Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Второе

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича 25 декабря 2019
Поделиться

Освящение второе

А теперь мы объясним, почему не было установлено чтения особого свитка, подобного Свитку Эстер.

Знай, что наши добрые деяния вызывают пробуждение свыше См. Зоѓар, 1, 88:1. и речения Его народа, сынов Израиля, пробуждают те же буквы, что и тогда, когда произошло чудо Здесь необходимо пояснить, что любое чудо и любое действие в мире происходит силой букв, вышедших из уст Творца. Поэтому благодаря исполнению заповеди, относящейся к упоминанию какого‑либо чуда, еврей пробуждает те же буквы, что вышли из уст Творца и привели к данному чуду. , ибо все буквы, которые человек произносит, он привлекает и в низшие миры. Это упоминается в писаниях Аризаля по поводу слов из Пасхальной агады: «…и чем больше рассказывает еврей об Исходе из Египта, тем более он достоин восхваления». Говорит Аризаль: «Достоин восхваления» — это значит наделен милостями То есть обладает великой милостью от Всевышнего. . Иными словами, поскольку евреи произносят своими устами слова Агады, повествующие о милости Всевышнего по отношению к Его народу Израилю, буквы этих слов пробуждают милость для всех миров, чтобы Бог постоянно совершал с нами чудеса и знамения к добру. Подобным же образом при чтении Свитка Эстер его буквы пробуждают милость, и эта милость связывается со словами, ибо на иврите слово «речь» имеет также смысл «ведущий», как мы объяснили в другом месте На иврите корни слов «говорить» и «вести», «руководить» (דבר) совпадают. Это можно рассматривать как указание на внутреннюю связь между данными понятиями. Из этого следует, что слова, которые произносит человек при чтении Свитка Эстер, способны пробудить милость Всевышнего, так как речь является «вождем», «руководителем». .

И вот, есть буквы, с помощью которых в шесть дней Творения были созданы миры См. Брахот, 55. , и эти буквы постоянно пребывают в этих мирах. Буквы эти называются «Тора», ибо при помощи Торы Всевышний создал Свой мир Берешит раба, 1:1, а также Зоѓар, 1, 134, и ч. 2, 161:2. . Все эти миры были созданы ради Его народа, сынов Израиля См. толкование Раши к Берешит, 1:1. . И поэтому, если мы исполняем волю Всевышнего, благословен Он, то все миры наполняются добром, изобилием, весельем и радостью. И все миры, даже низший мир, мир природы То есть мир, в котором Божественное руководство скрыто, «замаскировано» законами природы. , исполняют свое предназначение ради Его народа, сынов Израиля, ибо заповеди, добрые дела и слова Торы, которые произносит еврейский народ, — это источник жизненной силы для всех миров. Поэтому все миры, даже низший мир, мир природы, обязаны исполнять свое предназначение ради Его народа, сынов Израиля.

Потому‑то и происходят скрытые чудеса, ибо сама природа обязана служить народу Израиля. Мы упомянули это и в другом месте, говоря о том, что во время войны сам Бог воюет за нас, как сказано: «Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, будет ваше» (Дварим, 11:24). Еврейскому народу не нужно совершать никакого материального действия, ибо Торой Всевышний создал мир, и тот, кто исполняет заветы Торы, тем самым дает миру существование. Поэтому тем, кто следует заветам Торы, невозможно причинить зло, даже силой законов природы, и потому творениям Всевышнего не нужно совершать никаких материальных действий.

