Текст подготовил Довид Карпов

Берешит. «В начале»

Первая суббота после окончания осенних праздников, когда мы читаем первую главу Торы «Берешит», носит название «Шабат берешит» и занимает особое место в еврейском календаре. Если обычная суббота оказывает духовное воздействие на всю последующую неделю, то шабат берешит распространяет свое влияние на весь год. 

Двар Тора. Новый сезон. Берешит: Что в Имени?

15 октября

Как перевести самое первое слово в Торе? Что такое «Учение о Природе» и «Учение о Колеснице»? Какими инструментами пользовался Всевышний при сотворении мира? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин открывает новый цикл бесед «Двар Тора» недельной главой Берешит.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Берешит

23 марта 2016

В библейском описании сотворения мира поражает своей загадочностью одна деталь — свет, созданный раньше всего остального, созданный тогда, когда не существовало еще ни единого творения, способного им воспользоваться. Объяснение, данное нашими мудрецами, лишь добавляет таинственности, ибо они говорят, что первозданный свет был сразу же сокрыт и предназначен «для праведников в грядущем мире». Беседа Ребе разрешает это противоречие и объясняет, какое значение имеет рассказ о сотворении мира для каждого отдельного человека и для выбора им своего жизненного пути.

Берл Лазар

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

Берл Лазар

Человек сам творец своего характера

16 сентября

Наши мудрецы знали о существовании проблемы еще две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна: «Есть четыре типа характера: вспыльчивый, но отходчивый, больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый, но неотходчивый — больше теряет, чем выигрывает; невспыльчивый и отходчивый благочестив, а вспыльчивый и неотходчивый — злодей».

Берл Лазар

Испытывать, чтобы воспитывать

23 декабря 2019

В ежедневной молитве, вспоминая испытания Авраама, мы просим Б‑га, чтобы Он вспомнил о заслугах отца‑основателя нашего народа и проявил любовь к его детям, а сами в то же время напоминаем себе, что эту любовь каждый из нас должен заслужить, выполняя заповеди и заветы нашего небесного Отца.

Евгений Левин

Симхат Тора – история праздника Торы как история Торы

Если спросить московского еврея, который помнит советские времена, в чем уникальность праздника Симхат Тора, то, скорее всего, в ответ мы услышим примерно следующее: «Это был единственный день в году, когда власти разрешали нам публично выражать свое еврейство и когда многие из нас не боялись это делать». И действительно, начиная с конца 1950‑х, тысячи людей, весь год почти не вспоминавших о своем еврействе, именно в этот день заполняли немногочисленные оставшиеся синагоги, чтобы увидеть торжественное шествие со свитками Торы и потанцевать вместе с другими евреями.

Менахем Батлер

Рассказ о Симхат Тора в Лондоне в 1663 году

8 октября 2017

В конце они читают молитву за короля, чье имя они произносят по‑португальски, но молитва, как и все прочие, на еврейском. Но Б‑же мой! Там такой беспорядок, смех, игры и полное отсутствие внимания, неразбериха на протяжении всей службы, они похожи скорее на дикарей, чем на народ, знающий истинного Б‑га. Увидев такое, человек заречется когда‑либо заходить к евреям вновь. И я не видел никогда подобного и не мог представить, что в мире есть такая религия с такими абсурдными ритуалами.

Адин Штейнзальц

Праздник Суккот

2 октября

Праздник Суккот, о котором в Торе сказано: «…в шалашах поселил Я сынов Израиля…» (Ваикра, 23:43), не отмечен каким-либо событием, связанным с исходом из Египта. В те дни, когда мы празднуем Суккот, с нашими праотцами в пустыне не произошло ничего примечательного. И вообще, их жизнь в шалашах не связана с чудом и сама по себе не была значительным событием, память о котором стоило хранить на протяжении многих поколений.

Текст подготовил Довид Карпов

Везот а-браха. «И вот благословение»

Тора прошла огромный путь. И если ее письменная часть требует тщательного и скрупулезного копирования — буква в букву, знак в знак, то устная традиция, напротив, постоянно развивается и дополняется. Но, постоянно достраиваясь и обновляясь, она сохраняет неизменным свой фундамент: Тору, полученную на горе Синай. Но все, что в будущем будет открыто, — все это содержится в «той» самой Торе, которую получил для нас Моше Рабейну на горе Синай более 33 веков назад.

Двар Тора: Везот га-Браха. Стихи, написанные слезами Моше?

1 октября

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Вэзот а-Браха

15 марта 2016

В день Симхат Тора (День радости с Торой) мы завершаем годовой круг чтения Торы и начинаем его заново. Какова же связь между этим днем и читаемой главой «Браха» (Везщт а‑браха), последней в Торе? И почему праздник в честь Торы по установлению отмечают именно в этот день, а не в Шавуот, когда Тора была дана народу Израиля?

