События Пурима произошли, когда евреи были в изгнании, и после того, как свершилось чудо, евреи все еще оставались в порабощении. В Мегилат Эстер рассказывается – и мудрецы объясняют это более подробно, – что с материальной точки зрения персидское владычество не было тяжелым. Евреев пригласили на царскую трапезу, Мордехай был одним из высокопоставленных людей при царском дворе, да и еврейка Эстер стала царицей. И именно в это время злодей Аман решил истребить евреев. Откуда у него взялась смелость для этого?

Евгений Левин

Пост накануне праздника: смысл, законы и обычаи поста Эстер

19 марта
3 460

В еврейской традиции есть два праздника, которым предшествует однодневный пост, – Песах и Пурим. Однако если накануне Песаха постится лишь небольшая часть еврейского народа (мужчины-первенцы – в память о спасении во время десятой египетской казни, когда Всевышний, поразив первенцев-египтян, не тронул никого из евреев), то Пост Эстер («Таанит Эстер»), пост накануне Пурима, считается обязательным для всех.

Евгений Левин

Пурим: пить или не пить?

12 марта 2017
1 061

Как известно, в праздник Пурим каждый еврей должен выполнить четыре заповеди: послушать чтение Книги Эстер, дать пожертвование беднякам, послать продуктовую посылку хотя бы двум другим евреям и устроить праздничную трапезу.

Ицхак Стрешинский

Как был установлен праздник Пурим

Для Мордехая главным в чуде Пурима была победа евреев на духовном уровне, их полное раскаяние, которое привело к тому, что они подтвердили принятие Торы. Эстер же победила Амана в материальном мире, и благодаря ей евреи были спасены от физического уничтожения.

Идеи Пурима

21 марта

События Пурима произошли, когда евреи были в изгнании, и после того, как свершилось чудо, евреи все еще оставались в порабощении. В Мегилат Эстер рассказывается – и мудрецы объясняют это более подробно, – что с материальной точки зрения персидское владычество не было тяжелым. Евреев пригласили на царскую трапезу, Мордехай был одним из высокопоставленных людей при царском дворе, да и еврейка Эстер стала царицей. И именно в это время злодей Аман решил истребить евреев. Откуда у него взялась смелость для этого?

Евгений Левин

Пост накануне праздника: смысл, законы и обычаи поста Эстер

19 марта

В еврейской традиции есть два праздника, которым предшествует однодневный пост, – Песах и Пурим. Однако если накануне Песаха постится лишь небольшая часть еврейского народа (мужчины-первенцы – в память о спасении во время десятой египетской казни, когда Всевышний, поразив первенцев-египтян, не тронул никого из евреев), то Пост Эстер («Таанит Эстер»), пост накануне Пурима, считается обязательным для всех.

Евгений Левин

Пост накануне праздника: смысл, законы и обычаи поста Эстер

В еврейской традиции есть два праздника, которым предшествует однодневный пост, – Песах и Пурим. Однако если накануне Песаха постится лишь небольшая часть еврейского народа (мужчины-первенцы – в память о спасении во время десятой египетской казни, когда Всевышний, поразив первенцев-египтян, не тронул никого из евреев), то Пост Эстер («Таанит Эстер»), пост накануне Пурима, считается обязательным для всех.

Идеи Пурима

21 марта

События Пурима произошли, когда евреи были в изгнании, и после того, как свершилось чудо, евреи все еще оставались в порабощении. В Мегилат Эстер рассказывается – и мудрецы объясняют это более подробно, – что с материальной точки зрения персидское владычество не было тяжелым. Евреев пригласили на царскую трапезу, Мордехай был одним из высокопоставленных людей при царском дворе, да и еврейка Эстер стала царицей. И именно в это время злодей Аман решил истребить евреев. Откуда у него взялась смелость для этого?

Яков Эйделькинд

Книга Эсфири

22 марта 2016

Гилель Цейтлин

Основные направления в учении хасидизма

Пусть даже многое в словах учеников преувеличено, как в любых хасидских рассказах; пусть найдется в них немалая толика похвальбы, с какой часто говорят хасиды о своем учителе, — даже если мы отбросим все преувеличенное, несомненно, останется немало достоверных свидетельств о великом духовном богатстве р. Нахмана, о том, как умело применял он при случае это богатство, возвышая души учеников, очищая их и просветляя.

Гилель Цейтлин

Основные направления в учении хасидизма

10 января

Что же есть эта сила веры? В чем суть ее, где корень ее, где основание в душе человеческой? Сознание или сердце, разум или чувство — основа ее? На вопрос этот так отвечает р. Нахман: не из сердца проистекает вера и не из рассудка, на то есть в душе особая сила — способность к воображению. Разной бывает вера, как бывает разным воображение: у одного — смутное и путаное, у другого же — чистое и ясное, прекрасное и возвышенное. Таково было воображение библейских пророков.

Гилель Цейтлин

Основные направления в учении хасидизма

21 ноября 2018

Одним коротким высказыванием о травах подытоживает р. Нахман взаимоотношения между природным великолепием и любовью к Г‑споду, между чистым эстетическим чувством и чувством религиозным: «Среди них хорошо быть праведным».

Берл Лазар

Кем быть? С кем быть?

Социологи предостерегают, что отчуждение способно подорвать самые основы общественной жизни, причем в богатых и, казалось бы, процветающих странах. На самом деле проблема эта не нова: наши мудрецы обращали на нее внимание еще две тысячи лет назад, в самом начале периода диаспоры.