В этом и заключается чудо, которое произошло с Мордехаем и Эстер, — им не потребовалось совершать никакого материального действия. Ведь когда Эстер пригласила Ѓамана на пир, это не было действием, способным принести спасение. Напротив, наши мудрецы задают вопрос: зачем Эстер пригласила его? Этот вопрос задан в Талмуде (Мегила, 15б). Различные мудрецы дают на него следующие ответы: Эстер хотела устроить Ѓаману западню; еще из дома отца она знала принцип: «Если голоден враг твой — накорми его хлебом...» (Мишлей, 25:21); Эстер позаботилась о том, чтобы Ѓаман не успел перехватить инициативу и устроить бунт против царя; чтобы не догадались, что Эстер еврейка; чтобы евреи не говорили: «У нас есть сестра в царском доме!» — и не перестали просить милосердия у Всевышнего; чтобы Ѓаман находился под ее присмотром и в подходящий момент она смогла бы подстроить ему западню; чтобы Всевышний почувствовал (что она приближает врага или же что она вынуждена унижаться перед врагом — Раши) и сотворил чудо спасения; чтобы продемонстрировать свое расположение к Ѓаману и вместе с ним погибнуть от руки царя (вызвав у того подозрение в неверности — Раши). Такое обилие объяснений показывает, что ответ на этот вопрос неочевиден, и приглашение Эстер не было однозначно призвано устранить угрозу по отношению к евреям. Само же чудо произошло гораздо раньше, ночью, когда «бежал сон от царя» (Эстер, 6:1).

И все миры были созданы так, что природа исполняет «поручение» народа Израиля без того, чтобы внизу было совершено какое‑то материальное действие. Такова была изначальная мысль Всевышнего, что природа всех миров будет готова исполнить волю народа Израиля, притом что внизу не будет совершено никакого действия.

Поэтому мы должны читать описание этого чуда. А сам Свиток Эстер подобен Торе, ведь он входит в состав двадцати четырех книг Священного Писания. Тора же несет в себе жизненные силы для всех миров и управляет мирами. А это означает, что природа готова исполнить поручение во имя народа Израиля, даже без того, чтобы снизу было совершено какое‑то материальное действие.

Вот почему свиток, написанный после того, как произошло чудо с Хасмонеями, не вошел в Тору, ибо на это чудо повлияли действия «низших» То есть людей.  — оно произошло благодаря войне Чудо, которое Всевышний сотворил для Хасмонеев, было облечено в естественные события — в войну. . Тора же проявляется в том состоянии мира, в котором он находился в начале Творения, до греха первого человека (Адама). Тогда все силы природы выполняли поручение народа Израиля, и не требовалось никаких действий снизу.

Именно поэтому мы читаем Свиток Эстер — ибо благодаря чтению этого свитка мы вновь пробуждаем ту же милость, что и во времена Мордехая и Эстер. Мы стремимся к тому, чтобы Всевышний и теперь поступал с нами так же, как в те дни. Потому и нет нужды читать свиток Антиоха Текст о военных победах Хасмонеев, который был написан на арамейском языке в талмудическую эпоху, а впоследствии был переведен на иврит и другие языки. В нем содержится множество легенд, не упомянутых ни в каких других источниках. В разное время в некоторых общинах было принято читать этот свиток публично. , — ведь мы желаем от Всевышнего бо2льшей милости, когда «низшие» помогают чуду не своими материальными действиями, а только молитвой и мольбой, как в дни Мордехая и Эстер.

Именно в этом заключается смысл слов: «…сделали их праздником и постановили говорить в них ѓалель и благодарение». На первый взгляд слова «сделали их праздником» непонятны Поскольку понятие «праздник» (йом тов) в терминологии Мишны означает в первую очередь запрет всех видов созидательной работы (кроме приготовления пищи). А в Хануку, как известно, не запрещена никакая работа, кроме той, что упоминается в тексте. . Возможно, они подразумевают ханукальные свечи, ибо в то время, когда горят ханукальные свечи, женщинам запрещено совершать работу См. Шульхан арух, Орах хаим, 670:1. . Но в соответствии с вышесказанным объяснение таково.

