Познавать мир, чтобы его улучшать

Берл Лазар 28 октября 2019
Поделиться

Проблема охраны окружающей среды сегодня занимает умы людей не меньше, чем такие «вечные вопросы», как войны, бедность, социальное неравенство. Каждый день в ленте новостей сообщают о массовых выступлениях экозащитников. «Зеленые» в большинстве развитых стран играют все более важную роль в политике. 15‑летняя Грета Тунберг получила трибуну ООН, чтобы во всеуслышание обвинить политиков и межнациональные корпорации в том, что они разрушают мир. Растет понимание того, что природные катастрофы, в том числе катастрофы глобального характера — таяние льдов, наступление пустыни, озоновые дыры, — происходят не в силу законов природы, а из‑за нашей безответственности. Не потому, что «таков порядок мира», а потому, что человек из‑за гордыни своей нарушает установленный Б‑гом порядок.

Об этом мы можем прочитать в Торе, в начале книги «Берешит», где сказано об отдыхе Б‑га «от всех дел Своих, которые Он творил делать». Почему не «творил и делал»? Раши объясняет: тем самым Создатель передал нам обязанность заботиться о «тикун олам» — о совершенствовании Его творения, давая человеку возможность стать своего рода «партнером Б‑га». Эту идею развивает и углубляет наша сегодняшняя мишна: «Десятью повелениями был создан мир. Что отсюда следует? Ведь он мог быть создан и одним повелением. Но Б‑г поступил так, чтобы взыскать с нечестивых, которые разрушают мир, созданный десятью повелениями, и наградить праведников, поддерживающих существование мира».

Сразу возникают два вопроса. Первый: если кто‑то разрушает мир — какая разница, сколькими повелениями Б‑жиими он был создан? И второй: почему Б‑г создал мир постепенно, а не одномоментно? Почему Он не сказал сразу: «Да будет мир и человек в нем!» — а трудился шесть дней, создал свет, создал звезды и планеты, создал отдельно растения, отдельно животных, отдельно человека?

В дни осенних праздников мы тоже задавали себе вопрос, почему Новый год считается не от первого дня сотворения мира, а от шестого, когда был сотворен человек. Ответ таков: мир изначально был создан для человека, Б‑г сотворил мир в подарок нам! Мишна предлагает сделать еще один шаг: если мир сотворен для нас, то все, что относится к акту творения, содержит урок от Б‑га. Раз Создатель решил сотворить мир десятью повелениями — этим Он передает нам некую мысль, ставит некую задачу.

В чем заключается урок? Если мы просто смотрим на мир Б‑жий, мы видим бесконечное изобилие видов материи, растений, насекомых, птиц и зверей , в котором трудно уловить какую‑то систему. Но стоит вчитаться как следует в слова Торы о том, как Б‑г последовательно творил это богатство — в шесть дней, в десять повелений! — и мы понимаем: мир — это стройная система, где все взаимосвязано, где нет ничего лишнего или случайного. Б‑г мог бы создать всю экосистему одним повелением — но Он хотел преподать нам урок, чтобы мы раскрывали связи внутри нее. А главное, чтобы мы осознали единство и неделимость мира и поняли: достаточно вытащить из здания один‑единственный кирпичик, и вся система утратит равновесие. Рамбам предупреждает: даже одно действие одного человека способно изменить положение во всем мире. А неразумное действие способно мир разрушить.

Предыдущий Ребе рассказывал, как однажды в детстве он гулял с отцом и, расшалившись, сломал ветку дерева. Отец прервал изложение мудрости Торы и сурово отчитал сына. В частности, он привел слова великого каббалиста рабби Ицхака Лурия: «Каждый лист на дереве есть творение Г‑сподне, несущее определенную пользу и созданное с определенной целью; каждый лист несет в себе искру духа, нисходящего в этот мир для его исправления». В результате предыдущий Ребе уже в раннем возрасте понял, что задача человека в этом мире — раскрывать Б‑жественность всякой вещи, всякого существа. Говоря современным языком, бороться за сохранение и улучшение окружающей среды.

Да, Б‑г создал мир в подарок человеку. Но вместе с подарком человек получил всю полноту ответственности за судьбу того, что ему подарили. Если он ведет себя неразумно, он уподобляется непослушному ребенку, ломающему подаренную отцом игрушку. С той разницей, что ребенок, сломавший игрушку, теряет только удовольствие, а непослушное человечество способно лишить себя единственной возможной для него сферы обитания. Это касается наказания разрушителей, «взыскания с нечестивых».

Что же касается награждения праведных, на этот счет есть притча о царе, решившем проверить преданность своего солдата. Он поставил солдата охранять один из дворцов, строго заповедав никого не пускать внутрь. Потом послал туда офицера — солдат его не впустил, несмотря на то, что тот выше чином. Послал генерала — с тем же результатом; министра, далее первого министра, — тем тоже войти не удалось. Понял царь, что солдат действительно верен ему, и наградил по‑царски: дал ему этот дворец в подарок. И не раскаялся: у верного и дисциплинированного хозяина здание сияло чистотой и стало украшением города.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жизнь — лучший подарок

Тора относит самоубийство к числу самых страшных грехов, искупить которые невозможно никакими средствами. По самоубийце запрещено читать кадиш, самоубийцу запрещено хоронить на еврейском кладбище. Наши мудрецы однозначно указывают, что самоубийца лишается доли в Мире грядущем.

Путь к счастью и душевному покою

Есть одна вещь, которая объединяет зависть, вожделение и честолюбие: во всех трех случаях речь о желании вещей, которые человеку не необходимы. Он видит, что какая‑то вещь есть у другого, и хочет ее для себя: вот зависть. Он желает чего‑то безмерно, забывая обо всем на свете: вот что такое вожделение. Он видит, что другому оказывают за что‑то почет, и требует такого же для себя, даже не имея к тому оснований. А что в результате? В результате человек лишается душевного покоя и нормальной жизни — что называется, «выходит из мира».

Не будь правым — будь умным

Вот что говорит мишна: «Не успокаивай друга твоего, когда он разгневан; не утешай его, когда перед ним лежит покойник; не проси , когда он приносит обет; и не старайся увидеть его в час его позора». На первый взгляд здесь предлагается прямо противоположный подход: вместо сочувствия и помощи — демонстративная отстраненность. На самом деле противоречия нет.