Ваера: продолжать искать

На своем жизненном пути мы должны пользоваться примерами обоих праотцев. У Авраама следует учиться тому, как принести в мир святость, свет Торы и ее заповедей. Когда мы встречаем другого человека, надо приложить все усилия для того, чтобы открыть ему Б‑жественную истину. От Ицхака мы можем научиться «откапывать колодцы» — найти добро, скрытое в каждом человеке. Не стоит довольствоваться тем, что мы научили ближнего чему‑либо. Необходимо открыть в нем веру, искры святости, в нем присутствующие.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Вайера

13 марта 2016
1 047

В этой недельной главе мы узнаем о том, что Б‑г открылся Аврааму после его обрезания. В чем же состоит значение этого события? На данный вопрос отвечает беседа Ребе, и его комментарий раскрывает особую связь между евреем и Б‑гом, которая достигается при исполнении заповеди.

Лех‑лехо: иудаизм начинается с чудес

8 ноября
3 530

Еврейский народ находится вне рамок природы. В этом его важная особенность. Она проявилась уже в том, что рождение его должно было произойти чудесным образом. И связь еврея с Б‑гом находится вне рамок разума. Поэтому родоначальник еврейского народа должен был пройти обряд заключения союза с Б‑гом еще до того, как мог что‑либо понимать и анализировать.

Джонатан Сакс

Политика надежды

«Нас объединяет общая идентичность и судьба, и мы несем коллективную ответственность за общее благо. Мы должны помнить, что общество сильно только тогда, когда оно заботится о слабых. Оно богато, если заботится о бедных. И оно неуязвимо, если заботится об уязвимых. Восстановив социальный завет, мы победим политику гнева и воссоздадим политику надежды», – убеждет раввин Сакс.

Джонатан Сакс

Дом, который мы строим вместе

30 октября

«В Европе XIX века иммигранты нашли убежище, но они осознавали, что они –посторонние, гости. Это кончилось плачевно – не в Англии, а в Германии, Австрии,Франции и других европейских странах, которые так или иначе решили, что онидействительно больше не хотят принимать еврейских гостей. Вот почему Холокостпочти не сопровождался протестом со стороны местного населения»

Джонатан Сакс

Какая связь между иудаизмом и Израилем?

23 октября

«Евреи – единственный народ, создавший на этой земле национальное государство. Все предыдущие 3000 лет эта территория была просто административным округом какой-нибудь империи со своей собственной далекой столицей. Ассирийская, вавилонская, персидская, александрийская, римская и византийская империи владели этими землями, здесь сменяли друг друга крестоносцы Священной Римской империи и мусульмане – омейяды, аббасиды, фатимиды, мамлюки, османы и, наконец,англичане. Но евреи – единственный народ, который постоянно жил на этой земле».

Джеймс Кугел. Перевод с английского Галины Шульги

Молитва о Яакове и Израиле из свитков Мертвого моря

Мы сосредоточились на том, как различные мотивы вырастали из постоянного анализа библейского текста и как изобретательны иные из них: например, объяснение, что делал Яаков в Бейт‑Эле, из Юбилеев хитроумно использует мимолетное упоминание в Библии о смерти Дворы; мотив «подъем и падение империй» точно передает все подробности сна Яакова и превращает их в послание надежды; или то, как в Завете Иуды из единственной фразы Тамар получаются две разные сцены.

Джеймс Кугел. Перевод с английского Галины Шульги

Йеуда и суд над Тамар

4 ноября

Совершенно очевидно, наш автор находился под влиянием двух противоположных трактовок. Первая стремилась как можно глубже заглянуть в мысли Йеуды: как он может быть уверен, что его не обманули, раз не было свидетелей того, как Тамар сидела у ворот? Для этого нужно только, чтобы слова «бе‑фетах эйнаим» означали настоящие городские ворота. Вторая же, предвзятая, мидрашная трактовка тех же самых слов — «открыто перед глазами», то есть Йеуда грешил «на глазах у всех». Обе эти частички экзегезиса драгоценны, даже при том, что противоречат друг другу, так что наш мидрашистски настроенный автор обе и включил.

