Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер 25 октября 2019
Поделиться

Продолжение (начало см. в №330)

Все сказанное выше (слишком кратко, учитывая, насколько это важно для каждого еврея и всего народа Израиля, особенно в наше время) должно стать целью напряженной масштабной работы еврейских женщин, где бы они ни находились. Жизненно необходимо привлечь к этой проблеме внимание как можно более широких еврейских кругов. Нестрашно даже несколько преувеличить важность этих жизненных аспектов еврейской жизни или посвятить им несколько лишних публикаций. Напротив, каждое новое издание, как, например, ваше, удостоится самого сердечного приема.

18 элула, 5735 (25 августа 1975)

Женщины в праздничных одеждах на свадьбе бельских хасидов. Бней‑Брак, 2009.

…Перейдем теперь к Вашему вопросу о предназначении женщины с точки зрения религии, или, как Вы изволили выразиться, «ортодоксального иудаизма».

Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что деление иудаизма на «ортодоксальный», «консервативный», «реформистский» и т. д. является чисто условным, поскольку у всех евреев одна Тора, данная одним Б‑гом. Просто есть евреи, соблюдающие больше или меньше. Никакая «бирка» не может изменить реальность.

Что касается отношения иудаизма к женщине, то уже неоднократно указывалось, что те, кто утверждают, что Тора ставит женщину на более низкое место, чем мужчину, ошибаются, поскольку это не подтверждается фактами. Мужчина и женщина подобны голове и сердцу в человеческом теле: оба органа являются жизненно важными, однако у них совершенно разные функции, и лишь при нормальной работе обоих тело будет здоровым. Это справедливо и в отношении места мужчины и женщины в еврейской жизни, а также в любом здоровом человеческом обществе.

Очевидно, что сердце не должно чувствовать себя второсортным по отношению к мозгу, хотя во многом зависит от него. Так же и мозг не должен ощущать себя второсортным по отношению к сердцу, хотя во многом зависит от него. Аналогичным образом, в еврейской жизни есть обязанности, которые Б‑г возложил на женщину, а есть те, что Он возложил на мужчину.

Когда человек по тем или иным объективным причинам не имеет возможности выполнить определенную заповедь или часть своих обязанностей В своем письме автор, известная феминистка Донна Харпер, автор книги «Invisible Stars: A Social History of Women in American Broadcasting», написала Ребе, что не может иметь детей, и спрашивала, в чем с еврейской точки зрения смысл существования женщины, если она не может участвовать в продолжении рода.
, то, согласно Торе, Всевышний прощает того, кто не может исполнить свой долг. Ведь Б‑г, который знает, что на сердце у всех и каждого, понимает, что если бы человек мог, то он бы его исполнил, и засчитывает намерение как совершенное действие См.: Брахот, 6а: «Сказал рав Аши: “Задумал человек исполнить такую‑то заповедь, но был стеснен (не зависящими от него обстоятельствами) и не исполнил ее, — засчитывает ему Писание, как если бы он ее исполнил”».
.

Наступил шабат. Фрагмент.

Разумеется, нам не следует извиняться за то, что мы задаем вопросы. Напротив, поскольку евреи названы в Торе мудрым и разумным народом «Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: “Как мудр и разумен народ, этот великий народ”» (Дварим, 4:6).
, более чем желательно, чтобы вопросы, не превосходящие человеческое разумение, были разъяснены, дабы мы не полагались в нашем служении лишь на голую веру. Существует только одно предварительное условие, восходящее к временам дарования Торы: Тору нужно принять в соответствии с принципом «наасе ве‑нишма» — «сначала сделаем, затем поймем» Шмот, 24:7. . Это значит, что соблюдение заповедей не должно зависеть от нашего понимания их глубинного смысла, [и даже если мы не понимаем], наши энергия и энтузиазм не должны от этого уменьшаться.

Этот основополагающий принцип соответствует здравому смыслу. Если мы принимаем Тору в качестве Б‑жественной (в противном случае любые вопросы и обсуждения бессмысленны, поскольку, будь она делом рук человеческих, каждый был бы волен поступать, как хочет), т. е. врученной нам Высшей сущностью, чья природа для нас непознаваема), то для нас должно быть очевидно, что мы не можем требовать объяснить нам смысл и значение каждой Б‑жественной заповеди. Это означало бы низвести Высшую сущность до уровня ограниченного человеческого разума, который к тому же имеет свойство развиваться — наше понимание возрастает день ото дня, по мере приобретения новых знаний и опыта; а между тем мы настаиваем на том, чтобы понять уже сейчас, на своем нынешнем уровне.

