Текст подготовил Довид Карпов

Десять дней

В Рош а-Шона вместе с трубными звуками наши сердца раскрывались навстречу Царю этого мира. Звук шофара, как крик души, идущий из самой глубины сердца, искренний и безыскусный. Потом — семь дней, наполненных покаянными молитвами, когда происходит кропотливая работа, связанная с исправлением своих недостатков. И вот в Йом Кипур мы заходим в святая святых нашей души. И для этого нам не нужны ни особые знания, ни большие заслуги — «золотые» одежды. Напротив, вход туда возможен только в «белых одеждах» чистоты и искренности.

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)

Уроки Дней трепета

26 сентября 2017

Десять дней еврейского календаря между двумя великими праздниками Рош а-Шана и Йом Кипур называются «Ямим нораим» (т. е. «Дни трепета»). Замечу, что, хотя название праздника Рош а-Шана традиционно переводится как «Новый год», этот перевод неадекватен; он не только не соответствует буквальному смыслу ивритских слов, но и неправилен по сути. Рош а-Шана – это скорее начало, главный день года («рош» на иврите – «голова», а «шана» – «год»). День, когда на Небесах происходит суд и решается судьба всего сущего на предстоящий год. А Йом Кипур – это День Искупления, пост, в который Всевышний прощает наши грехи.

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)

Cуть еврейских праздников. Услышать глас шофара

1 февраля 2016

Берл Лазар

Человек сам творец своего характера

Наши мудрецы знали о существовании проблемы еще две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна: «Есть четыре типа характера: вспыльчивый, но отходчивый, больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый, но неотходчивый — больше теряет, чем выигрывает; невспыльчивый и отходчивый благочестив, а вспыльчивый и неотходчивый — злодей».

Берл Лазар

Кассирам Г‑спода — спасибо!

18 августа

«Четыре точки зрения (на имущественные отношения) есть у людей. Тот, кто говорит: “Мое— твое, а твое — мое”, — простак; кто говорит: “Мое — мое, а твое — твое”, — обыкновенный человек, а некоторые считают, что это качество людей Сдома; кто говорит: “Мое — твое и твое — твое”, — праведник, а кто говорит: “Мое — мое и твое — мое”, — злодей».

Берл Лазар

Совершаешь поступок — подумай о последствиях

18 июня

Верующий человек знает: в мире всё не случайно, а тем более такие события, как нашествие хищников, галут и эпидемии. Рамбам особо подчеркивает, что «вера в случайность — это жестокость»: если человек думает, что какие‑то вещи происходят случайно, он будет продолжать совершать ошибки вновь и вновь. А предыдущая и сегодняшняя мишна дополняют эту мысль: то, что происходит, не просто не случайно, но подчиняется принципу «мера за меру».

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Уроки математики и квантовая физика в изучении раввинистической строгости и снисходительности

Сравнение Талмуда с квантовой физикой может показаться натянутым, но это правда, что весь данный фрагмент трактата «Псахим» можно спокойно поместить в учебник математики. И это напоминает о том, что изучение Талмуда для многих поколений еврейских юношей было также тренировкой логического мышления, а не только зубрежкой корпуса законов.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Законы Талмуда вне времени

13 мая

Мудрецы опасались, что, если позволить людям чинить дверную петлю, они воспользуются молотком, а заколачивание молотком — одна из 39 категорий работ, запрещенных в субботу. А на Храм этот запрет не распространяется, наверное, потому, что священники в Храме прекрасно знают о запрете на пользование молотком. Превентивные меры, призванные держать народ в рамках закона, необязательны к соблюдению для элиты.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Талмуд предписывает, как себя вести, исследуя определения, а не перечисляя правила

25 февраля

Рабби Йегуда доводит мысль до логического завершения: если слюна понимается как предмет, переносимый между пространствами, то во рту переносить ее нельзя. А это значит, что если ваш рот наполняется слюной, вы не можете пройти более четырех амот в публичном пространстве, не выплюнув ее прежде. У этого правила есть последствия, неприятные с гигиенической точки зрения. Только представьте себе множество людей, идущих и плюющих всю субботу напролет. Но есть и последствия, интересные в логическом смысле.

Текст подготовил Довид Карпов

Ницавим. «Вы все стоите сегодня…»

Существует древняя традиция, согласно которой в последний месяц года Всевышний сам благословляет следующий месяц, а вместе с ним и весь наступающий новый год. И Его благословение дает нам силы самим благословлять все остальные месяцы года. В чем заключается это благословение?

Двар Тора. Ницавим: Легко ли быть святым?

10 сентября

От какой заповеди зависит благополучие всего еврейского народа? Легко ли исполнять заповеди Торы? И как текущая недельная глава Торы связана с наступающими осенними праздниками? На эти и другие вопросы отвечает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Ницавим

24 февраля 2016

«Ницавим неизменно читают перед Рош а‑Шана. Это третья глава с обращением Моше к еврейскому народу: «Вы стоите сегодня все пред Б‑гом, Всесильным вашим...» Свою речь Моше адресует всем евреям, вместе взятым и отдельным группам — от «глав колен ваших» до «черпающих воду для тебя», которые также объединены воедино словами «вы все».

Эдуард Шифрин

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

Принципиальное отличие каббалы от науки — рассмотрение каббалой всего Творения целиком, где частью является наша Вселенная. В дополнение к рассмотрению взаимодействия субстанций Вселенной между собой каббала рассматривает закон, согласно которому эти субстанции существуют и управляются Всевышним. Мы осуществляем право выбора в Творении — и не свободны от его законов. Поэтому мы должны понимать эти законы, чтобы понять принципы выбора. С этой целью нам следует обратиться к Торе, пророчествам, каббале информации и физике пространства‑времени.

