Берл Лазар

Ту Би-Шват и наши корни

ту би-шват
20 января
909

По старой еврейской традиции число 15 записывается буквами «тет» и «вав», а читается это сочетание двух букв как «Ту». Таким образом, Ту бишват – это 15-й день месяца шват. Ровно середина месяца, полнолуние, долгота дня к этому времени года увеличивается более чем на два часа. Там, на родной заповеданной земле, кончился период дождей, почва подготовилась к новому урожаю. Все живое с Б-жьего благословения готово возродиться под солнечными лучами. И потому этот день называют также новым годом деревьев.

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)

«Человек – дерево полевое»

31 января 2018
2 378

Пятнадцатое число еврейского месяца шват, Ту би-шват, на который выпадает Новый год деревьев, – день, когда подобное рассуждение особенно уместно. Ведь вековая традиция празднования этой даты подчеркивает нашу связь со Святой землей, с произрастающими на ней растениями. С этого дня зима в Стране Израиля идет на убыль и начинается весеннее пробуждение всего, что растет на ней.

Марина Карпова

Ту Би-Шват – не только лесопосадки

9 февраля 2016
1 472

Пятнадцатый день еврейского месяца шват, знаменующего конец зимы и начало весны, – особый. В Мишне он называется Рош а-Шана ле-иланот, Новый год деревьев (Рош а-Шана, 1:1). В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам.

Эли Рубин

In Geveb: Прогулки по литературным тропам Хабада: От «Ликутей Тора» до Хаима Гравицера

В жизни и литературном творчестве Фишла Шнеерсона и Авраама Шлёнского и в переводе «Хаима Гравицера» с идиша на иврит продолжается парадоксальный диалог между традицией и современностью, между мятежным духом хасидизма и ограничениями его религиозных законов. Этот парадокс был свойственен Хабаду с самого начала, и его изучение, как мы увидели, было целью и путешествия Гравицера. Современные посланники Хабада, шлухим, отличаются от всех прочих еврейских активистов тем, что для них равно большое значение имеет трансцендентный дух каждого человека и ограничения алахического ритуала.

Самуил Городецкий, перевод с иврита Меир Левинов

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

27 ноября 2018

19 кислева отмечается Новый год хасидизма. В этот день 220 лет назад из Петропавловской крепости был освобожден основатель движения Хабад Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залман из Ляд. Он был арестован по доносу противников хасидизма и провел за решеткой 53 дня, пока власти не убедились в его невиновности.

Гилель Цейтлин

Основные направления в учении хасидизма

21 ноября 2018

Одним коротким высказыванием о травах подытоживает р. Нахман взаимоотношения между природным великолепием и любовью к Г‑споду, между чистым эстетическим чувством и чувством религиозным: «Среди них хорошо быть праведным».

Авраам Шталь

Чем плох компромисс?

От человека, нарушившего волю Всевышнего, выраженную в Торе, требуется полное раскаяние и абсолютная готовность исправиться. Никакой компромисс тут невозможен: невозможно признать грешника наполовину правым и наполовину виноватым. Перед лицом Истины никто не осмелится выступить с оправданием своего несогласия с ней.

Сало У. Барон

Богослужение: единство в многообразии

9 октября 2018

Маймонид и его сын Авраам, несомненно, мечтали полностью объединить литургию египетского еврейства под эгидой Кодекса. Движение в этом направлении, вероятно, казалось им чрезвычайно медленным. Только после того, как сменилось несколько поколений «князей» (наси) из числа потомков Маймона, еврейские общины Египта избавились от расхождений в ритуале.

Берл Лазар

Не суди товарища своего, пока не окажешься на его месте

24 марта 2018

Тора неоднократно постановляет, что творить суд необходимо. Одна из заповедей Ноаха прямо требует поставить судью в каждом городе. Да и вообще, если не будет судей, как решать проблемы, которые обязательно возникают при столкновении интересов?

Гилель Цейтлин

Основные направления в учении хасидизма

Что же есть эта сила веры? В чем суть ее, где корень ее, где основание в душе человеческой? Сознание или сердце, разум или чувство — основа ее? На вопрос этот так отвечает р. Нахман: не из сердца проистекает вера и не из рассудка, на то есть в душе особая сила — способность к воображению. Разной бывает вера, как бывает разным воображение: у одного — смутное и путаное, у другого же — чистое и ясное, прекрасное и возвышенное. Таково было воображение библейских пророков.

Гилель Цейтлин

Основные направления в учении хасидизма

8 октября 2018

Говорит р. Нахман в своей манере, что есть два вида вопросов: вопросы, исток которых — в аспекте разбиения сосудов, и вопросы, исток которых — в аспекте «пустого пространства». Как известно, немало потрудились мудрецы Хабада, толкуя изречение: «Он и части Его — одно».

Гилель Цейтлин

Основные направления в учении хасидизма

21 ноября 2018

Одним коротким высказыванием о травах подытоживает р. Нахман взаимоотношения между природным великолепием и любовью к Г‑споду, между чистым эстетическим чувством и чувством религиозным: «Среди них хорошо быть праведным».

Евгений Левин

Царь Янай и мудрецы

Смерть еврея, даже не слишком праведного, редко бывает поводом для радости. Однако второй день месяца шват – исключение из этого правила. По преданию именно тогда, во время осады крепости Регев, расположенной к востоку от Иордана, скончался царь Александр Янай.

