Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Первое

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича 24 декабря 2019
Поделиться

Освящение первое

Объясню, почему этот праздник был назван Ханука. Ведь на первый взгляд и Пурим следовало бы назвать Хану яд (חנו י”ד) В книге Тур (Орах хаим, гл. 606) объясняется, что название Ханука происходит от слов хану («остановитесь») и к‑а (каф‑ѓей, число 25, обозначенное ивритскими буквами כ״ה), так как Хануку празднуют 25‑го числа месяца кислев по еврейскому календарю. По той же логике Пурим следовало бы назвать хану яд («остановитесь 14‑го числа»), так как его празднуют 14‑го числа месяца адар, а это число обозначается буквами י״ד (йуд‑далет). . И я дам достойное объяснение словам наших мудрецов, назвавших этот праздник Ханука. Следует также пояснить, почему мудрецы постановили читать Свиток Эстер — дабы объявить о чуде, произошедшем в дни Мордехая и Эстер, но не постановили читать свиток, рассказывающий о том чуде, что Всевышний сотворил с Матитьяѓу, сыном Йоханана Матитьяѓу был сыном первосвященника Йоханана, который в 165 г. до н. э. возглавил восстание против греческой власти над Иудеей. Во главе малочисленного, по сравнению с греческим, войска он одержал несколько невероятных побед, освободил Иерусалим и возобновил служение в Иерусалимском храме, прекращенное после греческого захвата. Важной частью храмового служения было зажигание семисвечника — Меноры. После освобождения Храма, когда евреи очищали его от скверны, выяснилось, что сохранившегося ритуально чистого оливкового масла хватит только на то, чтобы Менора горела один день, а для изготовления нового масла требовалось восемь дней. И тогда произошло чудо: масла хватило на все восемь дней. В память об этом чуде был установлен праздник Ханука. , и с Йеѓудит Речь идет о том же историческом периоде. Греческие войска осаждали Иерусалим. Йеѓудит, женщина именитая, решилась на отважный поступок. Нарядившись, она вышла ночью из осажденного города, подошла к лагерю греков и потребовала провести ее к полководцу. В беседе с ним она дала понять, что хочет остановить сопротивление города. Плененный ее красотой, грек попросил ее близости. Сделав вид, что согласна, она напоила его допьяна, и, когда он заснул, отрубила ему голову заранее приготовленным мечом. Беспрепятственно вернувшись в город, она принесла туда отрубленную голову полководца. Утром, когда греки поняли, что произошло, они с позором бежали от стен Иерусалима. во времена нечестивого греческого царства В отличие от многих других царств, которые властвовали над еврейским народом, Греция и Рим названы «нечестивыми царствами», так как они пытались навязать еврейскому народу свою культуру, а это идет вразрез с предназначением Израиля, выраженным в словах: «…а вы будете Мне царством священников и святым народом» (Шмот, 19:6). Евреи должны нести в мир весть о Творце Вселенной, как сказано: «Вы — свидетели Мои, слово Господа, и раб, которого Я избрал, дабы вы узнали, и поверили Мне, и поняли, что Я тот, до Меня не существовал бог, и после Меня — не будет» (Йешаяѓу, 43:10). .

Ведь известно, что год у нас По еврейскому календарю. начинается с месяца тишрей См. Рош ѓа‑Шана, 8. , и в череде праздников первой следует Ханука, затем Пурим, затем Песах, а затем Шавуот. И известно также, что все чудеса и озарения То есть раскрытие высшего света. , которые произошли в древности, происходят и теперь, из года в год.

Например, в Хануку, во время зажигания свечей, вновь происходит ханукальное чудо и повторяются все милости, что Всевышний оказал Матитьяѓу, сыну первосвященника Йоханана. А в Пурим повторяются чудеса и раскрываются милости, которые были явлены в дни Мордехая и Эстер. И так происходит из года в год. То же самое можно сказать и об озарении, которое произошло в праздник Шавуот: из года в год в этот праздник раскрывается святость дарования Торы. И в Рош ѓа‑Шана также каждый год раскрывается свет сотворения мира, о чем пишет в своих книгах Аризаль См. При Эц Хаим, Шаар микра кодеш, гл. 3, Шаар руах ѓа‑кодеш, гл. 1. .

