Берл Лазар

Праведность — себе и миру

Г‑сподь дает нам много полезных даров. Но дальше все зависит от нас — от того, как эти дары мы используем. Если человек пользуется дарами Г‑сподними только для себя — результат, как правило, будет негативным, в том числе для него самого. Если же мы выбираем путь праведности — от нашего богатства, нашей силы, красоты и мудрости будет хорошо и нам самим, и окружающему миру. Даже от нашей старости будет добро — ведь люди с большим доверием относятся к советам людей опытных, умудренных годами.

Берл Лазар

Найти Тору — держаться за Тору — жить благодаря Торе

25 мая

«Учить Тору» — значит не просто сидеть за книгами, но трудиться, раскрывать тайные смыслы Торы, находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Ежедневно и ежечасно делом доказывать, что живешь по Торе, что «нашел Тору» как единственный правильный жизненный путь... С Торой есть цель, миссия, знание пути: соответственно есть вера, уверенность и оптимизм. С Торой мы, слава Б‑гу, преодолели эпидемию, с Торой мы, даст Б‑г, придем и к подлинному миру.

Берл Лазар

«Не жажди приобщиться к столу царскому»

9 февраля

Талмид хахам отправился за море, в другой город, чтобы учить людей Торе. Попутчиками его были купцы, и каждый из них похвалялся своим товаром, высокомерно поглядывая на скромно одетого еврея, ехавшего почти без багажа. Но вот беда: в море на судно напали пираты и захватили весь груз, да еще и деньги отобрали...

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Беаалотха». От боли к смирению

В Древнем мире идея, что смирение — величайшая добродетель лидера, наверняка показалась бы нелепой, почти оксюмороном. Смирения ждали от всех остальных, но только не от лидеров. Смирение и верховная власть были несовместимы. Иудаизм перевернул эту конструкцию с ног на голову. Лидеры обязаны служить другим, а не требовать, чтобы служили им. Высшей похвалой Моше было звание «эвед а‑Шем» — «слуга Б‑жий».

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Беаалотха». Одиночество и вера

27 мая 2021

Когда мы чувствуем себя одинокими, мы не одиноки, потому что то же чувство порой посещало великих героев человеческого духа — Моше, Давида, Элияу и Йону. И современных наставников — таких, как рав Кук и рабби Соловейчик. Именно одиночество дало им возможность наладить более глубокие отношения с Б‑гом. Погрузившись в глубины, они воспарили ввысь. В безмолвии своей души они встретились с Б‑гом и почувствовали, что Он заключает их в объятия.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Беаалотха

3 июня 2015

Эта недельная глава начинается с того, что Б‑г дает Аарону заповедь зажигать светильники храмовой меноры. Что символизируют менора и процесс ее зажигания? И какой пример являет служение Аарона? Эти темы раскрывает беседа.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

Пока не пришел Машиах, на земле нет ни одного человека, который был бы лишен недостатков и слабостей. И если мы не хотим, чтобы нам самим постоянно указывали на наши слабости, то, соответственно, и нам с Вами не следует подчеркивать и преувеличивать слабости окружающих. Это касается любых отношений, и прежде всего — отношений между мужем и женой.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

12 мая

Согласно нашей Торе, муж и жена являются не двумя самостоятельными сущностями, но составляют некий единый организм. Подобно тому как в человеческом теле укрепление и оздоровление одного органа безусловно положительно сказывается на других органах, так же и в браке двух евреев, женившихся по закону Моше и Израиля, то, что полезно для одного, в конце концов оказывается благом для обоих.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

10 марта

Вы, безусловно, знаете, насколько важны мир и согласие среди евреев, как это неоднократно подчеркивается в Торе. Еще большее значение Тора придает понятию «шлом байт» — миру и согласию между мужем и женой. Доходит до того, что, невзирая на святость каждого слова Торы, особенно имен Всевышнего, записанных в Торе, есть один случай, когда Всевышний Сам повелел, чтобы Его Имя было стерто и смешано с водой — ради сохранения мира между женой и мужем.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Насо». Два варианта нравственной жизни

Мы призваны Б‑гом жить в мире, а не бежать от мира; жить в обществе, а не отшельниками; стремиться к равновесию, когда требования мира тянут нас в разные стороны, не сосредоточиваться на отдельных аспектах, пренебрегая всеми остальными.

Текст подготовил Довид Карпов

Насо. «Исчисли»

5 июня 2020

Пока пан и Баал-Шем-Тов курили, ученики почтительно стояли поодаль, не смея мешать. А Баал-Шем-Тов между тем интересовался, добрый ли урожай уродился в этом году, тучен ли колос, и когда ожидается жатва. А тут и табак закончился. Вернул Баал-Шем-Тов с благодарностью хозяину его трубку и возвратился к ученикам. Шляхтич давно скрылся за поворотом, когда Баал-Шем-Тов обратился к своим ученикам. А ведь я выполнил вашу просьбу. Тот шляхтич и был Элиягу!

