Ваэра: верить и кричать

Известно, что Тора старается не говорить ничего плохого даже о животных. Здесь же, на первый взгляд, сообщаются мало приятные для Моше, пророка Всевышнего, вещи. Один из немногих людей, удостоившихся лицезреть Б-жественное присутствие, он, разумеется, знал о поступках и жизненной линии праотцев. И, конечно, сам был на уровне не менее высоком, чем они, обладал абсолютной верой в Б-га, в справедливость Его деяний. И все-таки он предъявил Всевышнему претензию: «Зачем сделал Ты зло этому народу?»

Двар Тора. Ваэра: Самолюбие дороже

23 января
358

Почему нельзя начать что-то новое, не переосмыслив прошлое, и как пришел к раскаянию египетский фараон? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваэра и рассказывает о фароне как о личности.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Ваэра». Преодолеть неудачи

24 января
269

Бывают времена, когда даже величайшие люди спотыкаются. В такие моменты характер человека проходит проверку на крепость. Великие люди — не те, кто никогда не терпит неудач. А те, кто способен пережить неудачи, кто продолжает идти вперед, кто отказывается быть побежденным, кто никогда не сдается и не смиряется. Они не оставляют попыток. Они учатся на своих ошибках. Они считают неудачи полезными для опыта. И всякий раз, отказываясь признать поражение, они становятся сильнее, мудрее и решительнее. В этом смысл жизнеописания Моше в главах «Шмот» и «Ваэра».

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Ваэра». Преодолеть неудачи

Бывают времена, когда даже величайшие люди спотыкаются. В такие моменты характер человека проходит проверку на крепость. Великие люди — не те, кто никогда не терпит неудач. А те, кто способен пережить неудачи, кто продолжает идти вперед, кто отказывается быть побежденным, кто никогда не сдается и не смиряется. Они не оставляют попыток. Они учатся на своих ошибках. Они считают неудачи полезными для опыта. И всякий раз, отказываясь признать поражение, они становятся сильнее, мудрее и решительнее. В этом смысл жизнеописания Моше в главах «Шмот» и «Ваэра».

Двар Тора. Ваэра: Самолюбие дороже

23 января

Почему нельзя начать что-то новое, не переосмыслив прошлое, и как пришел к раскаянию египетский фараон? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваэра и рассказывает о фароне как о личности.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Ваэра

22 января 2016

Моше по велению Всевышнего обратился к фараону, чтобы он выпустил еврейский народ из Египта. Но это привело только к усилению гнета евреев. Тогда Моше спрашивает Б‑га: «Зачем Ты сделал зло этому народу?» — на что получает совет следовать примеру праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, которые не задавали вопросов о сущности Б‑га. Ребе раскрывает природу их добродетели и причину вопроса Моше.

Берл Лазар

Быть благодарным — долг настоящего еврея

Что делать, когда человек чувствует себя сильным, он не думает о тех, кто его вырастил, кто помог ему получить образование, сделать карьеру. Точно так же, как не вспоминает о том, что его нынешнее положение достигнуто благодаря дарам Б‑жьим. Поэтому, кстати, наша утренняя молитва начинается с благодарности Г‑споду за все, чем мы Ему обязаны: это дает правильный ориентир на весь день. А кто уверен, что сам все заслужил, в конце концов приходит к выводу, что все ему должны, а он — никому и ничего! Такой человек уже не готов тратить время и силы на благодарность, на помощь другим.

Берл Лазар

Старость и радость

2 августа 2019

Ко мне часто приходят люди пожилого возраста и жалуются на жизнь. Кто‑то недоволен тем, что мог бы уйти на пенсию, а приходится продолжать работать. Но у большинства другая беда: ушел на покой, а теперь не знает, куда себя приложить. Я таким людям советую заняться чем‑то новым. К примеру, пойти в синагогу и учить Тору.

