Недельная глава «Вайехи». Пережить поражение

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского 10 января 2020
Поделиться

Издательство «Книжники» готовит к выходу в свет книгу известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты будущего издания.

Книга Берешит завершается на возвышенной ноте примирения между Йосефом и его братьями. Братья опасались, что он их не вполне простил за то, что они продали его в рабство. Они подозревали, что он просто отсрочил свою месть, дожидаясь смерти отца. После смерти Яакова их страхи возросли. Но Йосеф настаивал: «Не бойтесь… Разве я вместо Б‑га? Вы задумали против меня зло, но Б‑г переиначил его к добру, чтобы ныне осуществить [это] — спасти жизнь многочисленному народу! Не бойтесь, я буду обеспечивать и вас, и ваших детей» (Берешит, 50:19–21).

Подобные слова он говорил им уже во второй раз. Ранее Йосеф говорил примерно то же самое, когда открыл им, что он — человек, которого они приняли за египетского владыку по имени Цафнат Панеах, — на самом деле их брат:

 

— Я Йосеф! — сказал Йосеф своим братьям. — Неужели мой отец еще жив?

Но не смогли братья ответить ему — так они были поражены.

— Подойдите же ко мне! — позвал Йосеф братьев.

Те подошли, и он сказал [им]: «Я Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет! Но не печальтесь и не досадуйте, что продали меня сюда, ибо ради [вашего же] выживания Б‑г послал меня [сюда] прежде вас. Вот уже два года [длится] голод в стране, и еще пять лет не будет ни пахоты, ни жатвы. Б‑г послал меня перед вами, чтобы вы уцелели на земле — чтобы вы выжили и стали многочисленны. Так что не вы отправили меня сюда, а Б‑г» (Берешит, 45:3–8).

Йосеф открывается своим братьям. Джеймс Тиссо. 1896–1902.

Это важнейший момент в истории веры. Впервые один человек простил другого за причиненное ему зло. Но тут также утверждается и другой важный принцип: идея Б‑жественного провидения. История — это не «разорванный ветром мусорный мешок, полный случайных совпадений», как называл ее американский писатель Джозеф Хеллер Хеллер Дж. Голд, или Не хуже золота / Пер. Г. Крылова. М., 1998.
. Она имеет цель, смысл и сюжет. Б‑г за всем этим следит, находясь за кулисами. «То божество намерения наши довершает, хотя бы ум наметил и не так», — говорит Гамлет Шекспир У. Гамлет. Акт 5. Сцена 2. Цит. в пер. М. Лозинского.
.

Величие Йосефа в том, что он это чувствовал. Ничто в его жизни, как он теперь понял, не было случайным. Сговор братьев, замысливших его убить, продажа в рабство, лжесвидетельство жены Потифара, время, проведенное в темнице, напрасная надежда, что виночерпий вспомнит о нем и добьется его освобождения, — все эти события могли бы ввергнуть его в пучину отчаяния, но, как выяснилось впоследствии, они были необходимыми этапами пути, который в итоге сделал его вторым человеком в Египте и единственным, кто знал, как спасти целую страну, а заодно и свою собственную семью от голодной смерти в неурожайные годы.

Йосеф был вдвойне одарен необходимой любому лидеру способностью двигаться вперед, несмотря на противодействие, зависть, ложные обвинения и многократные поражения. Любой лидер, у которого есть твердые убеждения, всегда будет сталкиваться с оппозицией. Это, возможно, и есть подлинный конфликт интересов. Избранный лидер, стремящийся сделать общество более справедливым, почти неизбежно заручается поддержкой бедных слоев и сталкивается с сопротивлением богатых. Лидер, от которого ждут снижения налогового бремени, напротив, заручается поддержкой обеспеченных. Это неизбежно. Политика без конфликта — это оксюморон.

