Ханука

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Третье

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича 26 декабря 2019
Поделиться

Освящение третье

Законоучители задают вопрос См. Бейт Йосеф, п. 670. : почему мы празднуем Хануку восемь дней, тогда как чудо с Менорой длилось только семь дней? Семь дней — потому что в первый день масло горело естественным образом. Нам представляется, что в первый день наши мудрецы, благословенна их память, постановили читать ѓалель в честь того, что Всевышний спас нас от греков и «отдал сильных в руки слабых, многих — в руки малочисленных, нечистых — в руки чистых». А в семь последующих дней читают ѓалель в память чуда с Менорой. В первый день Хануки мы читаем ѓалель в память о чудесном спасении и победе Хасмонеев над греками, а также в память о том, что победители нашли кувшин ритуально чистого масла, которого должно было хватить на то, чтобы Менора горела один день. Иными словами, наши мудрецы установили чтение ѓалеля в честь двух событий: чуда спасения от греков и чуда Меноры. Как уже было сказано, чтение ѓалеля в первый день Хануки установлено в память о чудесном спасении, а в остальные семь дней — в память о чуде Меноры.

По поводу зажигания первой ханукальной свечи также возникает вопрос. Ведь если мы празднуем первый день Хануки в память о чудесном спасении от греков, а не о чуде Меноры, то почему мудрецы постановили зажигать свечу и в первый день? Ведь в первый день Хануки чудо не связано со свечами. Быть может, потому, что, поскольку с Менорой произошло чудо, евреи увидели, что спасение от греков было наградой за заповедь зажигания Меноры и эта заповедь послужила им защитой. Поэтому они сделали из свечей память и зажгли в первый день свечу, которая напоминает нам, что чудесное спасение от врага произошло благодаря заповеди зажигания Меноры.

Кроме того, чудо произошло также благодаря семейству Хасмонеев, которые были коѓенами. Глава колена Леви, к которому принадлежат все коѓены, — первосвященник Аѓарон, а жертвой, которую он принес в честь освящения жертвенника в Скинии, были свечи В отличие от глав других колен, которые жертвовали животных, драгоценности и пр. , как сказано в Мидраше Бемидбар раба, 15:3. . Поэтому в первый день Хануки мы зажигаем свечи не в память о чуде Меноры, а в память о чудесном спасении, которое произошло благодаря сынам Аѓарона.

И, как представляется, мы зажигаем свечу в первый день Хануки еще и потому, что свечи Храма были более всего желанны Всевышнему, ибо именно с ними было связано чудо, и спасение пришло в награду за то, что евреи зажгли Менору. Ведь в свечах всегда присутствует святость, даже в таких, которые находятся вне Храма (например, в субботних или синагогальных свечах), чего нельзя сказать о жертвоприношениях Жертвоприношения можно было совершать только в Храме, а приношение жертв вне Храма рассматривалось как тяжкое преступление. . При помощи свечей мы можем служить Всевышнему всегда, даже тогда, когда Храм разрушен. Вот почему эта заповедь желанна Всевышнему более всех других видов служения в Храме. Когда нечестивое греческое царство отменило служение в Доме Господа, евреи продолжали исполнять заповедь зажигания свечей. Они зажигали свечи субботы и те свечи, которые горят в синагоге во время молитвы. И эти свечи — свечи субботы и свечи Дома молитвы — вознеслись и предстали перед Творцом, благословен Он, и благодаря этой заповеди евреям было послано спасение.