Берл Лазар

Пример для всех отцов от праотца Авраама

19 ноября 2019

Из святых книг мы знаем, что одним из главных качеств Авраама было гостеприимство. К нему приходили язычники, ели, пили, потом спрашивали, сколько они должны, и получали в ответ: «Только скажите спасибо Б‑гу». И, если даже они смеялись и говорили: «Мы не верим в твоего Б‑га, у нас есть свои идолы», Авраам вновь просил: «А все‑таки скажите Ему спасибо», — чтобы те смогли раскрыть в себе доброе начало.Так эти люди получали шанс всей своей жизни — обратиться к Б‑гу, познать Его правду и вступить на праведный путь.

Шмойс: серебро и золото как оплата за труд

Уходя из Египта, евреи забрали с собой серебро и золото египтян. Это произошло по двум причинам: одна из них — наказать Египет, другая — получить плату за свой труд. Б-г мог одарить евреев богатством и другими путями, вовсе не обязательно было заставить египтян по доброй воле отдать им свои серебряные и золотые вещи, дорогую одежду. Он хотел, чтобы награда евреев была так же публична, как и их рабство. Ведь все знали, что евреи порабощены, пусть же все увидят, что египтяне добровольно отдают им “большое имущество”!

Двар Тора. Шмот: фараоны — семиты и антисемиты

17 января

Что происходило с евреями в Египте между смертью Йосефа и рождением Моисея? Почему смена династии фараонов породила недоверие к евреям и привела к их порабащению? И как сохранился еврейский народ в Египте в эти годы? Ответы на эти вопросы в недельной главе Торы Шмот ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Шмот». Женщины‑лидеры

17 января

Идея моральных пределов власти — величайший вклад иудаизма в человеческую цивилизацию. Бывают приказы, которые не следует выполнять. Бывают преступления против человечества, участие в которых нельзя оправдать словами «Я лишь исполнял приказы». Концепция гражданского неповиновения обычно приписывается американскому писателю XIX века Генри Дэвиду Торо. Она стала широко известна после Холокоста и Нюрнбергского процесса. Впрочем, первоначальный источник мы находим в древнем тексте, повествующем о деяниях двух женщин, Шифры и Пуа.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Шмот». Женщины‑лидеры

Идея моральных пределов власти — величайший вклад иудаизма в человеческую цивилизацию. Бывают приказы, которые не следует выполнять. Бывают преступления против человечества, участие в которых нельзя оправдать словами «Я лишь исполнял приказы». Концепция гражданского неповиновения обычно приписывается американскому писателю XIX века Генри Дэвиду Торо. Она стала широко известна после Холокоста и Нюрнбергского процесса. Впрочем, первоначальный источник мы находим в древнем тексте, повествующем о деяниях двух женщин, Шифры и Пуа.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Уроки лидерства

11 октября 2019

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.

Двар Тора. Шмот: фараоны — семиты и антисемиты

17 января

Что происходило с евреями в Египте между смертью Йосефа и рождением Моисея? Почему смена династии фараонов породила недоверие к евреям и привела к их порабащению? И как сохранился еврейский народ в Египте в эти годы? Ответы на эти вопросы в недельной главе Торы Шмот ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Зачем Талмуд чертит воображаемые линии вокруг нас и над нашими головами?

Можно ли переносить предметы с крыши дома на крышу разрушенного дома? А как быть с кораблем — следует ли относиться к борту корабля как к стене дома или просто как к ограждению от воды? А если вам нужно вытащить корабль на сушу и перевернуть его вверх дном — какова тогда будет роль его бортов? А как быть с беседкой, у которой есть крыша, но нет стен? А если вы надели головной убор, вышли из дома во двор и оставили его там, а потом кто‑то взял ваш головной убор и отнес в другой двор, считается ли это нарушением закона? Достигнув конца этой дискуссии, я почувствовал, что у меня немного кружится голова.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Выразительная картина еврейской семейной жизни