Берл Лазар

В ответе друг за друга

6 февраля

Мы хотим справедливости — а вокруг множество вещей, которые справедливыми назвать трудно. При этом мы знаем: все зависит от Г‑спода, без Его воли даже с дерева лист не упадет. Почему же Он допускает, чтобы праведник терпел неудачи, а грешник шел от успеха к успеху?

Берл Лазар

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

7 января

«Уповай на Б‑га» — это цель, ради которой человек «уходит в то место, где есть Тора»: мы учимся мудрости ради праведной жизни, ради того, чтобы улучшать окружающий мир. Тот, кто служит Г‑споду, верно исполняет Его волю, по определению не может поступать неправильно. Но «уповай на Б‑га» — это еще и средство достижения этой цели: надо учиться у тех, кто выше тебя, равняться на тех, кто выше тебя. Именно в этом главный урок мишны. 

Эдуард Шифрин

По правилам войны

Каким образом была осуществлена казнь тьмой? Согласно Мидрашу, имели место два чуда: сама тьма и супернатуральный свет, который светил евреям. Аналогичного мнения придерживается Маараль, который считает, что казнь тьмой затронула действие светил — Солнца, Луны и звезд. А согласно мнению Раши, имело место одно чудо — сама тьма, а евреям светил натуральный свет. Здесь, по нашему мнению, возникает некий парадокс.

Эдуард Шифрин

Логика невозможного. Моше Рабейну

16 декабря 2018

По моему мнению, Авраам, задавая вопрос, не осознает, что существует логика Г‑спода (Авайе) — логика невозможного. А согласно логике окружающего мира он не понимает, каким образом он и находящиеся с ним 318 человек получат в наследие землю, на которой проживают миллионы людей. Многие комментаторы считали, что именно как следствие этого вопроса евреи были наказаны изгнанием и рабством. Я не придерживаюсь такого мнения. Однако очевиден факт: всю оставшуюся жизнь Авраам жил с тяготившей его мыслью о том, что его потомки будут рабами.

Эдуард Шифрин

Квантовый Мир грядущий

1 августа 2018

Непреложным является факт пересечения ментальных пространств различных людей, например гипноз. В частности, если два человека одновременно подумали друг о друге, то, хотя они и разделены в пространстве, в многомерном ментальном пространстве они находятся в одной точке. Приведу еще один пример. Согласно положениям иудаизма, в момент дарования Торы у подножия горы Синай присутствовали души всех умерших и еще не родившихся евреев. Таким образом, все евреи без исключения объединены в многомерном ментальном пространстве в точке синайского откровения.

Ицхак Стрешинский

Моше: загадки биографии

Седьмой день месяца адар – это день рождения и смерти Моше, пророка, который по слову Всевышнего вывел евреев из Египта. Его жизнь и деятельность подробно описаны в четырех книгах Торы. В этой статье мы не будем пересказывать общеизвестные факты жизни Моше. Мы рассмотрим лишь два интересных вопроса, касающихся биографии пророка, основываясь на классических и современных комментариях.

Эдуард Шифрин

Логика невозможного. Моше Рабейну

16 декабря 2018

По моему мнению, Авраам, задавая вопрос, не осознает, что существует логика Г‑спода (Авайе) — логика невозможного. А согласно логике окружающего мира он не понимает, каким образом он и находящиеся с ним 318 человек получат в наследие землю, на которой проживают миллионы людей. Многие комментаторы считали, что именно как следствие этого вопроса евреи были наказаны изгнанием и рабством. Я не придерживаюсь такого мнения. Однако очевиден факт: всю оставшуюся жизнь Авраам жил с тяготившей его мыслью о том, что его потомки будут рабами.

Эдуард Шифрин

Квантовый Мир грядущий

1 августа 2018

Непреложным является факт пересечения ментальных пространств различных людей, например гипноз. В частности, если два человека одновременно подумали друг о друге, то, хотя они и разделены в пространстве, в многомерном ментальном пространстве они находятся в одной точке. Приведу еще один пример. Согласно положениям иудаизма, в момент дарования Торы у подножия горы Синай присутствовали души всех умерших и еще не родившихся евреев. Таким образом, все евреи без исключения объединены в многомерном ментальном пространстве в точке синайского откровения.

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

17 сентября 2018

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Леви-Ицхак из Бердичева

Кдушат Леви. Комментарий к Рош ѓа‑Шана

7 сентября 2018

В Талмуде приводится спор мудрецов: «Один говорит, что мир сотворен в нисане, а другой говорит, что мир сотворен в тишрее» (Рош ѓа‑Шана, 10б) Нисан — весенний месяц, в который евреи вышли из Египта. Тишрей — осенний месяц, на который выпадают праздники Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Суккот.

Адин Штейнзальц

Cуть еврейских праздников. Вы свидетели Мне, и Я Б‑г

20 сентября 2017

Рош ѓа‑Шана — это время суда и подведения итогов, но этот процесс не завершается в один день. Кульминацией подведения итогов является День искупления, который отделяют от Рош ѓа‑Шана десять дней покаяния («грозных дней»). Подвергнув свою душу тщательному анализу и выявив все прошлые промахи и пробелы, мы не можем остановиться и должны идти дальше.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Шавуот

29 мая 2017

Шавуот — день, когда мы вспоминаем о Даровании Торы на Синае. В Торе нет явного упоминания о связи двух событий. В двух беседах Ребе размышляет о значении события, происшедшего у горы Синай. Какой переворот в духовных возможностях человека совершила Тора? Что нового принес в мир тот первый Шавуот?