Было уже упомянуто, что посредством наших слов и действий мы доносим благо и свет Всевышнего до народа Израиля. Это происходит так: в праздник благодаря его святости наверху раскрываются врата света и блага, и каждый человек за счет исполнения заповедей, относящихся к данному празднику, привлекает эти свет и благо в низший мир. Например, в Песах раскрываются врата хесед, в Шавуот — тиферет Поскольку в Песах Всевышний сделал добро евреям, совершив суд над египетскими первенцами. А в Шавуот была дарована Тора, которая несет в себе равновесие и гармонию между строгостью (то есть качеством суда) и милосердием. . И очень многое зависит от того, насколько мы сосредоточиваем на этом свои мысли. Если человек исполняет заповеди, относящиеся к данному празднику, вдумчиво и с великой радостью, то он привлекает великое изобилие во все миры, в высшие чертоги, ко всем душам и ангелам.

Такой человек должен очень радоваться, ибо душа его возносится ввысь и ей оказывают почтение — ведь своими поступками и мыслями она привлекла великое изобилие от Творца, благословен Он, во все миры, ко всем душам, во все высшие чертоги, ко всем ангелам! Его душе оказывают почет и говорят перед ней: «Счастлив народ, чья [судьба] такова, счастлив народ, чей Господь — Бог его» (Теѓилим, 144:15) См. Зоѓар, 1, 45. . Душа, которая думает об этом и радуется заповедям Всевышнего великой радостью, привлекает изобилие, радость и веселье во все миры, во все высшие чертоги и ко всем ангелам. Но если, упаси Бог, происходит обратное То есть человек не радуется заповеди, а думает о наслаждениях этого мира. , то изобилие постепенно уменьшается.

Однако следует учесть, что свет и благо раскрываются свыше благодаря свету самого праздника, например свету дня дарования Торы. Исполняя заповеди того или иного праздника, мы приводим в низший мир, например, свет праздника Песах, то есть хесед, или свет дарования Торы, то есть тиферет. Как если бы царь растворял врата своих сокровищниц один день в году, и в этот день каждый, кто пожелает, может прийти и взять что угодно из царских сокровищ. И горе тому глупцу, который в день раскрытия сокровищниц царя не идет туда, а спит весь день напролет! Поэтому в субботу и в праздники человек должен радоваться лишь служению Ему, Благословенному, а не суетным вещам этого мира. Целый день только бы и радоваться служению Всевышнему!

В этом заключается смысл слов «…сделали их праздником и постановили говорить в них ѓалель и благодарение». Праведность Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, и его сыновей привела к тому, что в восемь дней Хануки свыше раскрылись врата милости, врата чудес и знамений, врата любви Всевышнего к Своему народу — народу Израиля, чего не случалось прежде, до дней Матитьяѓу. На это намекают слова «…сделали их праздником» — то есть в восемь дней Хануки свыше пришел свет и раскрылась любовь Всевышнего к Израилю, Его чудеса и милость по отношению к Своему народу. А слова «…и постановили говорить в них ѓалель и благодарение» означают, что благодаря чтению ѓалеля и благодарений свет Всевышнего, Его милость и чудеса будут привлечены в низший мир.

И может быть, в субботу и праздники все это благо раскрывается благодаря зажиганию субботних и праздничных свечей. Ведь зажигание свечей — это самая первая заповедь, которую следует исполнить накануне субботы, перед молитвой маарив, а за ней следует кидуш. И именно благодаря зажиганию свечей наверху раскрывается все то благо, о котором сказано выше. А поскольку это раскрытие происходит само по себе, достаточно, чтобы свечи зажгла женщина Женщина — это принимающий аспект, а мужчина — воздействующий. Если бы раскрытие высшего света происходило только благодаря человеческим действиям в этом мире, эти действия должны были бы совершать мужчины. .

Известно, что любое раскрытие врат происходит посредством слова «это» (זאת, зот), как сказано: «Откройте мне врата справедливости… От Господа было это» (Теѓилим, 118:19, 23); а также: «С этим входить должен Аѓарон в святилище» (Ваикра, 16:3). Потому заповедь зажигания субботних свечей и дана женщинам, ибо «…эта Сказано: «…и она будет называться женщиной, ибо от мужчины взята эта» (Берешит, 2:23). В этом стихе — о том, как Творец создал женщину, — слово «женщина» связано со словом «эта». Это намек, что упомянутые врата раскрываются именно благодаря тому, что женщина зажигает свечи. См. Зоѓар, 2, 37. (זאת) будет называться женщиной».