Элизабет Шэнкс Александр

Светильник Сиона

17 декабря 2017

Файн пишет: «Я понял, что я переживаю, думая об унижениях, которые мои предки пережили на этом месте». Он противопоставляет свою живую и страстную реакцию холодной иронии еврейского путешественника XIX века из известного описания Перси Биши Шелли. Герой Шелли смотрит на арку Тита и думает о том, что она «вот‑вот рассыпется в прах». «Этот памятник могуществу семьи того, кто истребил нас, — пишет он, — теперь лишь гора обломков».

Михаэль Туваль

От религии храма к религии общины

24 октября 2018

Задолго до разрушения Храма евреи греко-римской диаспоры жили в условиях, похожих на те, с которыми евреи Эрец Исроэл столкнулись только после 70 года н. э.: они проводили большую часть своей жизни без Храма и жертвоприношений, невзирая на то, что ни Святыню, ни жертвенный культ никто еще не отменял.

Илья Дворкин

Еврейские старики поколения тшувы

Я порылся среди книг и взял с собой на операцию три из них, которые должны были мне помочь достойно вступить в союз со Всевышним. Первая — том «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Ефрона со статьей про обрезание. Идиотизм этой статьи и ее неадекватность к моей ситуации помнятся мне до сих пор, хотя прошло больше 35 лет. Вторая книга была «Бхагавадгита», а третья — том Платона с диалогом «Федон». Вооруженный такой мощной духовной поддержкой, я ехал в колясочке на операционный стол.

Натан Вершубский

Майсы от Абраши

6 декабря 2018

Марина на сносях, бледная как моль, восседала на разобранной постели поверх спрятанного в одеяло сидура подобно праматери Рахели, отказавшейся встать с верблюда перед отцом своим Лаваном. Рядом с диваном стоял журнальный столик, на котором лежали документы. Среди них — ее аттестат зрелости. Чернов взял его в руки, стал читать, увидел в аттестате одни пятерки. — Марина! — воскликнул «важняк». — Зачем вы связались с этим религиозным фанатиком? Он же вас на самое дно утащит! Откажитесь от него, пока не поздно! Вы же отличница, перед вами все двери открыты!

Натан Вершубский

Майсы от Абраши

12 октября 2018

Как я изменился за время отсидки? Стал чуть менее социальным, часто предпочитая молиться в одиночку и наизусть, а не в синагоге и по сидуру. Хотя и с друзьями по‑прежнему общался. И главное: люди теперь для меня делились на тех, на чье слово можно положиться, а таких очень немного, и тех, на чье слово положиться нельзя, — балаболов...

Адам Кирш

Оставьте еврейский народ в покое

Запрещено хлопать и танцевать, ибо в связи с этим вы можете захотеть починить музыкальный инструмент, а это уже запрещенная мелаха. Сидение же на крыльце запрещено, потому что, если что‑то выкатится из дома на улицу, то есть из приватного пространства в публичное, у вас возникнет искушение занести предмет обратно в дом, а это действие уже запрещено. Однако, как трезво отмечает Рава бар Рав Ханан, «мы видим, что люди делают эти вещи, и мы не пытаемся остановить их». Почему же мудрецы, которые должны внедрять жизнь столько постановлений, позволяют людям игнорировать конкретно эти запреты?

Адам Кирш

По праву рождения

4 октября 2018

Вы бы никогда не подумали, что в трактате «Шабат» будет обсуждаться обрезание. Однако 19‑я глава полностью посвящена медицинским и правовым аспектам брит милы. Связь между обрезанием и субботой заявлена в начале главы, где обсуждение общей проблемы переноса предметов в субботу переходит в обсуждение конкретной возможности переносить скальпель, необходимый для проведения обрезания. Можно ли переносить скальпель в публичном пространстве?

Адам Кирш

Неприкасаемое

13 сентября 2018

Запрещая даже дотрагиваться до определенных вещей, мудрецы надеялись тем самым предотвратить использование их, которое является нарушением законов субботы. Такого рода профилактическое законотворчество нередко встречается в Талмуде.

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

17 сентября 2018

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Леви-Ицхак из Бердичева

Кдушат Леви. Комментарий к Рош ѓа‑Шана

7 сентября 2018

В Талмуде приводится спор мудрецов: «Один говорит, что мир сотворен в нисане, а другой говорит, что мир сотворен в тишрее» (Рош ѓа‑Шана, 10б) Нисан — весенний месяц, в который евреи вышли из Египта. Тишрей — осенний месяц, на который выпадают праздники Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Суккот.

Адин Штейнзальц

Cуть еврейских праздников. Вы свидетели Мне, и Я Б‑г

20 сентября 2017

Рош ѓа‑Шана — это время суда и подведения итогов, но этот процесс не завершается в один день. Кульминацией подведения итогов является День искупления, который отделяют от Рош ѓа‑Шана десять дней покаяния («грозных дней»). Подвергнув свою душу тщательному анализу и выявив все прошлые промахи и пробелы, мы не можем остановиться и должны идти дальше.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Шавуот

29 мая 2017

Шавуот — день, когда мы вспоминаем о Даровании Торы на Синае. В Торе нет явного упоминания о связи двух событий. В двух беседах Ребе размышляет о значении события, происшедшего у горы Синай. Какой переворот в духовных возможностях человека совершила Тора? Что нового принес в мир тот первый Шавуот?