Берл Лазар

Что в имени тебе моем?..

слово раввина
17 января
964

Если верующий ведет себя правильно, люди говорят: «Смотрите, какой он честный и порядочный — это потому, что Б‑г дал ему правильные заповеди». Если же, не дай Б‑г, верующий согрешил — тем самым он осквернил Имя Б‑жье в глазах окружающих. Для нас это самый страшный грех.

Берл Лазар

Единственное качество, которому не вредит крайность

24 ноября 2017
2 019

Гордыня начинается там и тогда, где и когда человек приходит к выводу, что эти хорошие черты — его личное достижение. В этот момент он неизбежно начинает гордиться собой, а на других людей, не столь «успешных», смотрит сверху вниз. И всё: он охвачен гордыней, которую Тора приравнивает к идолопоклонству.

Берл Лазар

«Лузер» — это не по‑еврейски

2 ноября 2017
4 611

Наша традиция основана на принципиально иной системе ценностей: жизнь — это служение Б‑гу, Б‑г каждому дает свое уникальное задание, которое не может выполнить никто другой. Поэтому не может быть «победителей», и тем более не может быть «лузеров». Мишна так формулирует эту истину: «Не презирай никакого человека и не считай что‑либо невозможным: ибо нет человека, у которого не было бы его часа, и нет вещи, у которой не было бы ее места».

Марина Карпова

Законы и обычаи новомесячья

Пока существовал Храм, каждое новомесячье совершалось дополнительное жертвоприношение... Поэтому рош ходеш нередко называли «малый Йом Кипур»: считалось, что в этот день можно заслужить искупление грехов, совершенных в течение месяца, и некоторые евреи даже постились накануне.

Элияу Ки-Тов

Просто третий месяц

26 мая 2017

Сиван — вавилонское название месяца, который в Торе назван просто третьим, так как он является третьим по счету с начала года после Нисана.

Нохум-Зеэв Рапопорт

Мистика Нисана

28 марта 2017

Евреи переняли у магов, колдунов и т. п. тайные знания об именах ангелов и названиях месяцев, и они, став частью нашего учения – Торы, «возвысились», перейдя из сферы зла в сферу добра. Похоже, на этот духовный процесс намекает и название первого и главного в еврейском календаре месяца – нисан.

Бен Аутвейт

University of Cambridge: Шмуэль бен Яаков: Ленинградский кодекс В19а и T‑S 10J5.15

Знаменитый Ленинградский кодекс не происходит из Каирской генизы. Невероятно изящная и снабженная позолоченными ковровыми страницами рукопись прошла через руки множества владельцев, прежде чем привлекла внимание выдающегося собирателя Авраама Фирковича. Насколько нам известно, эту рукопись никогда не сдавали в хранилище Генизы и бережно хранили целую тысячу лет.

Перевод с арамейского Меира Левинова

Свиток Хасмонеев (Свиток Антиоха)

12 декабря 2017

Все же почему Ханука не упоминается в Мишне? В нашей традиции существует два основных объяснения этому факту. Первое из них упоминает Рамбам в предисловии к собственному комментарию к Мишне: в Мишне не описывается то, что известно всем, включая самых невежественных людей. В частности, не сказано, что надо накладывать тфилин, и тому подобное. А праздник Ханука всем известен.

Сало У. Барон

Богослужение: единство в многообразии

15 ноября 2017

Калир, по‑видимому, дожил не только до освобождения Святой земли персами, но и до арабского завоевания. Это потрясшее мир событие вдохновило его на сочинение апокалиптической поэмы, в которой самый многогранный из пайтанов раскрылся в новом, полумессианском жанре.

Ицхак Бен-Реувен

События Десятого тевета в Танахе

Пост 10 тевета (в этом году 28 декабря) установлен в память о начале осады Иерусалима армией вавилонского царя Невухаднецара (на аккадском – Набу-кудурри-усур, на русском – Навуходоносор). Эта осада завершилась взятием Иерусалима, разрушением Первого храма и началом Вавилонского изгнания.

Марина Карпова

Радости месяца Тевет

19 декабря 2017

В еврейской традиции месяц тевет вспоминается в первую очередь в связи с трагическими событиями: восьмого числа по указу царя Птоломея был завершен первый в истории перевод Торы — наши мудрецы полагали это столь же трагическим событием, как создание золотого тельца; девятого умерли Эзра и Нехемья, которые вели за собой Израиль во время возвращения из вавилонского плена. А десятого тевета царь Вавилона Навуходоносор начал осаду Иерусалима, завершившуюся уничтожением города и Храма. В память обо всех этих событиях установлен пост. Однако в этой статье мы поговорим о радостных эпизодах еврейской истории, произошедших в этот месяц.

ИЦХАК СТРЕШИНСКИЙ

День всеобщего кадиша

8 января 2017

По плану Главного раввината родственники жертв Холокоста должны были записать имена погибших в особые книги памяти. Идея таких книг основывается на обычае, существовавшем в еврейском народе еще в Средние века, особенно среди ашкеназских евреев. В этих книгах сохранялись имена умерших или погибших евреев, а также описывалось разрушение еврейских общин.

Арье Ольман

Еврей и армия: оружие — позор или украшение?

