделиться

Из опубликованного в прошлом месяце отчета Всемирной организации здравоохранения следует, что почти во всем мире наблюдается тревожный рост числа самоубийств: Россия, к сожалению, не исключение. И отношение к этой проблеме у мировой общественности двойственное: с одной стороны, все понимают, что самоубийство — это ужасно, а с другой — тут же принимаются сочувствовать тем, кто накладывает на себя руки. Дескать, это они потому, что несчастны, что страдают… Возникло даже движение за то, чтобы разрешать врачам по просьбе больных людей «помогать» уходить из жизни, делая смертельную инъекцию.

Для человека верующего такой подход категорически неприемлем. Тора относит самоубийство к числу самых страшных грехов, искупить которые невозможно никакими средствами. По самоубийце запрещено читать кадиш, самоубийцу запрещено хоронить на еврейском кладбище. Наши мудрецы однозначно указывают, что самоубийца лишается доли в Мире грядущем.

Почему так строго? Потому что наша жизнь — дар от Б‑га. Да, человек имеет право отказаться от этого дара, поскольку Б‑г дал ему свободу воли; но такой отказ означает отказ от Б‑га, от нашего Небесного Отца. Какое преступление может быть более тяжким?

Кроме того, нельзя забывать: смерть не окончание всего, а переход от земной жизни к существованию в Мире грядущем. Да, мы понимаем, что смерть неизбежна, но это решение Б‑га — когда нам родиться, а когда уйти. Вся наша жизнь в этом мире — выполнение миссии, которую Б‑г возложил на человека. Когда Он сочтет, что миссия выполнена, Он призовет нас к Себе, а до того мы обязаны делать все, чтобы жить дольше, чтобы служить Ему, выполнять Его задания, творить добро, чтобы заслужить от Него награду.

Вот что говорит мишна: «Рожденные умрут, мертвые оживут и, живые, предстанут перед судом. Человек должен знать, другим говорить и на весь мир заявлять, что Он — Б‑г, Он — создатель, Он — творец; Он — всеведущ, Он — судья, свидетель и истец, и Он, Благословенный, будет судить, ибо нет перед Ним ни несправедливости, ни забвения, ни лицемерия, ни подкупа. И знай, что всему есть счет, и пусть не убеждает тебя инстинкт зла, будто могила станет тебе убежищем: ведь создан ты не по твоей воле, не по твоей воле родился, живешь и умрешь; и не по твоей воле придется тебе стоять на суде и давать отчет перед царем всех царей, Г‑сподом, благословен Он».

Здесь, по сути, все наше мировоззрение, наше понимание цели жизни, роли человека в этом мире, принципа Б‑жественной справедливости. Жизнь — это прежде всего возможность выполнить нашу миссию: творить добро, улучшать окружающий мир, приближать приход Машиаха. Тот, кто исполнит эту миссию наилучшим образом, успешно пройдет через Б‑жий суд и получит награду в Мире грядущем. В качестве комментария можно привести ответ, который хасидизм дает на вопрос, зачем Г‑сподь посылает в этот столь несовершенный мир нашу душу, которой было совсем неплохо на Небесах: затем, чтобы своими делами в этом мире человек обеспечил своей душе возможность, вернувшись на Небеса, подняться выше, стать ближе к Создателю.

Философия нашей мишны помогает понять и еще одну важную вещь: почему мы страдаем в этом мире? Страдание не случайно: бывает страдание, вытекающее из наших же недостатков, страдание, чтобы указать нам путь к исправлению, к тшува. Есть также страдание, пройдя через которое мы получаем дополнительную заслугу для существования в Мире грядущем. Б‑г ведет счет всех наших достижений и страданий: подвергая нас испытаниям, Он всегда по справедливости предлагает нам возможность эти испытания преодолеть.

Главное же, никакие испытания, даже страдания, не сравнимы с той радостью, которую человек получает от жизни, подаренной Б‑гом. На этот счет существует притча. В одном городе жили две сестры, которые не могли выйти замуж: одна была очень некрасива, а другая на редкость злоязычна. В конце концов один мудрый сват нашел‑таки сестрам мужей — уродливой слепого, а склочнице глухого. Но через какое‑то время город посетил знаменитый врач, исцелявший все болезни. Пришел к нему слепой, врач вернул ему зрение; пришел глухой — и обрел слух. Казалось бы, чего еще ждать?.. Но вчерашний слепец ежедневно ужасался внешности своей супруги, а бывший глухой ежедневно выслушивал неприятные слова от своей жены! И так их это угнетало, что, получив счет от врача, оба отказались платить на том основании, что успешная операция принесла им одни страдания. Все трое пришли на суд к раввину. Тот выслушал стороны и постановил: раз такое дело, врач должен «отыграть назад», а именно: бывшего слепого лишить зрения, причем окончательно, а бывшего глухого навсегда лишить слуха. Оба, естественно, отказываются! Тогда платите, говорит раввин: теперь‑то вы понимаете, что в конечном счете врач сделал для вас великое благо.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Путь к счастью и душевному покою

Есть одна вещь, которая объединяет зависть, вожделение и честолюбие: во всех трех случаях речь о желании вещей, которые человеку не необходимы. Он видит, что какая‑то вещь есть у другого, и хочет ее для себя: вот зависть. Он желает чего‑то безмерно, забывая обо всем на свете: вот что такое вожделение. Он видит, что другому оказывают за что‑то почет, и требует такого же для себя, даже не имея к тому оснований. А что в результате? В результате человек лишается душевного покоя и нормальной жизни — что называется, «выходит из мира».

Готовим жизнь в Мире грядущем

Слепому не объяснить, какое удовольствие зрячие получают от прекрасных пейзажей; глухой не поймет чувств человека, наделенного музыкальным слухом, когда он слушает симфонию или хасидские напевы. Вот так же точно и мы представить себе не можем, какие удовольствия ждут нас в Мире грядущем, перед лицом Г‑спода нашего. 

Правила поведения в прихожей

Наши мудрецы тоже сталкивались с тем, что люди недовольны своей жизнью, хотели бы изменить мир. И вот что нам говорит мишна: «Этот мир подобен прихожей, за которой находится Мир грядущий. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы войти в пиршественный зал».