Берл Лазар

В ответе за себя, в ответе за других

Был человек в стране Израиля, которого звали Нехунья‑колодезник. Много лет он копал колодцы вдоль дорог в Иерусалим, чтобы евреи, которые идут молиться в Храм, не страдали от жажды. И вот однажды его дочь вышла из дому — и пропала. Нехунья бросился к верховному раввину, рабби Ханине: просил молиться за спасение ребенка. А раввин ему в ответ: успокойся, она вернется живая...

Берл Лазар

Смотреть вверх — и подниматься вверх

21 декабря 2020

Нынешней ситуации идеально соответствует сегодняшняя мишна: «Четыре типа идущих в дом учения. Тот, что идет, но не делает, его награда за то, что идет. Тот, что не идет, но делает — его награда за то, что делает. Кто идет и делает — хасид, праведник. Кто не идет и не делает — грешник».

Берл Лазар

Человек сам творец своего характера

16 сентября 2020

Наши мудрецы знали о существовании проблемы еще две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна: «Есть четыре типа характера: вспыльчивый, но отходчивый, больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый, но неотходчивый — больше теряет, чем выигрывает; невспыльчивый и отходчивый благочестив, а вспыльчивый и неотходчивый — злодей».

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

С соседом дружись, а забор городи. По‑прежнему ли так?

Мудрецы, безусловно, верили в чудеса, но они не хотели называть чудом все, что сами не могли объяснить. Логический подход мудрецов к тому, что по нынешним меркам является иррациональными верованиями, — это одна из тех вещей, что создают интеллектуальное своеобразие талмудической культуры.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Стремясь истребить двусмысленность, Талмуд переводит невидимое в видимое

19 января

Согласно рабби Йоханану, виноградины и сок — это разные сущности, а значит, сок нечистого винограда сам по себе чист. Но погодите, возражает Гемара, даже если сок изначально чист, в процессе выжимания его из винограда он неизбежно придет в соприкосновение со шкуркой виноградин, которая нечиста, и приобретет нечистоту! Но рабби Йоханан знает, как обойти эту проблему.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Создают ли американские евреи новое еврейство — или лишь предают забвению подлинное?

19 февраля

Кто‑то соблюдает кашрут дома, но при этом ест в некошерных ресторанах, кто‑то посещает субботнюю молитву, но приезжает в синагогу на машине. Вся американская еврейская жизнь состоит из компромиссов. Проявили бы мудрецы Талмуда уважение к этим обычаям — ведь это практика, установленная и поддерживаемая большинством? Или же отнеслись бы к нам как к кутеянам, которые утратили знание закона и потому нуждаются в особенной строгости, на всякий случай?

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

Парик не только является живым свидетельством неувядаемости еврейского духа, во все времена бесстрашно следующего своим законам и обычаям, но и убедительно доказывает силу еврейской женщины, готовой отстаивать свои убеждения, не поддаваясь внешним влияниям и не подчиняясь мнению других людей…

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

1 марта

Поскольку женщина является хозяйкой дома, ей оказана высокая честь: служить проводником света в еврейском доме и светить всем, кто в нем находится: мужу, детям, гостям и вообще любому, кто переступает порог ее жилища. А в качестве матери ее первейшая обязанность — «зажечь» души своих детей еще в раннем детстве, чтобы те впоследствии смогли «гореть» самостоятельно, без ее помощи.

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина

Благословение и мир

12 февраля

Тора дает нам ряд заповедей, которые, помимо всего прочего, служат вечными напоминаниями. Мезуза, помимо всего прочего, напоминает еврею, когда тот входит в дом или выходит из дома, что Б‑г, наша жизнь и наша сила, — един, как сказано в отрывке из «Шма», вложенном в мезузу. Аналогичным образом, проснувшись утром, мы произносим молитву, в которой сказано, что душа, которую Б‑г возвращает нам, — чиста. Точно так же и многие другие заповеди служат еврею напоминанием, в чем состоит истинный смысл его жизни — на всех путях своих служить Б‑гу.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к празднику Песах

В дни Песаха Израиль не в состоянии принять влияние Всевышнего, ибо он еще не очистился от скверны Египта. В Песах сыны Израиля должны взойти по духовным ступеням, ибо это время вознесения миров, обусловленное чудом обращения моря в сушу, нарушающим законы природы. И одновременно с превращением моря в сушу вопреки законам природы в нижнем, материальном мире произошел переворот понятий моря и суши во всех духовных мирах.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к Пасхальной агаде

31 марта

«Это и есть его сила» — вопреки обычной природе вещей Израиль продолжает существовать, как овца среди семидесяти волков. И об этом чуде сказано в Пасхальной агаде: «Из поколения в поколение враги восстают на нас, дабы нас уничтожить, однако Всевышний спасает нас от их рук».

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Законы чудес

30 марта

«И послал Ты знамения и чудеса фараону и всем рабам его, и всему народу страны его, ибо знал Ты, что поступали они с ними зло» (Нехемья, 9:10). За что были наказаны притеснители евреев, такие как фараон, и прочие злодеи, несмотря на то что сами гонения и невзгоды были предначертаны Всевышним?