Поэтому наши мудрецы установили благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим, в те дни, в это время». В книге Турей заѓав (682, 3:5) автор пишет, что ему трудно принять слова «в это время» Поскольку это может показаться повторением уже сказанного. , и приводит от имени автора книги Левуш другую версию: «и в это время» Согласно сказанному в книге Левуш, помимо того, что мы благодарим Всевышнего за чудеса, которые Он совершил для нас в древности, мы благодарим Его также и за скрытые и открытые чудеса, которые Он совершает для нас и в наши дни. .

Но мне, малому и неразумному, представляется, что это можно понять и в простом смысле То есть в соответствии с общепринятой версией: «в это время», без «и». . Ведь мы должны уяснить себе, почему наши мудрецы установили празднество, чтение ѓалеля и благодарение в память о чудесах восьми дней Хануки и о чуде Пурима, но не установили празднества в день победы над Сисрой См. Шофтим, гл. 4. Сисра был полководцем Явина, царя Ханаана, и причинял еврейскому народу множество бед на протяжении 20 лет. Позднее, когда еврейский народ раскаялся в том, что оставил служение Всевышнему, Он послал евреям избавителя — Барака, который в бою под горой Тавор одержал победу над армией Сисры, намного превосходившей армию Барака численностью и силой. Всевышний обратил войско Сисры в хаотическое бегство. или бегства Санхерива См. Млахим ii, гл. 18–19. Санхерив (Синахериб) был царем Ассирии и великим завоевателем, который, как сказано в Талмуде, захватил все города мира, кроме Иерусалима. Когда он подступил к Иерусалиму, в ночь перед штурмом все его войско погибло от меча ангела Всевышнего, а сам Санхерив был вынужден позорно бежать назад в Ассирию. , когда произошли великие чудеса и когда Всевышний, благословен Он, хотел сделать царя Хизкияѓу Царя Иудеи. Машиахом См. Санѓедрин, 94. , или же в честь всех прочих, каждодневных чудес.

Ответ на этот вопрос таков: в тех случаях, когда наши праотцы, пророки и мужи Великого собрания видели, что чудеса и милости произошли также благодаря праведным поступкам и эти милости продолжают раскрываться из года в год, из поколения в поколение благодаря величию поступков, совершенных нашими предками, — они установили в честь этого праздники, как, например, Хануку, Пурим и три праздника восхождения Благодаря тому что евреи, жившие в то время, когда произошло чудо, исправили свои поступки, они создали такой духовный свет, который начал раскрываться из года в год, в то время, когда произошло это чудо. Мудрецы (или пророки), жившие тогда, увидели возникновение этого света (благодаря которому и произошло чудо) и поэтому установили праздник. . Но что касается чудес, происшедших во время войны с Сисрой или с Санхеривом и тому подобных, то наши праотцы увидели, что могут сделать так, чтобы озарение этих чудес и милостей раскрывалось из поколения в поколение и из года в год, и потому не установили в их честь праздников.

И вот что мужи Великого собрания подразумевали под словами «…в те дни, в это время»: что те милости [Всевышнего], чудеса и озарения То есть раскрытия высшего света. , которые были посланы Всевышним в дни Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, продолжают раскрываться вплоть до сего дня, «в это время».

В благодарении «за чудеса» Которое вставляют в молитву Шмоне эсре в Хануку и Пурим. также сказано: «…и народу Твоему Ты сделал великое спасение и избавление до сегодняшнего дня». Казалось бы, слова «…и избавление до сегодняшнего дня» непонятны. Но, по моему скромному мнению, их можно объяснить так: в этот день происходит то самое избавление и спасение, которое случилось тогда, в те дни — «в дни Матитьяѓу».

Таков смысл слов наших мудрецов, благословенна их память: «На следующий год сделали эти дни праздником и постановили говорить в них ѓалель и благодарение» (Шабат, 21). Иными словами, мудрецы постановили, что чудеса и милости, посланные Всевышним в эти дни, будут продолжаться непрестанно, и поэтому мы всегда, в любое время, ощущаем это озарение. Это и означает слово «постановили», то есть мудрецы установили эти чудеса в каждом поколении, и мы еще объясним это, если будет на то воля Всевышнего.

