Текст подготовил Довид Карпов

Уроки восстания. «Корах»

Пример сыновей Кораха учит, что раскаяться никогда не поздно. Точнее, надо вовремя успеть сделать это. В свое время Рамбам постановил в качестве закона («Законы о раскаянии», 7:5): «В конце времен народ Израиля непременно раскается и вернется к Торе и заповедям — и тогда немедленно придет Избавление»!

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Корах

18 июня 2015

В этой главе говорится о восстании Кораха и его сторонников против священнического статуса Аарона и его сыновей. Какова же была в действительности цель Кораха, если, с одной стороны, он выражал протест против всего института коенов (священников) или, по крайней мере, против того, чтобы такие люди обладали каким‑либо особым статусом, а с другой — из повествования ясно, что он сам стремился занять должность Первосвященника? Какой смысл в этих двух, на первый взгляд взаимоисключающих целях?

Двар Тора. Корах: Лозунги и амбиции

25 июня

Где заканчиваются разногласия между школами еврейской мысли и начинается сектантство? Какую роль в этом играет брак между мужчиной и женщиной?  И почему в споре так важно помнить о судьбе Кораха? Одноименную недельную главу Торы читает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Текст подготовил Довид Карпов

Шлах. «Отправь»

Главная ошибка разведчиков заключалась вовсе не в том, что они стремились отговорить еврейский народ завоевывать Канаанскую землю, хотя это и было неправильно. А в том, что они претендовали на свое собственное мнение, отличное от мнения главы поколения — Моше. Вместо того чтобы направить все силы на выполнение задачи, которую поставил им Моше, как Иегошуа и Калев.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Шлах

11 июня 2015

В главе «Шлах» мы узнаем о разведчиках, посланных Моше разузнать о земле Кнаанской. Десять из двенадцати, возвратившись, рассказали неутешительное: да, земля плодородна, но ее обитатели слишком сильны, а города их слишком хорошо охраняются, чтобы евреи могли их победить...

Двар Тора. Шлах: Проблемы самооценки

18 июня

Что увидели разведчики, отправленные в Землю Израиля? Какую ошибку они допустили? И в чем был их главный грех? Ответы на эти вопросы в недельной главе Шлах ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Берл Лазар

Совершаешь поступок — подумай о последствиях

Верующий человек знает: в мире всё не случайно, а тем более такие события, как нашествие хищников, галут и эпидемии. Рамбам особо подчеркивает, что «вера в случайность — это жестокость»: если человек думает, что какие‑то вещи происходят случайно, он будет продолжать совершать ошибки вновь и вновь. А предыдущая и сегодняшняя мишна дополняют эту мысль: то, что происходит, не просто не случайно, но подчиняется принципу «мера за меру».

Берл Лазар

Почему лекарство горькое?

19 мая

Недаром предыдущий Ребе говорил, что все беды, приходящие в этот мир, суть лекарства для нас. Они нужны, чтобы человек вернулся к Б‑гу. И горечь лекарства тоже не случайна. Если ребенку дать сладкое лекарство, он будет просить еще и еще. А получит горькое — постарается сделать все, чтобы впредь в лекарстве не нуждаться.

Берл Лазар

Важно ответить на вопрос, но еще важнее ответить человеку

20 апреля

Мудрые мы или невежды? Давайте посмотрим, что говорит мишна: «Семь качеств свойственны невежде и семь мудрому: мудрый молчит в присутствии более мудрого и старшего; мудрый не перебивает другого; он не торопится с ответом на вопрос; он спрашивает по существу и точен в своих ответах; сперва отвечает на первый вопрос, потом на второй и дальше по порядку; если он чего‑то не слышал, так и скажет — “не слышал”; признаёт правду. Противоположные качества свойственны невежде».

Текст подготовил Довид Карпов

Во время разжигания светильников. «Бегаалотха»

Величие — обратная сторона скромности и смирения. Не случайно в одном из мидрашей («Ялкут Шимони») сказано, что в будущем Мошиах поднимется на крышу третьего Храма и провозгласит: «Смиренные! Пришло время вашего Избавления!» Скоро, уже в наши дни!

Двар Тора. Бегаалотха: Светить всегда, светить везде

11 июня

Что символизируют семь светильников меноры? Почему миссия возношения свечей была возложена на Аарона? На какой из вопросов отвечает недельная глава Бегаалотха — какой формы должна быть менора или как ее разжигать? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает текущую главу Торы.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Беаалотха

3 июня 2015

Эта недельная глава начинается с того, что Б‑г дает Аарону заповедь зажигать светильники храмовой меноры. Что символизируют менора и процесс ее зажигания? И какой пример являет служение Аарона? Эти темы раскрывает беседа.

Текст подготовил Довид Карпов

Насо. «Исчисли»

Пока пан и Баал-Шем-Тов курили, ученики почтительно стояли поодаль, не смея мешать. А Баал-Шем-Тов между тем интересовался, добрый ли урожай уродился в этом году, тучен ли колос, и когда ожидается жатва. А тут и табак закончился. Вернул Баал-Шем-Тов с благодарностью хозяину его трубку и возвратился к ученикам. Шляхтич давно скрылся за поворотом, когда Баал-Шем-Тов обратился к своим ученикам. А ведь я выполнил вашу просьбу. Тот шляхтич и был Элиягу!