13 ноября 2019

В Талмуде есть трогательное практическое правило, как определить, является ли ребенок «очень маленьким» и, следовательно, юридически зависимым от своей матери. Рабби Шимон бен Лакиш утверждает, что, если ребенок просыпается с криком «мама», он еще считается «очень маленьким». Но почему, возражает Гемара, наверняка и дети постарше иногда просыпаются, желая увидеть рядом маму. Лучше скорректировать правило следующим образом: лишь тот ребенок, который просыпается с криком не просто «има», а «има, има», то есть продолжает звать маму, пока она не придет, считается очень маленьким.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Кто способен следовать этим правилам?

30 октября 2019

Читая Талмуд, я всегда пытаюсь найти в тексте свидетельства о том, как его непростые правила соблюдались в реальной жизни — и соблюдались ли они. Трудно поверить, что среднестатистический еврей в Вавилонии V века н. э. — фермер, солдат или торговец — настолько хорошо владел талмудической ученостью, чтобы делать правильный выбор в каждом алахически сложном случае. Являлось ли строгое, скрупулезное соблюдение исключением, как сейчас среди американских евреев, или же правилом?

Ваехи: царские знаки

Грех, за который Реувен был лишен своих преимуществ перед братьями, казалось бы, куда достойнее совершённого Иегудой. Ведь Иегуда вынужден был признаться в своем грехе, чтобы спасти невестку от сожжения, а Реувен, хоть и не совершил на самом деле, никакого греха, а лишь вступился за честь матери, испытывал стыд и раскаивался за свой поступок многие годы. Девять лет спустя, во время продажи Иосефа, он был «занят постом и раскаянием». Так чем же он хуже Иегуды?

Двар Тора. Вайехи: Праотцы и прадети

10 января

О чем говорил перед смертью праотец Яаков со своими сыновьями? Почему его завещание легло в основу апокрифических книг? И что вообще можно понять из пророчества Яакова? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин пытается найти ответы на эти вопросы в недельной главе Вайехи.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Вайехи». Пережить поражение

10 января

В течение двадцати двух лет я жил недалеко от Эбби‑роуд в Северном Лондоне, где знаменитая рок‑группа записала все свои хиты. На первом прослушивании в одной студии звукозаписи им сказали, что гитарные группы «выходят из моды». Студия вынесла свой вердикт: «У “Битлз” нет будущего в шоу‑бизнесе». Шел 1962 год.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Пятое

29 декабря 2019

Талмуд считает, что ханукальное чудо заключалось главным образом в возмездии народам. Потому Ѓалаха и постановляет, что ханукальные свечи должны находиться слева, а мезуза — справа. И хотя корнем этого возмездия была любовь Всевышнего к народу Израиля, все же чудо было явственнее всего в победе над нечестивым греческим царством, а понятие «победа» относится к качеству гвура.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Четвертое

28 декабря 2019

Последователи школы Шамая говорят, что в первый день Хануки следует зажигать восемь свечей, а в каждый последующий день — на одну меньше. Ведь в первый день ханукального чуда у евреев было больше радости. Последователи же школы Ѓилеля, напротив, утверждают, что у евреев того поколения главной радостью была сама заповедь зажигания Меноры. А значит, с каждым днем у них становилось все больше и больше радости от исполнения еще одной заповеди.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Третье

26 декабря 2019

Поскольку с Менорой произошло чудо, евреи увидели, что спасение от греков было наградой за заповедь зажигания Меноры и эта заповедь послужила им защитой. Поэтому они сделали из свечей память и зажгли в первый день свечу, которая напоминает нам, что чудесное спасение от врага произошло благодаря заповеди зажигания Меноры.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Второе

25 декабря 2019

Праведность Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, и его сыновей привела к тому, что в восемь дней Хануки свыше раскрылись врата милости, врата чудес и знамений, врата любви Всевышнего к Своему народу — народу Израиля, чего не случалось прежде, до дней Матитьяѓу.