Шмойс: серебро и золото как оплата за труд

17 января 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

В главе, открывающей вторую книгу Торы, Всевышний говорит Моше: “И дам Я этому народу приязнь в глазах египтян” (Шмойс, 3:21). В Мидраше сказано об этом: «Дам вам приязнь египтян, чтобы (перед тем как выйдете вы из Египта) не вышли вы пустыми. Чтобы не сказал Авраам, что (обещание) “и поработят их” исполнилось, а (еще одно обещание) “после этого выйдут с большим имуществом” не исполнилось».

Но разве только для того, чтобы “не сказал Авраам”, Всевышний должен исполнять Свои обещания? Разве недостаточно того, что Он обещал? Ведь “не человек Б-г обманывать”!

Уходя из Египта, евреи забрали с собой серебро и золото египтян. Это произошло по двум причинам: одна из них — наказать Египет, другая — получить плату за свой труд.

Из Талмуда нам известно, что во времена Александра Македонского египтяне предъявили евреям иск, потребовали, чтобы они вернули серебро и золото, вывезенные ими из Египта. От имени евреев Гвиа бен Пенса в свою очередь предложил египтянам: “Расплатитесь с нами за несметное количество (евреев), которых вы поработили”.

Здесь кроется ответ на вопрос, почему Всевышний дал евреям выйти с большим имуществом именно из-за обещания Аврааму. Б-г мог одарить евреев богатством и другими путями, вовсе не обязательно было заставить египтян по доброй воле отдать им свои серебряные и золотые вещи, дорогую одежду. Он хотел, чтобы награда евреев была так же публична, как и их рабство. Ведь все знали, что евреи порабощены, пусть же все увидят, что египтяне добровольно отдают им “большое имущество”!

В учении каббалы объясняется, что “большое имущество”, вывезенное евреями из Египта, на духовном уровне означает искры святости, сосланные туда. Своей работой в Египте евреи освободили и подняли эти Б-жественные искры.

Но еврейский народ должен был пройти через египетское рабство для поднятия не только Б-жественных искр, но и самих себя, для достижения собственной цельности. Благодаря изгнанию они сами удостоились нового духовного уровня.

(Опубликовано в № 81, январь 1999)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Шмот: фараоны — семиты и антисемиты

Что происходило с евреями в Египте между смертью Йосефа и рождением Моисея? Почему смена династии фараонов породила недоверие к евреям и привела к их порабащению? И как сохранился еврейский народ в Египте в эти годы? Ответы на эти вопросы в недельной главе Торы Шмот ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Недельная глава «Шмот». Женщины‑лидеры

Идея моральных пределов власти — величайший вклад иудаизма в человеческую цивилизацию. Бывают приказы, которые не следует выполнять. Бывают преступления против человечества, участие в которых нельзя оправдать словами «Я лишь исполнял приказы». Концепция гражданского неповиновения обычно приписывается американскому писателю XIX века Генри Дэвиду Торо. Она стала широко известна после Холокоста и Нюрнбергского процесса. Впрочем, первоначальный источник мы находим в древнем тексте, повествующем о деяниях двух женщин, Шифры и Пуа.

Уроки Торы I. Шмот

В этой недельной главе, когда Б‑г призывает Моше исполнить миссию — вывести сынов Израиля из Египта, тот просит в ответ: «Пошли того, кого Ты всегда посылаешь». Мидраш толкует это как просьбу послать вместо него Машиаха. Но какова связь между Моше и Машиахом, этими двумя освободителями? И в чем разница между ними, вследствие которой каждому дана именно та, а не другая миссия?