Проблема службы религиозных евреев в израильской армии неоднократно обсуждалась, в том числе с алахической точки зрения. Мы рассмотрим тему «еврей и армия» с точки зрения соблюдения субботних законов, точнее, одного закона.

Адам Кирш

Яйца и младенцы

6 августа 2017

Что делать в субботу с телом, которое разлагается на солнце? Закон утверждает, что мы не можем передвигать мукце в шабат. И люди, жившие в жарком климате Палестины или Вавилонии, оказавшись в субботу с трупом на руках, начинающим разлагаться на солнце, были в трудной ситуации. Что мудрецы могут сделать с этим запретом, как разрешить передвинуть труп с солнца в тень? «Нужно положить кусок хлеба или младенца на это тело и затем убрать его», — предлагает Рава.

Александр Фейгин

Рамбам, черти, ангелы и прочие

15 сентября 2014

Михаил Туваль

О повстанцах, мучениках и евреях диаспоры в Маккавейских книгах

Первая и Вторая книги Маккавеев, наряду с трудами Иосифа Флавия, являются важнейшими источниками для изучения истории евреев и иудаизма второй половины эпохи Второго храма. Если бы эти две книги были утеряны в древности, мы бы не смогли составить сколь-либо связное и последовательное описание событий в Иудее первой и второй трети II века до н. э. — одного из важнейших формативных периодов древнееврейской истории.

Михаил Туваль

«Иудейский прозелитизм» в греко-римскую эпоху

15 декабря 2017

В отличие от христианства и ислама, классический иудаизм, как правило, не считается миссионерской религией. Иудеи готовы принять в свои ряды отдельных неевреев, желающих присоединиться к еврейскому народу и жить по законам Торы, но активным прозелитизмом они занимаются крайне редко. Но было ли так всегда?

Михаил Туваль

О древнееврейской военщине

12 декабря 2017

Переломный момент в отношении евреев к засилью чужеземцев наступил в эпоху Хасмонейских войн, спровоцированных гонениями на иудаизм в период правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана, в 60-х годах II века до н. э. Некоторые евреи предпочли пацифизм и мученическую смерть, а другие — а именно Хасмонейский клан — с оружием в руках поднялись на борьбу за свободу иудаизма. Они одержали несколько блестящих побед над врагом и вскоре добились прекращения гонений.

Марина Карпова

Радости месяца Тевет

В еврейской традиции месяц тевет вспоминается в первую очередь в связи с трагическими событиями: восьмого числа по указу царя Птоломея был завершен первый в истории перевод Торы — наши мудрецы полагали это столь же трагическим событием, как создание золотого тельца; девятого умерли Эзра и Нехемья, которые вели за собой Израиль во время возвращения из вавилонского плена. А десятого тевета царь Вавилона Навуходоносор начал осаду Иерусалима, завершившуюся уничтожением города и Храма. В память обо всех этих событиях установлен пост. Однако в этой статье мы поговорим о радостных эпизодах еврейской истории, произошедших в этот месяц.

Евгений Левин

Горький месяц хешван

24 октября 2017

Главная «горечь» мархешвана в том, что в этот месяц нет ни одного праздника, поста или иной значимой даты. На тишрей приходится Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини ацерет. В кислеве есть Ханука, в швате – Ту би-шват, в адаре – Пурим, в нисане – Песах, в ияре – Лаг ба-омер. Сиван отмечает праздник Шавуот. В месяце ав был разрушен Храм, тевету и тамузу достались общенациональные посты. Наконец, весь месяц элул посвящен подготовке к предстоящим Дням трепета. И только мархешван совсем ничем не отмечен.

Лариса Амир

Плач по тамузу

11 июля 2017

Из пяти несчастий, которые случились в самый значимый день тамуза — семнадцатый, два связаны с идолопоклонством (а еще одно — с огнем: сожжение свитка Торы). 17 тамуза был поставлен идол в Храме. Другое несчастье — то, с которого и начались все бедствия этого дня, это, конечно же, изготовление евреями золотого тельца.

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

29 сентября 2017

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Адин Штейнзальц

Cуть еврейских праздников. Вы свидетели Мне, и Я Б‑г

20 сентября 2017

Рош ѓа‑Шана — это время суда и подведения итогов, но этот процесс не завершается в один день. Кульминацией подведения итогов является День искупления, который отделяют от Рош ѓа‑Шана десять дней покаяния («грозных дней»). Подвергнув свою душу тщательному анализу и выявив все прошлые промахи и пробелы, мы не можем остановиться и должны идти дальше.

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Шавуот

29 мая 2017

Шавуот — день, когда мы вспоминаем о Даровании Торы на Синае. В Торе нет явного упоминания о связи двух событий. В двух беседах Ребе размышляет о значении события, происшедшего у горы Синай. Какой переворот в духовных возможностях человека совершила Тора? Что нового принес в мир тот первый Шавуот?

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Пурим

12 марта 2017

Тем не менее Пурим — это праздник чуда, то есть праздник раскрытия Б‑жественной воли. Беседа Ребе, разрешая кажущиеся противоречия, исследует саму идею чуда и вопрос о том, каким событием оно является — естественным или сверхъестественным. За всем этим на самом деле обнаруживается еще один вопрос, крайне актуальный для современного мышления: означает ли отсутствие сверхъестественных откровений, что время чудес уже прошло?