Джеймс Кугел. Перевод с английского Галины Шульги

Грех Реувена с Билгой

17 октября

Так или иначе версия Завета Рувима содержит, как мы видели, одно потенциальное смягчающее обстоятельство: сначала он увидел, как Билга купается. Но какова во всем этом роль Билги? Не потворствовала ли она с охотой замыслам Реувена? Может быть, она желала этого слияния столь же пылко и сама подстроила все так, чтобы Реувен впал в искушение?

Составитель Ишайя Гиссер

Благословение и мир

В мире, где мода играет столь существенную роль, где сиюминутные прихоти превалируют над принципами и убеждениями, наших достойных матерей и дочерей не заботит, что скажут соседи и прохожие, увидев, что они ведут себя и строят свой дом в соответствии с законами святой Торы. И даже если «прогрессивному» наблюдателю с соответствующими идеями этот образ жизни покажется старомодным, мы, евреи, гордимся своими «старомодными», однако всегда свежими и вечными корнями и стремимся в еще большей степени уподобиться истинным и первичным «корням» еврейского народа, которых сам Всевышний назвал «царством священников и народом святым».

Составитель Ишайя Гиссер

Благословение и мир

25 октября

Мужчина и женщина подобны голове и сердцу в человеческом теле: оба органа являются жизненно важными, однако у них совершенно разные функции, и лишь при нормальной работе обоих тело будет здоровым. Это справедливо и в отношении места мужчины и женщины в еврейской жизни, а также в любом здоровом человеческом обществе. Очевидно, что сердце не должно чувствовать себя второсортным по отношению к мозгу, хотя во многом зависит от него. Так же и мозг не должен ощущать себя второсортным по отношению к сердцу, хотя во многом зависит от него.

Составитель Ишайя Гиссер

Благословение и мир

27 сентября

Наиглавнейшая миссия еврейской женщины в этом мире состоит в соблюдении законов семейной чистоты и поощрении к этому других еврейских пар, а также в укоренении прочих жизненно важных принципов еврейской семейной жизни. Ибо эта заповедь — не просто краеугольный камень святости еврейской семьи, — от нее напрямую зависит физическое и духовное благополучие детей, а ее влияние ощущается во всех еврейских поколениях.

Лех‑лехо: иудаизм начинается с чудес

Еврейский народ находится вне рамок природы. В этом его важная особенность. Она проявилась уже в том, что рождение его должно было произойти чудесным образом. И связь еврея с Б‑гом находится вне рамок разума. Поэтому родоначальник еврейского народа должен был пройти обряд заключения союза с Б‑гом еще до того, как мог что‑либо понимать и анализировать.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Лех-Леха

5 марта 2016

На первый взгляд кажется, что существует противоречие между названием недельной главы и ее содержанием. Ибо название главы, «Лех‑леха», означает, как разъясняется ниже, «иди к себе» и подразумевает продвижение Авраама к выполнению своей цели в жизни. Глава же повествует о целом ряде событий, произошедших с Авраамом, которые, казалось бы, отвлекали его от этой важной миссии. Беседа разрешает это противоречие путем глубокого анализа понятия «самореализация», или «подъем», применительно к еврею.

Двар Тора: Лех Леха. Авраам. Бороться и искать

8 ноября

Джеймс Кугел. Перевод с английского Галины Шульги

Йеуда и суд над Тамар

Совершенно очевидно, наш автор находился под влиянием двух противоположных трактовок. Первая стремилась как можно глубже заглянуть в мысли Йеуды: как он может быть уверен, что его не обманули, раз не было свидетелей того, как Тамар сидела у ворот? Для этого нужно только, чтобы слова «бе‑фетах эйнаим» означали настоящие городские ворота. Вторая же, предвзятая, мидрашная трактовка тех же самых слов — «открыто перед глазами», то есть Йеуда грешил «на глазах у всех». Обе эти частички экзегезиса драгоценны, даже при том, что противоречат друг другу, так что наш мидрашистски настроенный автор обе и включил.

