Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Ваишлах». Будь собой

Покуда Яаков хотел быть Эсавом, между ними были напряженность, конфликт и соперничество. Но в ту ночь, готовясь к новой встрече с Эсавом после двадцати двух лет отсутствия дома, Яаков вступает в борьбу с самим собой; в итоге он сбрасывает личину Эсава — того, кем он хотел быть все эти годы. И это важнейший момент в жизни Яакова. Отныне он вполне удовлетворен, став самим собой. Только когда мы перестаем хотеть быть кем‑то иным, мы можем жить в мире и согласии с собой и миром.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Вайеце». Свет в темные времена

6 декабря
466

Решающие для всей жизни Яакова встречи с Г‑сподом происходят всегда между важными периодами, когда один этап завершен, а другой еще не начат, когда Яаков одинково рискует и если будет двигаться вперед, и если попробует вернуться назад. Но именно в эти моменты наибольшей уязвимости он встречает Г‑спода и находит в себе мужество продолжать путь, невзирая на все его опасности.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Тольдот». Цена молчания

29 ноября
689

Ицхак и не намеревался давать Эсаву благословение на продолжение договора с Б‑гом. Он намеревался дать каждому сыну соответствующее тому и другому благословение. И хитроумный план обмана, придуманный Ривкой и претворенный Яаковом, был вообще не нужен. Почему же Ривка этого не поняла? Потому что она и ее муж не общались друг с другом. А теперь давайте разберем последствия.

Ваишлах: дома все иначе

Рассказывают, что Межеричский Магид в юности жил в чрезвычайной бедности. Однажды к нему явился богатый еврей, присланный Баал‑Шем‑Товом. Потрясенный увиденным, он сказал праведнику: «Как вы можете так жить? Вот у меня дома мягкая мебель, хорошая еда». Магид заметил: «Это ведь у вас дома, дома все иначе. Мы сейчас не дома, мы в дороге». Все материальные блага этого мира являлись для него временной суетой, домом для него были Тора и заповеди. Это и есть настоящая подготовка к освобождению.

Двар Тора: Ваишлах. Зачем Яакову Эсав?

13 декабря

Как Яаков готовится к встрече с Эсавом после двадцатилетней разлуки? Чего боится Яаков накануне воссоединения с братом? В чем метафизический смысл их встречи? И почему эта история стала символом нереализованных надежд? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает и комментирует очередную недельную главу Торы Ваишлах.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Ваишлах

11 апреля 2016

Мы узнаем о замене имени Яакова на Исраэль (что указывает на принципиальное изменение и в характере личности). Впервые об этом поведал ангел, не сумевший его побороть (традиция сообщает: то был ангел Эсава, а сама схватка олицетворяет неизбежно предстоящую тяжелую борьбу потомков двух братьев, в которой Эсав не победит). Во второй раз говорит Всесильный: «Не Яаков должно быть впредь имя твое, а Исраэль». И тем не менее в Торе еще упоминается имя Яаков. В случае же с Авраамом после изменения его изначального имени — Авраам — оно уже никогда не повторяется в Торе. Чем это объяснить? И имеет ли это для нас значение сегодня?

Ваейце: миссия еврея

Из этой истории мы можем извлечь для себя урок об особой силе, которая дается человеку, когда он стремится привнести в мир Б-жественную святость. На каждом из нас лежит миссия выйти из святого места, «из шатров Шема и Эвера», как именуются в Торе центры Учения, в «Харан», где приходится общаться с «Лаваном Араметянином», в будничную жизнь с ее повседневными заботами. И все это для того, чтобы высвободить из обыденных предметов материального мира искры святости.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Вайеце». Свет в темные времена

6 декабря

Решающие для всей жизни Яакова встречи с Г‑сподом происходят всегда между важными периодами, когда один этап завершен, а другой еще не начат, когда Яаков одинково рискует и если будет двигаться вперед, и если попробует вернуться назад. Но именно в эти моменты наибольшей уязвимости он встречает Г‑спода и находит в себе мужество продолжать путь, невзирая на все его опасности.

Двар Тора: Вайеце. Крепка, как смерть, любовь с первого взгляда

6 декабря

Почему Яаков, впервые увидев Рахель у колодца, сразу поцеловал ее? Насколько их чувства были сильны, и почему Яаков женился не на Рахели, а на Лее? И какую роль во всем этом играют овцы? Ответы на эти вопросы ищет в недельной главе Вайеце главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Вайеце». Свет в темные времена

Решающие для всей жизни Яакова встречи с Г‑сподом происходят всегда между важными периодами, когда один этап завершен, а другой еще не начат, когда Яаков одинково рискует и если будет двигаться вперед, и если попробует вернуться назад. Но именно в эти моменты наибольшей уязвимости он встречает Г‑спода и находит в себе мужество продолжать путь, невзирая на все его опасности.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Вайеце

3 апреля 2016

Глава рассказывает о четырех женах Яакова. Согласно комментарию Раши, все они были дочерьми Лавана. Этот факт противоречит традиционному мнению, что Яаков, как Авраам и Ицхак, знал и соблюдал все заповеди Торы (хотя праотцы жили задолго до дарования ее на Синае, они знали Закон благодаря пророческому дару и соблюдали его по личному побуждению). Ведь, как известно, женитьба на сестрах Торой запрещена. Поначалу кажется, что Раши не предполагает никакого объяснения по данному вопросу. Так ли это? И разрешимо ли видимое противоречие? Оказывается, разрешимо, а из самой этой истории проистекает важная мораль.