К этому можно добавить, что сказанное нами звучит прагматично и соответствует «деловому» подходу. Поясним на простом примере. Допустим, Вам предлагают вложить доллар таким образом, что при этом у Вас появляется возможность заработать несколько тысяч долларов, хотя есть и небольшой шанс неудачи. Любой нормальный человек пойдет на сделку без колебаний. Аналогичным образом, когда еврей, руководствуясь принципом «сначала сделаем, затем поймем», прилагает относительно небольшие усилия, чтобы ограничить себя ради соблюдения кашрута, субботы и других заповедей, дурное начало пытается разубедить его: «Даже если ты доживешь до ста двадцати лет, ты никогда полностью не поймешь смысла того, что делаешь. В результате ты потеряешь большую часть своей жизни, лишая себя определенной пищи или субботних удовольствий». А с другой стороны, если он будет откладывать соблюдение заповедей, пока не поймет их смысла, а до тех пор жить как нееврей, тем самым он лишит себя вечных благ, которых ему было так легко удостоиться, а когда придет время и он осознает истину, то осознает, что прожил жизнь, нарушая Б‑жественную Тору, и все последствия его ошибки обрушатся на него Аргумент Ребе напоминает знаменитое «пари Паскаля», изложенное в его «Мыслях» и сводящееся к следующему рассуждению: если Б‑г не существует, то атеист мало что теряет, веруя в него, и, соответственно, немногое приобретает, не веруя в него. Если же Б‑г существует, то атеист приобретает вечную жизнь, уверовав в Него, и теряет бесконечное благо, не веруя. Учитывая, что Ребе получил образование во Франции и вообще был разносторонне сведущим человеком, это совпадение может быть неслучайным.
.

13 ияра 5737 (1 мая 1977)

 

Мне было особенно приятно услышать от раввина Йосефа Вайнберга, вернувшегося после посещения вашей общины Корреспондентка Ребе жила на Мадагаскаре, в бывшей французской колонии, за несколько месяцев до этого ставшей независимым государством.
, что Вы с мужем радостно и охотно взяли на себя задачу объединить еврейские семьи, живущие вокруг, и приблизить их к соблюдению заповедей, а также узнать, что Ваш муж взял на себя обучение детей — дело невероятно важное в наше время, поскольку именно дети влияют на своих родителей. Безусловно, Вы с мужем знакомы с идеей личного провидения, лежащей в основе нашей религии в целом и хасидского учения в частности. Личное провидение означает, что все, что происходит в мире, — значительное и незначительное, с участием неодушевленных предметов, растений, животных или людей, — во всех мельчайших деталях происходит не случайно, Б‑же сохрани, но лишь потому, что так повелел Всевышний, в соответствии с Его намерением и целью…

Ребе и раввин Йосеф Вайнберг.

Поэтому не нужно объяснять, что, когда еврей оказывается на краю света, далеко от родины и сильных еврейских общин, это, безусловно, не случайно. Такой еврей должен считать себя посланцем Всевышнего, благодаря которому он может достичь края света, дабы преумножить справедливость и праведность среди местных жителей, а также приблизить местных евреев к Торе и заповедям.

Если это так, то не нужно считать, сколько есть тех, на кого Вы можете повлиять. Наши мудрецы говорили: «Тот, кто спас одну еврейскую душу, словно спас целый мир» Мишна, Сангедрин, 4:5. Стоит отметить, что в ряде манускриптов и печатных изданий эта мишна звучит несколько иначе: «Тот, кто спас одну душу, словно спас целый мир».
. Это справедливо во все времена, но особенно в нашем поколении, после гибели столь значительной части нашего народа. Сегодня, когда евреи являются «головней, спасенной из огня» См.: Зхарья, 3:2. Пророк говорил о немногочисленных священниках, переживших разрушение Храма и вавилонское изгнание. Ребе же воспользовался этим образом применительно к меньшинству европейских евреев, уцелевших в огне Катастрофы. , каждый из нас должен не только исполнить свое предназначение, но и занять место тех, кто погиб, освящая Имя Всевышнего.

Осень, 1961

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Наиглавнейшая миссия еврейской женщины в этом мире состоит в соблюдении законов семейной чистоты и поощрении к этому других еврейских пар, а также в укоренении прочих жизненно важных принципов еврейской семейной жизни. Ибо эта заповедь — не просто краеугольный камень святости еврейской семьи, — от нее напрямую зависит физическое и духовное благополучие детей, а ее влияние ощущается во всех еврейских поколениях.