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к Пасхальной агаде

«Это и есть его сила» — вопреки обычной природе вещей Израиль продолжает существовать, как овца среди семидесяти волков. И об этом чуде сказано в Пасхальной агаде: «Из поколения в поколение враги восстают на нас, дабы нас уничтожить, однако Всевышний спасает нас от их рук».

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Законы чудес

30 марта

«И послал Ты знамения и чудеса фараону и всем рабам его, и всему народу страны его, ибо знал Ты, что поступали они с ними зло» (Нехемья, 9:10). За что были наказаны притеснители евреев, такие как фараон, и прочие злодеи, несмотря на то что сами гонения и невзгоды были предначертаны Всевышним?

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к празднику Пурим

26 февраля

В самом деле, если бы евреи не пали с того высокого уровня, на котором находились во время дарования Торы, то они наверняка были бы способны соблюдать все законы Торы и все ее заповеди... Однако в дни Ахашвероша, когда евреи стояли на очень низкой ступени, они все же приняли Тору, тем самым показав, что они не против соблюдать ее. А раз так, то теперь они обязаны исполнять ее целиком.

Эдуард Шифрин

Теория Зла в контексте каббалы информации

Согласно положениям каббалы, чем выше «корень животной души», тем ниже она может опуститься. Имеется в виду, что души отъявленных злодеев зарождаются на уровне высокого раскрытия информации Всевышнего, то есть являются очень сильными. Это касается допотопного поколения, Фараона (периода Авраама), жителей Сдома и Аморы, Лавана, Фараона (периода Исхода), Эсава. Этот парадоксальный факт нуждается в пояснениях.

Эдуард Шифрин

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

3 февраля

Мы не можем изменить базовые законы Творения, однако нам дано право менять ход событий. Главным фактором, влияющим на наш выбор, является наша эволюция в информационном пространстве по измерениям изучения Торы и понимания Всевышнего. Чем больше мы продвигаемся по этим измерениям, тем более адекватен и эффективен наш выбор и взаимодействие с окружающим миром. Да, движущей силой нашей эволюции в информационном пространстве является план Всевышнего. Однако траектории могут быть разными.

Эдуард Шифрин

Из чего состоит всё

14 апреля 2020

Одним из принципиальных отличий каббалы от науки является то обстоятельство, что наука рассматривает только нашу Вселенную, а каббала охватывает все Творение, в котором наша Вселенная — лишь одна из частей. Соответственно, наука рассматривает взаимодействие сущностей нашей Вселенной между собой, а каббала, в дополнение к этому, рассматривает их взаимодействие с источником и информационными прообразами.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Законы чудес

«И послал Ты знамения и чудеса фараону и всем рабам его, и всему народу страны его, ибо знал Ты, что поступали они с ними зло» (Нехемья, 9:10). За что были наказаны притеснители евреев, такие как фараон, и прочие злодеи, несмотря на то что сами гонения и невзгоды были предначертаны Всевышним?

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к празднику Пурим

26 февраля

В самом деле, если бы евреи не пали с того высокого уровня, на котором находились во время дарования Торы, то они наверняка были бы способны соблюдать все законы Торы и все ее заповеди... Однако в дни Ахашвероша, когда евреи стояли на очень низкой ступени, они все же приняли Тору, тем самым показав, что они не против соблюдать ее. А раз так, то теперь они обязаны исполнять ее целиком.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

27 сентября 2020

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Пятое

15 декабря 2020

Талмуд считает, что ханукальное чудо заключалось главным образом в возмездии народам. Потому Ѓалаха и постановляет, что ханукальные свечи должны находиться слева, а мезуза — справа. И хотя корнем этого возмездия была любовь Всевышнего к народу Израиля, все же чудо было явственнее всего в победе над нечестивым греческим царством, а понятие «победа» относится к качеству гвура.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Четвертое

14 декабря 2020

Последователи школы Шамая говорят, что в первый день Хануки следует зажигать восемь свечей, а в каждый последующий день — на одну меньше. Ведь в первый день ханукального чуда у евреев было больше радости. Последователи же школы Ѓилеля, напротив, утверждают, что у евреев того поколения главной радостью была сама заповедь зажигания Меноры. А значит, с каждым днем у них становилось все больше и больше радости от исполнения еще одной заповеди.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Третье

13 декабря 2020

Поскольку с Менорой произошло чудо, евреи увидели, что спасение от греков было наградой за заповедь зажигания Меноры и эта заповедь послужила им защитой. Поэтому они сделали из свечей память и зажгли в первый день свечу, которая напоминает нам, что чудесное спасение от врага произошло благодаря заповеди зажигания Меноры.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Второе

12 декабря 2020

Праведность Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, и его сыновей привела к тому, что в восемь дней Хануки свыше раскрылись врата милости, врата чудес и знамений, врата любви Всевышнего к Своему народу — народу Израиля, чего не случалось прежде, до дней Матитьяѓу.