Двар Тора: Вайеце. Крепка, как смерть, любовь с первого взгляда

6 декабря

Почему Яаков, впервые увидев Рахель у колодца, сразу поцеловал ее? Насколько их чувства были сильны, и почему Яаков женился не на Рахели, а на Лее? И какую роль во всем этом играют овцы? Ответы на эти вопросы ищет в недельной главе Вайеце главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Толдойс: гигант и младенец

Из Мидраша мы узнаем, как Ог издевался над весельем Авраама, он говорил, что «мизинцем может уничтожить сына Авраама». Всевышний тогда сказал: «Увидишь тысячи тысяч его потомков и в конце концов от них погибнешь». Мощь и сила еврейского народа коренятся в дне обрезания, когда устанавливается бесконечная связь еврея с Б-гом, и в дне бар-мицвы, когда он получает доброе начало. Перед ним стоит весь мир, который говорит ему: «Я могу уничтожить тебя одним мизинцем».

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Тольдот». Цена молчания

29 ноября

Ицхак и не намеревался давать Эсаву благословение на продолжение договора с Б‑гом. Он намеревался дать каждому сыну соответствующее тому и другому благословение. И хитроумный план обмана, придуманный Ривкой и претворенный Яаковом, был вообще не нужен. Почему же Ривка этого не поняла? Потому что она и ее муж не общались друг с другом. А теперь давайте разберем последствия.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Тольдот

26 марта 2016

В начале главы «Тольдот» приводится родословная «Ицхака, сына Авраама», а затем следует пояснение, что «Авраам родил Ицхака». Зачем нужен этот повтор? Четыре приведенных толкования представляют четыре уровня интерпретации Библии. И хотя на первый взгляд между этими толкованиями нет ничего общего, подробный разбор каждого из них доказывает, что между ними существует скрытая связь.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Тольдот». Цена молчания

Ицхак и не намеревался давать Эсаву благословение на продолжение договора с Б‑гом. Он намеревался дать каждому сыну соответствующее тому и другому благословение. И хитроумный план обмана, придуманный Ривкой и претворенный Яаковом, был вообще не нужен. Почему же Ривка этого не поняла? Потому что она и ее муж не общались друг с другом. А теперь давайте разберем последствия.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Уроки лидерства

11 октября

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.

Двар Тора: Тольдот. Ривка и Яаков. Обманывать нехорошо?

29 ноября

Что нас изумляет в истории потомков Ицхака? Почему Яаков, получив благословение отца обманным путем, остался величайшим праведником в истории еврейского народа? И при чем здесь Ривка «с кувшином на плече»? Об этом в недельной главе Торы Тольдот читает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Хаей Сара: Жизнь после жизни

Как известно, названия глав Торы очень точны и всегда тесно связаны с тем, что в них описано. Какой же смысл заложен в названии «Хаей Сара»? Истинная жизнь вечна. Она не прекращается с уходом человека из этого мира, продолжается в его потомках и, в более глобальном смысле, в событиях, происходящих в мире. С этой точки зрения именно события, происходящие после смерти, больше раскрывают смысл жизни. В этой главе, повествующей о событиях, развивавшихся после смерти Сары, нам указывается на вечность ее жизни.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Хаей Сара

19 марта 2016

Хотя глава называется «Жизнь Сары», она фактически начинается с ее смерти. Необычно и первое предложение «И было жизни Сары 100 лет и 20 лет и 7 лет — это годы жизни Сары». Почему возраст праведницы сообщается не одним числом, а тремя? И почему, лишь с малыми нюансами, дважды говорится о «жизни Сары»? Комментаторы дали этому три объяснения. Все три утверждают, что Тора здесь восхваляет Сару за ее совершенство, но каждое из них выделяет особый его аспект. А в целом мы имеем возможность убедиться на конкретном примере, как праведность возвышает человека над потоком быстротекущего времени.

Двар Тора: Хаей Сара. «Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах»

22 ноября

Как мужчине вести себя с женой? Каким образом благополучие женщины влияет на благосостояние семьи? И почему мир в доме служит основой мироздания? Ответы на эти вопросы главный редактор «Лехаима» Борух Горин ищет в текущей недельной главе Торы Хаей Сара.

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

17 сентября 2018

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Леви-Ицхак из Бердичева

Кдушат Леви. Комментарий к Рош ѓа‑Шана

7 сентября 2018

В Талмуде приводится спор мудрецов: «Один говорит, что мир сотворен в нисане, а другой говорит, что мир сотворен в тишрее» (Рош ѓа‑Шана, 10б) Нисан — весенний месяц, в который евреи вышли из Египта. Тишрей — осенний месяц, на который выпадают праздники Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Суккот.

Адин Штейнзальц

Cуть еврейских праздников. Вы свидетели Мне, и Я Б‑г

20 сентября 2017

Рош ѓа‑Шана — это время суда и подведения итогов, но этот процесс не завершается в один день. Кульминацией подведения итогов является День искупления, который отделяют от Рош ѓа‑Шана десять дней покаяния («грозных дней»). Подвергнув свою душу тщательному анализу и выявив все прошлые промахи и пробелы, мы не можем остановиться и должны идти дальше.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Шавуот

29 мая 2017

Шавуот — день, когда мы вспоминаем о Даровании Торы на Синае. В Торе нет явного упоминания о связи двух событий. В двух беседах Ребе размышляет о значении события, происшедшего у горы Синай. Какой переворот в духовных возможностях человека совершила Тора? Что нового принес в мир тот первый Шавуот?