Толдойс: гигант и младенец

29 ноября 2019
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Глава «Толдойс» открывается словами: «Вот порождения Ицхака, сына Авраама». Наши мудрецы объясняют, что слово «порождение» имеет два значения: первое — дети, потомки, второе — добрые дела человека. Как сказано в Мидраше, «главные порождения праведника — Тора и заповеди». Сообщая, что Ицхак был сыном Авраама, Тора указывает нам на это как на заслугу, благодаря которой Ицхак смог оставить после себя потомков и добрые дела. Таким образом, опосредованно и они являются заслугой нашего праотца Авраама.

Какое же воспитание дал Авраам своему сыну Ицхаку? Прежде всего приходит на ум то, что именно Ицхак был первым ребенком, обрезанным восьми дней от роду, и первым, кому справили бар-мицву — тринадцатый день рождения, когда мальчик становится полноправным евреем и уже несет ответственность за исполнение заповедей. Мудрецы говорят, что намек на эти два события содержится в следующем предложении Торы: «И устроил Авраам большой пир в день отнятия Ицхака от груди». («Отнятие от груди» в Торе передано одним словом игамел, первые две буквы которого составляют гиматрию 8, а последние две означают слово «обрезание». По одному из комментариев, слово игамел следует понимать как «освобождение от дурного начала».)

На «большом пиру», устроенном Авраамом, присутствовали все могущественные люди того поколения, в том числе великан Ог, властелин Башана. Из Мидраша мы узнаем, как Ог издевался над весельем Авраама, он говорил, что «мизинцем может уничтожить сына Авраама». Всевышний тогда сказал: «Увидишь тысячи тысяч его потомков и в конце концов от них погибнешь». Мощь и сила еврейского народа коренятся в дне обрезания, когда устанавливается бесконечная связь еврея с Б-гом, и в дне бар-мицвы, когда он получает доброе начало. Перед ним стоит весь мир, который говорит ему: «Я могу уничтожить тебя одним мизинцем».

Ог, могущественный великан, и Авраам, которого Тора именует иври, «стоящим по ту сторону реки»… Одинокий, единственный, кто знает Творца, он стоит на одном берегу, а на другом — весь мир. Есть ли надежда, что Авраам может выстоять против всего мира?

Авраам бесстрашно распространяет знания о существовании Творца, «Б-га мира». Именно «Б-га мира», а не «Б-га над миром». Мир не является чем-то самостоятельным, существующим вне Творца, лишь под Его руководством. Мир — это и есть Творец, и «нет ничего, кроме Него».

Идущий по этому пути Авраам удостаивается обещания Б-га, что тысячи тысяч его потомков будут идти по этому же пути и в конце концов враги падут от их рук. Вот чему научил Авраам Ицхака, и именно благодаря этому заслужил Ицхак «порождений”, продолжения дела своего отца.

Урок, который нам следует извлечь из главы «Толдойс», понятен. И каждый из нас стоит один на один с миром, в котором господствует зло. Мир этот выглядит не менее могущественным, чем великан Ог, угрожающий младенцу Ицхаку. Необходимо помнить, что «поступки отцов — знак сыновьям». Нам в наследство досталась сила Авраама. У нас есть потенциал, позволяющий нам продолжать свой путь, путь Торы и заповедей, ведущий к полному освобождению окружающего мира от сил зла.

(Опубликовано в № 80, декабрь 1998)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Тольдот». Цена молчания

Ицхак и не намеревался давать Эсаву благословение на продолжение договора с Б‑гом. Он намеревался дать каждому сыну соответствующее тому и другому благословение. И хитроумный план обмана, придуманный Ривкой и претворенный Яаковом, был вообще не нужен. Почему же Ривка этого не поняла? Потому что она и ее муж не общались друг с другом. А теперь давайте разберем последствия.

Уроки Торы I. Тольдот

В начале главы «Тольдот» приводится родословная «Ицхака, сына Авраама», а затем следует пояснение, что «Авраам родил Ицхака». Зачем нужен этот повтор? Четыре приведенных толкования представляют четыре уровня интерпретации Библии. И хотя на первый взгляд между этими толкованиями нет ничего общего, подробный разбор каждого из них доказывает, что между ними существует скрытая связь.

Двар Тора: Тольдот. Ривка и Яаков. Обманывать нехорошо?

Что нас изумляет в истории потомков Ицхака? Почему Яаков, получив благословение отца обманным путем, остался величайшим праведником в истории еврейского народа? И при чем здесь Ривка «с кувшином на плече»? Об этом в недельной главе Торы Тольдот читает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.