Джеймс Кугел. Перевод с английского Галины Шульги

Грех Реувена с Билгой

17 октября

Так или иначе версия Завета Рувима содержит, как мы видели, одно потенциальное смягчающее обстоятельство: сначала он увидел, как Билга купается. Но какова во всем этом роль Билги? Не потворствовала ли она с охотой замыслам Реувена? Может быть, она желала этого слияния столь же пылко и сама подстроила все так, чтобы Реувен впал в искушение?

Джеймс Кугел. Перевод с английского Галины Шульги

Изнасилование Дины и месть Шимона и Леви

1 августа

Комментируя Библию, древние толкователи всегда преследовали несколько целей. Как минимум они стремились показать читателям нечто нетривиальное, нечто новое, неизвестное и непонятное остальным: «Читай по‑моему, и ты проникнешь в подлинный смысл этого текста». Чаще же у них была целая идеологическая позиция, которую они продвигали и поддерживали своими интерпретациями той или иной части Библии.В случае истории с Диной вопрос, который явно стоял на повестке дня, — это смешанные браки между евреями и неевреями.

Hoax: получить награду за всех

Поскольку грехом людей поколения потопа были отношения между собой, в рамках материального мира, то и наказание их касалось этого мира — они были сметены с лица земли. А поколение раздора, чьи грехи находились в области отношений человека с Б‑гом, было наказано не в этом мире, а в грядущем, у него нет удела в будущем. Пусть редкое единодушие в поколении раздора служило греховным целям, но само по себе оно заслуживает уважения и награды.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Ноах

30 марта 2016

Беседа объединяет два урока, которые можно извлечь из этой главы Торы. Один — добродетель Шема и Яфета, проявившаяся в том, что они прикрыли наготу своего отца и при этом не смотрели на него, второй — использование в тексте длинного эвфемизма вместо слова «нечистый», из чего мы учимся необходимости говорить деликатно.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Берешит

23 марта 2016

В библейском описании сотворения мира поражает своей загадочностью одна деталь — свет, созданный раньше всего остального, созданный тогда, когда не существовало еще ни единого творения, способного им воспользоваться. Объяснение, данное нашими мудрецами, лишь добавляет таинственности, ибо они говорят, что первозданный свет был сразу же сокрыт и предназначен «для праведников в грядущем мире». Беседа Ребе разрешает это противоречие и объясняет, какое значение имеет рассказ о сотворении мира для каждого отдельного человека и для выбора им своего жизненного пути.

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

17 сентября 2018

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Леви-Ицхак из Бердичева

Кдушат Леви. Комментарий к Рош ѓа‑Шана

7 сентября 2018

В Талмуде приводится спор мудрецов: «Один говорит, что мир сотворен в нисане, а другой говорит, что мир сотворен в тишрее» (Рош ѓа‑Шана, 10б) Нисан — весенний месяц, в который евреи вышли из Египта. Тишрей — осенний месяц, на который выпадают праздники Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Суккот.

Адин Штейнзальц

Cуть еврейских праздников. Вы свидетели Мне, и Я Б‑г

20 сентября 2017

Рош ѓа‑Шана — это время суда и подведения итогов, но этот процесс не завершается в один день. Кульминацией подведения итогов является День искупления, который отделяют от Рош ѓа‑Шана десять дней покаяния («грозных дней»). Подвергнув свою душу тщательному анализу и выявив все прошлые промахи и пробелы, мы не можем остановиться и должны идти дальше.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Шавуот

29 мая 2017

Шавуот — день, когда мы вспоминаем о Даровании Торы на Синае. В Торе нет явного упоминания о связи двух событий. В двух беседах Ребе размышляет о значении события, происшедшего у горы Синай. Какой переворот в духовных возможностях человека совершила Тора? Что нового принес в мир тот первый Шавуот?