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

Каждый еврей и каждая еврейка должны понимать, что являются интегральной частью великой «корневой системы» — нашей уникальной традиции, которая началась с праотцев и праматерей и продолжала разрастаться на протяжении веков, питая и поддерживая еврейский народ, названный Всевышним «ветвью насаждения Моего, делом рук Моих для прославления».

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

1 сентября

Согласно указанию самой Торы, которую называют Торой жизни, следует действовать в соответствии со словами Писания: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир». И хотя в том, что касается иудаизма, нет и не может быть места компромиссу, для того чтобы воздействовать на ближнего и приблизить его к Торе, наибольшего и наискорейшего успеха можно добиться, лишь следуя указанному принципу. Нужно иметь достаточно терпения, чтобы говорить о еврействе снова и снова и ни в коем случае не злиться, если на первых порах от этих разговоров не будет никакого толку.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

13 августа

В большинстве случаев наша вера ослабевает отнюдь не из‑за того, что мы достигли более глубокого уровня постижения Торы в результате ее интенсивного изучения, — наоборот, утрата веры происходит тогда, когда Тора оказывается для нас помехой на пути к тем или иным физическим удовольствиям. Такова наша человеческая природа: стремясь успокоить свою совесть, мы ищем и находим изъяны в Торе Всевышнего…

Адин Штейнзальц

Праздник Суккот

Праздник Суккот, о котором в Торе сказано: «…в шалашах поселил Я сынов Израиля…» (Ваикра, 23:43), не отмечен каким-либо событием, связанным с исходом из Египта. В те дни, когда мы празднуем Суккот, с нашими праотцами в пустыне не произошло ничего примечательного. И вообще, их жизнь в шалашах не связана с чудом и сама по себе не была значительным событием, память о котором стоило хранить на протяжении многих поколений.

Йоэль Кан

«Объятия» в шалаше

18 октября 2019

Что делает еврей в сукке – праздничном шалаше? Только ли ест, пьет, отдыхает, а также учит Тору, молится?.. Нет, все его действия – даже самые обыкновенные – в сукке получают новое, необычное значение: исполнение заповеди «жить в шалаше». А самое главное, что во всем этом выражается безграничная любовь Всевышнего к Своему народу.

Марина Карпова

Суккот во времена Эзры

27 сентября 2018

С именем книжника Эзры, жившего в начале эпохи Второго храма, связана не только одноименная книга Танаха, но и многочисленные религиозные реформы, определившие дальнейший облик еврейской религии.

Эдуард Шифрин

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

Очевидно, что эволюция человека описывается не только его координатами в пространстве и времени. Понятие эволюции человека очень обширно: в него входят наши отношения со Всевышним и людьми, наши знания. Поэтому описание эволюции человека в пространстве‑времени является неполным, и необходимо определить то пространство, которое полностью описывает эволюцию человека и всего Творения.

Эдуард Шифрин

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

9 сентября

Принципиальное отличие каббалы от науки — рассмотрение каббалой всего Творения целиком, где частью является наша Вселенная. В дополнение к рассмотрению взаимодействия субстанций Вселенной между собой каббала рассматривает закон, согласно которому эти субстанции существуют и управляются Всевышним. Мы осуществляем право выбора в Творении — и не свободны от его законов. Поэтому мы должны понимать эти законы, чтобы понять принципы выбора. С этой целью нам следует обратиться к Торе, пророчествам, каббале информации и физике пространства‑времени.

Эдуард Шифрин

Из чего состоит всё

14 апреля

Одним из принципиальных отличий каббалы от науки является то обстоятельство, что наука рассматривает только нашу Вселенную, а каббала охватывает все Творение, в котором наша Вселенная — лишь одна из частей. Соответственно, наука рассматривает взаимодействие сущностей нашей Вселенной между собой, а каббала, в дополнение к этому, рассматривает их взаимодействие с источником и информационными прообразами.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

27 сентября

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Пятое

29 декабря 2019

Талмуд считает, что ханукальное чудо заключалось главным образом в возмездии народам. Потому Ѓалаха и постановляет, что ханукальные свечи должны находиться слева, а мезуза — справа. И хотя корнем этого возмездия была любовь Всевышнего к народу Израиля, все же чудо было явственнее всего в победе над нечестивым греческим царством, а понятие «победа» относится к качеству гвура.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Четвертое

28 декабря 2019

Последователи школы Шамая говорят, что в первый день Хануки следует зажигать восемь свечей, а в каждый последующий день — на одну меньше. Ведь в первый день ханукального чуда у евреев было больше радости. Последователи же школы Ѓилеля, напротив, утверждают, что у евреев того поколения главной радостью была сама заповедь зажигания Меноры. А значит, с каждым днем у них становилось все больше и больше радости от исполнения еще одной заповеди.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Третье

26 декабря 2019

Поскольку с Менорой произошло чудо, евреи увидели, что спасение от греков было наградой за заповедь зажигания Меноры и эта заповедь послужила им защитой. Поэтому они сделали из свечей память и зажгли в первый день свечу, которая напоминает нам, что чудесное спасение от врага произошло благодаря заповеди зажигания Меноры.