И также может быть, что благодаря зажиганию ханукальных свечей наверху раскрывается свет. Иными словами, свет свечей, зажженных внизу, приводит к раскрытию света свыше. И поскольку во времена Хасмонеев еврейский народ сам совершил действие, которое привело к раскрытию высшего блага, была установлена заповедь зажигания ханукальных свечей, которая относится к категории де‑рабанан То есть эта заповедь установлена не Торой, а мудрецами. . Ведь в Хануку именно еврейский народ привел к раскрытию блага свыше. И поскольку заповедь зажигания ханукальных свечей установлена мудрецами в Устной Торе, иными словами, именно общность душ еврейского народа установила ее, — каждый еврей обязан зажигать ханукальные свечи, в отличие от субботних и праздничных свечей, закон о зажигании которых установлен Всевышним в Письменной Торе. И поскольку свет субботних и праздничных свечей раскрывается сам по себе, будучи заповедан Письменной Торой, для исполнения этой заповеди хватает духовного статуса женщины. Каждый еврей не обязан зажигать субботние свечи Достаточно того, что их зажигает только один человек в доме. , ибо света, зажженного одним человеком, достаточно, чтобы наверху раскрылись врата света. Зажигание же ханукальных свечей, установленное общностью Израиля, — это другое дело. Те, кто хочет исполнить эту заповедь наилучшим образом, должны зажигать ханукальные свечи каждый в отдельности То есть каждый из живущих в доме. См. трактат Шабат, 21б. , чтобы для каждого человека, в корне его души, раскрылся свет наверху. И пусть милостивый Бог вскоре пошлет свет и благо всему Своему народу на веки вечные!

Выше было сказано, что слова наших мудрецов «…сделали их праздником» намекают на ханукальные свечи. В то время когда горят ханукальные свечи, женщинам запрещено совершать работу, ибо раскрытие света свыше происходит посредством слова «это» (זאת, зот), и женщина также называется «эта» (זאת), как я написал выше Женщинам запрещено выполнять работу в то время, когда горят ханукальные свечи, ибо это время является для них праздником, который подобен праздникам, упомянутым в Торе (йом тов), когда запрещено выполнять созидательную работу. . И постарайся углубиться в это.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Первое

В Хануку, во время зажигания свечей, вновь происходит ханукальное чудо и повторяются все милости, что Всевышний оказал Матитьяѓу, сыну первосвященника Йоханана. А в Пурим повторяются чудеса и раскрываются милости, которые были явлены в дни Мордехая и Эстер. И так происходит из года в год.

Жестоковыйный народ

Если бы сегодня нашелся человек, последовавший примеру Мататьяѓу, все трезвые евреи, разумеется, публично заклеймили бы его поступок в газетах. Возможно, и в эпоху Маккавеев вышло подобное объявление, подписанное самим первосвященником и другими важными лицами. Его примерный текст мог гласить: «Еврейское руководство категорически осуждает этот поступок. Это преступление — позор для иудаизма. Его совершила кучка фанатиков, не представляющих никого, кроме самих себя. Не следует брать с них пример и оказывать им какое бы то ни было содействие». В самом деле, поначалу большинство евреев Страны Израиля не поддерживали восстание Маккавеев.

Ханукальные размышления

В глазах мудрецов Израиля вопрос «что это значит?» намного важнее вопроса «что там было на самом деле?». Нет, разумеется, без неких представлений об истории невозможно рассуждать, какое значение имеет для нас прошлое. Но мудрецы древности, оставившие нам Талмуд и всю огромную сопровождающую его литературу, рассматривали исторические события именно через призму метафизики.