Эдуард Шифрин

Из чего состоит всё

14 апреля

Одним из принципиальных отличий каббалы от науки является то обстоятельство, что наука рассматривает только нашу Вселенную, а каббала охватывает все Творение, в котором наша Вселенная — лишь одна из частей. Соответственно, наука рассматривает взаимодействие сущностей нашей Вселенной между собой, а каббала, в дополнение к этому, рассматривает их взаимодействие с источником и информационными прообразами.

Эдуард Шифрин

Из чего состоит всё

6 апреля

Идея понимать «цимцум» как сокрытие была впервые выдвинута раввином Аврамом Коэном де Эррера, а поддержана и развита основателем движения «Хабад» раввином Шнеуром-Залманом из Ляд (Алтер ребе). Суть этой идеи заключается в провозглашении каббалистического дуализма, предполагающего, что Всевышний в одно и то же время трансцендентен и имманентен своему творению. Главным оппонентом этой теории выступал раввин Иммануэль Риччи. Он утверждал, что Б-жественность была удалена из пустого пространства.

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с английского Евгения Левина

Падения и кризисы

Вся Тора, во всей своей полноте и многообразии, принадлежит каждому еврею; но у каждого из нас есть свой «удел в Торе» — в ней есть темы, к которым испытываешь особую духовную близость, но есть и темы, на которые душа отзывается гораздо слабее. Не случайно наши мудрецы говорили: «Пусть человек всегда учит то, к чему влечет его сердце, как сказано: “К Торе Г‑сподней влечение его” (Теилим, 1:2)». В издательстве «Книжники» вышла книга выдающегося раввина Адина Штейнзальца, покинувшего этот мир тридцать дней назад.

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с английского Евгения Левина

Тшува в современном мире

14 мая

Культура — нечто гораздо большее, чем набор регулирующих поведение правил. Это и всеобъемлющее мировоззрение, и система взаимодействия с другими людьми. Подобно другим сложным многогранным культурам, еврейская культура далеко не всё декларирует прямо; многое остается «между строк». Как известно, сила любой культуры заключается не только в том, о чем она говорит, но и в том, о чем она предпочитает умалчивать, — и это тоже надо выучить и усвоить.

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с английского Евгения Левина

Смысл тшувы

4 мая

Искреннее сожаление о прегрешениях и осознание недостатков далеко не всегда дает желаемый результат — напротив, порой оно может породить отчаяние и фаталистический отказ от любых попыток изменить что‑нибудь. Уныние, считающееся в еврейской традиции одним из самых тяжких душевных недугов, не только не приводит к позитивным изменениям, но, наоборот, еще сильнее губит человека, который может почувствовать себя настолько ничтожным и жалким, с религиозной и нравственной точки зрения, что бессильно смирится с этим.

Текст подготовил Довид Карпов

Ки-Таво. «Когда придешь»

Цель всех тех наказаний, с которыми мы сталкиваемся в традиции, вовсе не страдания грешника, и тем более это не месть за его грехи и преступления, а путь к исправлению и духовному очищению, причем зачастую единственный.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Ки‑Таво

22 февраля 2016

Эта глава посвящена законам принесения в Храм первых плодов урожая, собранных в земле Израиля. В беседе рассматриваетcя молитва, которую читает каждый участник церемонии принесения плодов. В ней восславляеюся два чуда: избавление Яакова от Лавана и Исход из Египта.

Текст подготовил Довид Карпов

Ки-Теце. «Когда выйдешь»

28 августа

Весь наш мир — это гигантская стройплощадка, где мы строим жилище, можно сказать, царские хоромы... самому Творцу, царю этого мира! Такова конечная цель всего творения, в том виде, как ее сформулировали наши мудрецы: создать Всевышнему жилище в нижнем, материальном мире. И пока мы этой цели не достигли, мы не можем останавливаться.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Пятое

29 декабря 2019

Талмуд считает, что ханукальное чудо заключалось главным образом в возмездии народам. Потому Ѓалаха и постановляет, что ханукальные свечи должны находиться слева, а мезуза — справа. И хотя корнем этого возмездия была любовь Всевышнего к народу Израиля, все же чудо было явственнее всего в победе над нечестивым греческим царством, а понятие «победа» относится к качеству гвура.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Четвертое

28 декабря 2019

Последователи школы Шамая говорят, что в первый день Хануки следует зажигать восемь свечей, а в каждый последующий день — на одну меньше. Ведь в первый день ханукального чуда у евреев было больше радости. Последователи же школы Ѓилеля, напротив, утверждают, что у евреев того поколения главной радостью была сама заповедь зажигания Меноры. А значит, с каждым днем у них становилось все больше и больше радости от исполнения еще одной заповеди.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Третье

26 декабря 2019

Поскольку с Менорой произошло чудо, евреи увидели, что спасение от греков было наградой за заповедь зажигания Меноры и эта заповедь послужила им защитой. Поэтому они сделали из свечей память и зажгли в первый день свечу, которая напоминает нам, что чудесное спасение от врага произошло благодаря заповеди зажигания Меноры.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Второе

25 декабря 2019

Праведность Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, и его сыновей привела к тому, что в восемь дней Хануки свыше раскрылись врата милости, врата чудес и знамений, врата любви Всевышнего к Своему народу — народу Израиля, чего не случалось прежде, до дней Матитьяѓу.