Хаей Сара: Жизнь после жизни

22 ноября 2019
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Эта глава полностью посвящена событиям, происшедшим после ухода из этого мира нашей праматери Сары: покупке участка земли для ее захоронения; женитьбе Ицхака на Ривке, которая стала утешением Ицхаку после смерти его матери; потомкам Ишмаэля.

Но название главы «Жизнь Сары», казалось бы, вовсе не соответствует своему содержанию, ведь все, что в ней представлено, произошло после смерти жены Авраама. Как известно, названия глав Торы очень точны и всегда тесно связаны с тем, что в них описано. Какой же смысл заложен в названии «Хаей Сара»?

Истинная жизнь вечна. Она не прекращается с уходом человека из этого мира, продолжается в его потомках и, в более глобальном смысле, в событиях, происходящих в мире. С этой точки зрения именно события, происходящие после смерти, больше раскрывают смысл жизни.

В этой главе, повествующей о событиях, развивавшихся после смерти Сары, нам указывается на вечность ее жизни. Мы с удовлетворением узнаем, что Ривка продолжает идти по путям Сары.

Все молитвы Сары при ее жизни были обращены на то, чтобы ее единственный сын получил благословение Всевышнего и его потомки стали «народом священников». Авраам же был отцом и других народов, потомков Ишмаэля. Для него было столь же важно будущее потомков и других детей, не только Ицхака. Когда Сара возжелала изгнать из дома «сына служанки» Ишмаэля, Авраам был весьма обеспокоен этим и молился за благополучие своего первенца.

Начинается глава с рассказа о покупке пещеры Махпела, в которой были похоронены Адам и Хава, праотцы всего рода человеческого. Это место Авраам выбрал для захоронения своей жены Сары. В дальнейшем около него были похоронены праотцы и праматери еврейского народа. Тем самым исполнились молитвы Сары о благословении ее потомков.

Элиэйзер, лучший из учеников Авраама, о котором сказано, что он «поил учением своего учителя других», не удостоился того, чтобы учитель женил своего сына Ицхака на его дочери. Как объяснил сам Авраам: «Сын мой благословен, ты же проклят, и проклятый не прилепится к благословенному».

И сказано в той же главе: «…отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку».

Таким образом, исполнились все желания Сары, видевшей в Ицхаке собственное продолжение и молившей Всевышнего о благословении своего сына.

(Опубликовано в № 79, ноябрь 1998)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Хаей Сара

Хотя глава называется «Жизнь Сары», она фактически начинается с ее смерти. Необычно и первое предложение «И было жизни Сары 100 лет и 20 лет и 7 лет — это годы жизни Сары». Почему возраст праведницы сообщается не одним числом, а тремя? И почему, лишь с малыми нюансами, дважды говорится о «жизни Сары»? Комментаторы дали этому три объяснения. Все три утверждают, что Тора здесь восхваляет Сару за ее совершенство, но каждое из них выделяет особый его аспект. А в целом мы имеем возможность убедиться на конкретном примере, как праведность возвышает человека над потоком быстротекущего времени.

Двар Тора: Хаей Сара. «Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах»

Как мужчине вести себя с женой? Каким образом благополучие женщины влияет на благосостояние семьи? И почему мир в доме служит основой мироздания? Ответы на эти вопросы главный редактор «Лехаима» Борух Горин ищет в текущей недельной главе Торы Хаей Сара.

Ваера: продолжать искать

На своем жизненном пути мы должны пользоваться примерами обоих праотцев. У Авраама следует учиться тому, как принести в мир святость, свет Торы и ее заповедей. Когда мы встречаем другого человека, надо приложить все усилия для того, чтобы открыть ему Б‑жественную истину. От Ицхака мы можем научиться «откапывать колодцы» — найти добро, скрытое в каждом человеке. Не стоит довольствоваться тем, что мы научили ближнего чему‑либо. Необходимо открыть в нем веру, искры святости, в нем присутствующие.