Любой лидер, призванный решить какую‑либо задачу, любой лидер, более популярный или более одаренный, чем другие, будет вызывать зависть. Его соперники будут говорить: «Почему не я?» Так Корах думал про Моше и Аарона. Так братья думали о Йосефе, когда увидели, что отец любит его больше, чем их. Так думал Антонио Сальери о более одаренном Моцарте — в пьесе Питера Шеффера «Амадей» Сюжет пьесы «Амадей» был отчасти заимствован Шеффером из «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина. — Примеч. ред.
. Что до ложных обвинений, то история знает немало таких случаев. Жанну д’Арк обвинили в ереси и сожгли на костре. Спустя четверть века официальная комиссия пересмотрела ее дело и посмертно объявила невиновной. Более двадцати человек были казнены в результате «процессов над салемскими ведьмами» в 1692–1693 годах. Много лет спустя, когда в обществе начало распространяться убеждение в их невиновности, священник Джон Хейл, присутствовавший на суде, признал, что «таково было мракобесие в те времена… что мы блуждали в тумане и не ведали, куда направляем свои стопы» Цит. по: Robert A. Divine et al. America Past and Present. Vol. I. Pearson, 2001. P. 94. . Самое известное в современной истории ложное обвинение легло в основу судебного процесса над Альфредом Дрейфусом, французским офицером еврейского происхождения, обвиненным в шпионаже в пользу Германии. Это дело будоражило Францию в течение 1894–1906 годов, пока Дрейфус не был полностью оправдан.

Неудачи являются неизбежной частью биографии даже самых успешных людей. Первый роман Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере сначала отвергли двенадцать издательств, куда она посылала рукопись. Еще один автор романа о детях получил двадцать один отказ. Эта книга называлась «Повелитель мух», а ее автор Уильям Голдинг в конечном счете был удостоен Нобелевской премии по литературе. В своей ныне знаменитой речи перед выпускниками Стэнфордского университета покойный Стив Джобс поведал историю о трех ударах судьбы, которые повлияли на него: отчисление из университета, увольнение из компании «Эппл», которую он основал, и диагностирование у него рака простаты. Но вместо того чтобы покориться неизбежному, он использовал эти испытания в качестве творческого стимула. В течение двадцати двух лет я жил недалеко от Эбби‑роуд в Северном Лондоне, где знаменитая рок‑группа записала все свои хиты. На первом прослушивании в одной студии звукозаписи им сказали, что гитарные группы «выходят из моды». Студия вынесла свой вердикт: «У “Битлз” нет будущего в шоу‑бизнесе». Шел 1962 год.

Все это служит иллюстрацией к знаменитому изречению Уинстона Черчилля о том, что «успех — это способность двигаться от поражения к поражению, не теряя энтузиазма».

Возможно, то, что поддерживает людей после серии неудач, — это вера в себя, несгибаемое упрямство или отсутствие альтернатив. Йосефа, впрочем, поддерживало его прозрение Б‑жественного промысла. Он выполнял некий последовательный план, о цели которого мог лишь смутно догадываться, но в какой‑то момент он, кажется, осознал себя героем масштабной драмы и понял, что все случившиеся в его жизни несчастья были необходимы для достижения предначертанной цели. Поэтому он говорит своим братьям: «Это не вы послали меня сюда, но Б‑г».

Это желание позволить событиям совершаться в соответствии с провидением, это понимание, что мы в лучшем случае не более чем соавторы своей судьбы, и позволило Йосефу выжить, не ожесточившись на прошлое и не утратив надежды на будущее. Вера в Б‑га наделила его невероятной силой, в чем и нуждается лидер, если он решается радикально изменить жизнь. Какие бы недобрые чувства ни вызывали лидеры у других (а ведь чем более удачливы лидеры, тем больше им завидуют), если они могут сказать своим недоброжелателям «ты вознамерился причинить мне зло, но Б‑г обратит это во благо», они непременно выживут и их сила не оскудеет. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.

Двар Тора. Вайехи: Праотцы и прадети

О чем говорил перед смертью праотец Яаков со своими сыновьями? Почему его завещание легло в основу апокрифических книг? И что вообще можно понять из пророчества Яакова? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин пытается найти ответы на эти вопросы в недельной главе Вайехи.

Уроки Торы I. Вайехи

В этой главе мы читаем о том, как Яаков дважды созывал сыновей, чтобы благословить и пророчествовать. Наши мудрецы считают, что речь здесь идет о двух самостоятельных событиях, следующих, однако, в непосредственной близости, друг за другом. То, о чем Яаков сказал, собирая детей во второй раз, рассказано в последующих стихах Торы. А о том, что случилось в первый, Тора умалчивает. И здесь необходимо осмыслить данные раввинами объяснения этого события, исследовать значение понятия «конец дней» в наше время.