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Насо

27 мая 2014

Эта глава включает в себя детальное описание процедуры, которую должна была пройти cота — женщина, подозреваемая мужем в нарушении супружеской верности. «Если чья‑либо жена уклонится» — эта фраза приводится в Талмуде для подтверждения слов о том, что «человек грешит, только если в него вступает дух глупости».

Двар Тора. Насо: Почему рабби Меир попросил плюнуть себе в лицо?

4 июня

Что такое супружеская измена? Деструктивно ли чувство ревности? Как восстановить мир в семье? И ради чего рабби Меир был готов поступиться честью? Ответы на эти и другие вопросы главный редактор «Лехаима» Борух Горин ищет в недельной главе Насо.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

Совершенно очевидно, что, если бы человек жил достаточно долго и имел необходимые способности, чтобы без помех и ошибок ставить всевозможные эксперименты, он, безусловно, пришел бы к тем же выводам, которые мы находим в Торе, дарованной нам Б‑гом, — о необходимости соблюдать субботу, есть только кошерное и т. д. Однако, как уже было сказано, Всевышний, в Своей бесконечной милости, оградил нас от этих хлопот, равно как и от возможных ошибок, и дал нам все результаты в готовом виде, поскольку любит всех людей, как тех, кто обладает способностями к исследованиям, так и тех, кто их лишен.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

15 мая

Тот факт, что человеческий разум неспособен понять ту или иную вещь, свидетельствует лишь о его ограниченности, а мы давно знаем, что Всевышний непостижим для тех, чье постижение зависит от органов чувств. Разумеется, мы не станем здесь возвращаться к вопросу, над которым и евреи, и неевреи бьются с начала времен и который не разрешен и сегодня. Я убежден, что верующий теряет веру вовсе не из‑за этих докучливых вопросов. Напротив, утратив веру, он пытается успокоить свою совесть, сосредоточившись на этой проблеме.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

6 февраля

В наше время, когда многие, особенно молодежь, поколебались даже в самих основах веры и сделались жертвами внешних влияний, [еврейское образование] стало особенно важным и, прежде всего, именно для девочек, поскольку всего через несколько лет от них станет зависеть то, что будет происходить в еврейских домах. Поэтому необходимо познакомить их с красотой Торы, а также с позицией Торы по поводу тех вопросов, с которыми им предстоит столкнуться в последующей жизни в качестве еврейских жен и матерей.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Талмудические абстракции живут в конкретных примерах о свечах и ласках

Утонченность речи не сводится к избежанию дурной лексики. Это также вопрос деликатности и эмпатии. Однажды Йоханан Хакука отправился в поля, чтобы посмотреть, как взошел новый урожай. Когда он вернулся в селение, его спросили, хорошо ли взошла пшеница, а он ответил: «Ячмень взошел хорошо», чтобы не разочаровывать людей известием о неурожае пшеницы. Дурные новости, учит нас Талмуд, нужно сообщать аккуратно, заботясь о пострадавшем.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Законы Талмуда вне времени

13 мая

Мудрецы опасались, что, если позволить людям чинить дверную петлю, они воспользуются молотком, а заколачивание молотком — одна из 39 категорий работ, запрещенных в субботу. А на Храм этот запрет не распространяется, наверное, потому, что священники в Храме прекрасно знают о запрете на пользование молотком. Превентивные меры, призванные держать народ в рамках закона, необязательны к соблюдению для элиты.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Талмуд предписывает, как себя вести, исследуя определения, а не перечисляя правила

25 февраля

Рабби Йегуда доводит мысль до логического завершения: если слюна понимается как предмет, переносимый между пространствами, то во рту переносить ее нельзя. А это значит, что если ваш рот наполняется слюной, вы не можете пройти более четырех амот в публичном пространстве, не выплюнув ее прежде. У этого правила есть последствия, неприятные с гигиенической точки зрения. Только представьте себе множество людей, идущих и плюющих всю субботу напролет. Но есть и последствия, интересные в логическом смысле.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Пятое

29 декабря 2019

Талмуд считает, что ханукальное чудо заключалось главным образом в возмездии народам. Потому Ѓалаха и постановляет, что ханукальные свечи должны находиться слева, а мезуза — справа. И хотя корнем этого возмездия была любовь Всевышнего к народу Израиля, все же чудо было явственнее всего в победе над нечестивым греческим царством, а понятие «победа» относится к качеству гвура.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Четвертое

28 декабря 2019

Последователи школы Шамая говорят, что в первый день Хануки следует зажигать восемь свечей, а в каждый последующий день — на одну меньше. Ведь в первый день ханукального чуда у евреев было больше радости. Последователи же школы Ѓилеля, напротив, утверждают, что у евреев того поколения главной радостью была сама заповедь зажигания Меноры. А значит, с каждым днем у них становилось все больше и больше радости от исполнения еще одной заповеди.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Третье

26 декабря 2019

Поскольку с Менорой произошло чудо, евреи увидели, что спасение от греков было наградой за заповедь зажигания Меноры и эта заповедь послужила им защитой. Поэтому они сделали из свечей память и зажгли в первый день свечу, которая напоминает нам, что чудесное спасение от врага произошло благодаря заповеди зажигания Меноры.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Второе

25 декабря 2019

Праведность Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, и его сыновей привела к тому, что в восемь дней Хануки свыше раскрылись врата милости, врата чудес и знамений, врата любви Всевышнего к Своему народу — народу Израиля, чего не случалось прежде, до дней Матитьяѓу.