Это можно пояснить иносказательно. Пока сын не видит отца, он не так сильно тоскует о нем. Но когда сын заходит во двор и видит отца в окне, а ему не позволяют войти к нему, тогда сын очень тоскует об отце, а отец — о сыне. Ведь они видят друг друга, но сыну не позволяют войти к отцу. Подобно этому, когда греки ворвались в Храм, они прекратили все жертвоприношения и все виды служения. Но со свечами Меноры дело обстояло иначе. Как было сказано выше, субботние и молитвенные свечи, посредством которых евреи служили Всевышнему вне Храма, вознеслись и предстали перед Престолом Славы. Нечестивцы не позволяли зажигать свечи Меноры, то есть пресекли служение, которое может совершаться только в Храме. И потому Всевышний сжалился над свечами, и чудо произошло посредством именно свечей, а не какого‑либо другого служения. И хотя греки запретили соблюдать субботу, а значит, и зажигать субботние свечи, евреи, несомненно, зажигали их тайно, ибо втайне соблюдали субботу. И Всевышний сделал так, что в награду за зажигание свечей к евреям пришло спасение. Вот почему чудо произошло именно со свечами.

Возможно, это и имеет в виду Мидраш к главе Беѓаалотха, приведенный в комментарии Рамбана к той же главе, к стиху «Говори Аѓарону и скажи ему…» (Бемидбар, 8:2). В этом мидраше сказано: «Говори Аѓарону и скажи ему — такого почета ты удостоишься: жертвы будут приноситься только тогда, когда существует Храм, а свечи — навеки».

Рамбан задает вопрос: как это может быть? Ведь и свечи Меноры не зажигаются со времени разрушения Храма. И я считаю, что, возможно, Мидраш подразумевает святость субботних и молитвенных свечей — ведь от них запрещено зажигать другие свечи, как сказано в книгах по Ѓалахе См. Шульхан арух, Орах хаим, 154:14. .

Рамбан пишет, что этот Мидраш намекает на ханукальные свечи Говоря о том, что свечи будут зажигаться всегда, Мидраш намекает на ханукальные свечи, а не на храмовые. . И хотя в дни Моше праздник Ханука еще не существовал, но, согласно святому мнению Рамбана, вся Тора намекает на будущие поколения. Этим он объясняет и шесть дней Творения См. комментарий Рамбана к Берешит, 2:3. , и историю праотцев См. комментарии Рамбана к Берешит, 12:6, 26:1, 26:20, 32:4, 47:28. . Но согласно с тем, что мы сказали раньше, слова «а свечи — навеки», возможно, намекают на субботние и молитвенные свечи, которые евреи зажигали в дни Моше и будут зажигать всегда. И согласно тому, что я написал, именно в награду за исполнение заповеди зажигания субботних и молитвенных свечей произошло ханукальное чудо. Святое мнение Рамбана и мое незначительное мнение сводятся к одному и тому же: заповедь зажигания свечей Меноры была желанна Всевышнему больше всех других видов служения, даже тех, что сохраняются и тогда, когда Храм разрушен. И потому спасение пришло в награду за исполнение заповеди зажигания свечей Меноры, и с ними же произошло чудо.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Второе

Праведность Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, и его сыновей привела к тому, что в восемь дней Хануки свыше раскрылись врата милости, врата чудес и знамений, врата любви Всевышнего к Своему народу — народу Израиля, чего не случалось прежде, до дней Матитьяѓу.

Жестоковыйный народ

Если бы сегодня нашелся человек, последовавший примеру Мататьяѓу, все трезвые евреи, разумеется, публично заклеймили бы его поступок в газетах. Возможно, и в эпоху Маккавеев вышло подобное объявление, подписанное самим первосвященником и другими важными лицами. Его примерный текст мог гласить: «Еврейское руководство категорически осуждает этот поступок. Это преступление — позор для иудаизма. Его совершила кучка фанатиков, не представляющих никого, кроме самих себя. Не следует брать с них пример и оказывать им какое бы то ни было содействие». В самом деле, поначалу большинство евреев Страны Израиля не поддерживали восстание Маккавеев.

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Первое

В Хануку, во время зажигания свечей, вновь происходит ханукальное чудо и повторяются все милости, что Всевышний оказал Матитьяѓу, сыну первосвященника Йоханана. А в Пурим повторяются чудеса и раскрываются милости, которые были явлены в дни Мордехая и Эстер. И так происходит из года в год.