И знай, что благодаря чудесам все люди видят воочию, что мир был сотворен и постоянно обновляется и что есть Тот, Кто является причиной всех причин, и Он непрестанно обновляет наш мир и все миры. И все, что существует в мире, обновляется, кроме Него Самого, благословен Он. Об этом говорится в книге Тур Орах хаим, гл. 271. , в комментарии на слова кидуша «…память об Исходе из Египта», и в комментарии Рамбана Нахманид, рабби Моше бен Нахман, мудрец, каббалист и комментатор Торы, живший в xiii в. н. э. к некоторым главам Пятикнижия, особенно к концу главы Бо Шмот, 13:16. , и в других местах, где сказано, что благодаря чудесам всем становится очевидно, что мир постоянно Всевышний не только сотворил мир однажды, но и обновляет Свое творение каждый миг. обновляется Для тех, кто ошибочно считает, что миру «достаточно» одноразового акта творения, и в дальнейшем он не нуждается в поддержке Бога и существует самостоятельно, и что природа — это нечто незыблемое, приходит опровержение в виде чуда, попирающего законы природы. . И известно, что все, что мы видим в нашем, низшем мире, проявляется подобным же образом в высших мирах. Так и здесь: когда обновляется низший мир, тогда и в высших мирах проявляется радость обновления. Слово Ханука означает «обновление», как сказано в Теѓилим (30:31): «Псалом, песнь Давида, при обновлении На русский язык это слово обычно переводят как «освящение», но в данном случае речь идет о празднестве освящения заново отстроенного Храма. Это слово употребляется также в значении «новоселье», поэтому его можно перевести и как «обновление». И хотя приведенный стих говорит о событии, происшедшем гораздо раньше, при освящении Первого храма, а праздник Ханука посвящен возобновлению служения во Втором храме, автор проводит аналогию между двумя этими событиями. Храма (ивр. ханукат ѓа‑Байт)». И поскольку благодаря ханукальному чуду все убедились воочию, что наш низший мир непрестанно обновляется, а значит, обновляются и высшие миры, — этот праздник был назван Ханука, что означает «обновление».

Этот праздник называется Ханука еще и потому, что в эти дни раскрывается благо, отпущенное нам свыше на весь год. Это благо отмеривается нам в Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Шмини ацерет Талмуд говорит о том, что Рош ѓа‑Шана — это день Суда, когда Всевышний судит все творения; Йом Кипур — день утверждения приговора, вынесенного миру в Рош ѓа‑Шана; Шмини ацерет — день передачи этого приговора ангелам‑посланникам. и нисходит каждый день, как я объясню, с Божьей помощью, когда буду писать о тайнах Рош ѓа‑Шана. В Хануку раскрывается то благо, что было отмерено для ханукальных дней в Рош ѓа‑Шана и Йом Кипур, — благо, пожалованное нам раз и навсегда, как в дни Мордехая Благо, отпущенное миру свыше в Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Шмини ацерет, приходит затем в течение года каждый день отдельно, причем не «автоматически», а при нашем активном участии! . В Пурим также раскрывается благо, отмеренное в Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Шмини ацерет, — благо, предназначенное для Пурима. Это верно также и в отношении праздников Песах и Шавуот. Но впервые после Рош ѓа‑Шана, Йом Кипура и Шмини ацерет благо, отпущенное на весь год, раскрывается в Хануку, ибо этот праздник — первый после Шмини ацерет. Вот почему этот праздник называется Ханука, в значении «начало», ибо так называется начало любого явления, как видно из приведенных выше слов об обновлении Храма. В этот праздник впервые раскрывается благо, отпущенное нам на год, — потому‑то он и называется Ханука. И постарайся углубиться в это!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жестоковыйный народ

Если бы сегодня нашелся человек, последовавший примеру Мататьяѓу, все трезвые евреи, разумеется, публично заклеймили бы его поступок в газетах. Возможно, и в эпоху Маккавеев вышло подобное объявление, подписанное самим первосвященником и другими важными лицами. Его примерный текст мог гласить: «Еврейское руководство категорически осуждает этот поступок. Это преступление — позор для иудаизма. Его совершила кучка фанатиков, не представляющих никого, кроме самих себя. Не следует брать с них пример и оказывать им какое бы то ни было содействие». В самом деле, поначалу большинство евреев Страны Израиля не поддерживали восстание Маккавеев.

Некоторые обычаи праздника Ханука

Большая часть законов и обычаев так или иначе связана с главной заповедью этого праздника – зажиганием свечей в память о чуде с кувшинчиком масла, которое произошло в Иерусалимском Храме вскоре после изгнания греков и их приспешников. Широко известны и другие ханукальные обычаи: например, в эти дни едят блюда, приготовленные на масле. Мы поговорим о менее известных обычаях, связанных с Праздником огней.