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Насо». Благословение любви

21 мая 2021

Коаним подавали народу пример этим публичным проявлением любви — или того, что мы сегодня назвали бы заботой об «общем благе». Тем самым они поощряли существование общества, где каждый стремился к благоденствию всех — а такое общество благословенно, потому что узы, связывающие его членов, прочны и люди ставят интересы народа в целом выше своей личной выгоды.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Бемидбар». Закон как любовь

В иудаизме закон появился раньше, чем земля, и когда евреи потеряли свою землю, закон у них остался. Это означало, что даже в изгнании евреи остались народом, а Б‑г остался их верховным правителем. Завет не утратил силу. Даже без географии у евреев была своя продолжающаяся история. Еще до того, как евреи вошли в Землю обетованную, им была дарована способность выжить за ее пределами.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Бемидбар». Общество равноправия в еврейском стиле

14 мая 2021

Если вы хотите создать справедливое и милосердное общество, начните с образования. Если вы хотите создать общество равного человеческого достоинства, гарантируйте бесплатность образования и всеобщее равное право на него. Вот идея, которую мудрецы извлекли из того факта, что мы читаем Бемидбар перед Шавуот, праздником, напоминающим, что Б‑г, даруя нашим предкам Тору, даровал ее им всем на условиях равноправия.

Текст подготовил Довид Карпов

Бемидбар. «В пустыне»

22 мая 2020

Как известно, избранность еврейского народа означает избрание его для конкретной функции — быть носителем Учения и воплощать замысел Творца в этом мире. В данном случае Всевышний выбирал для Себя «рабочие руки». Тогда на эту единственную вакантную должность претендовали 70 народов, но «повезло» (как всегда) только евреям. И подсчет «голов» как раз подчеркивает этот факт: Всевышнему необходимо было знать прежде всего точное количество работников.

Берл Лазар

Найти Тору — держаться за Тору — жить благодаря Торе

«Учить Тору» — значит не просто сидеть за книгами, но трудиться, раскрывать тайные смыслы Торы, находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Ежедневно и ежечасно делом доказывать, что живешь по Торе, что «нашел Тору» как единственный правильный жизненный путь... С Торой есть цель, миссия, знание пути: соответственно есть вера, уверенность и оптимизм. С Торой мы, слава Б‑гу, преодолели эпидемию, с Торой мы, даст Б‑г, придем и к подлинному миру.

Берл Лазар

Радость обретения знаний

28 февраля

Чтобы стать священнослужителем, надо принадлежать к роду коэнов: это, опять же, от человека не зависит. А чтобы приобрести Тору, человек должен вкладывать, вкладывать и вкладывать: время, силы, душу. Все время инвестировать, трудиться. Зато и результат выше: приобретая мудрость, человек изменяется сам, учится видеть красоту окружающего мира, развивает душу.

Берл Лазар

Не в деньгах счастье

29 декабря 2021

Тора дает счастье и тому, кто беден. Наша история знает десятки выдающихся знатоков Торы, которые жили в нищете и тяжелых испытаниях: вспомните рабби Гилеля, рабби Акиву. Но мы знаем, что люди эти были счастливы, прожили жизнь, полную духовных радостей, и оставили после себя множество учеников. Недаром сказано в Талмуде: «Уделяйте особое внимание детям бедных, ибо от них придет слово Торы».

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Бехукотай». Политика ответственности

Тора придает значение не чисто техническим индикаторам (таким, как темпы роста или абсолютный уровень благосостояния), а качеству и характеру межличностных взаимоотношений: независимость человека и его чувство собственного достоинства, то, каким образом общественный строй помогает людям встать на ноги после несчастий и дает ли он членам общества широкие возможности жить в соответствии с истиной: «Если ты кормишься трудами рук своих, счастлив ты и благо тебе»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Бегар-Бехукотай». Сила проклятия

7 мая 2021

Иудаизм — религия любви и прощения. Но в то же время это религия справедливого суда. Наказания, описанные в Торе, упомянуты в ней не потому, что Б‑г обожает наказывать, а потому, что Он хочет, чтобы мы вели себя хорошо. Вообразите страну, где есть законы, но нет наказаний. Стали бы люди соблюдать законы? Нет. Каждый предпочел бы поживиться на дармовщинку, извлечь выгоду из усилий других людей, сам ничего не вкладывая. Без наказаний нет действенного закона, а без закона нет и общества.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Бехукотай

15 мая 2016

Недельная глава «Бехукотай» начинается со слов: «Если по установлениям Моим будете вы поступать». Беседа Ребе представляет собой комментарий‑размышление по поводу именно этой фразы. Исследуются две важнейшие темы: природа изучения Торы и соотношение между верой и пониманием.

Йосеф-Ицхак Шнеерсон

«Помни, что сделал тебе Амалек»

17 марта

Когда душа стремится вырваться на волю из оков и теснин, в рабстве которых она находится, появляется Амалек и пытается охладить, затушить пламя искреннего порыва души. Дабы оттолкнуть его и сломить эту силу зла, достаточно лишь одного: напомнить себе о том, кто такой этот Амалек и каковы его злодейские намерения. Исправить Амалека невозможно, его необходимо разбить, уничтожить. И эта победа наступает благодаря раскрытию «сущностного Б-жественного света»...

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)

Cуть еврейских праздников. Пурим

16 марта

До тех пор, пока еще не наступило время видения правды воочию, у нас есть праздник Пурим — праздник войны с Амалеком, основанный не на рассудке и включающий, в частности, заповедь, которая велит отказаться от рассудочного мышления. Амалека невозможно победить при помощи разума, путем споров и убеждения. Мы должны не применять к нему рациональный подход, но подавлять и истреблять его в себе — удаляться от сомнения.

Адам Кирш

Заповедь о пребывании в сукке

20 сентября 2021

Нам заповедано исполнять заповедь о сукке, то есть в течение семи дней [праздника Суккот] жить в шалаше, как сказано: В шалашах живите семь дней, всякий житель страны в Израиле должен жить в шалаше (Ваикра, 23:42). Первый из этих [семи] дней приходится на пятнадцатое тишрея.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

15 сентября 2021

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»