Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Итро». Структура идеального общества

читая тору
19 января

Спустя тридцать три столетия после того, как были дарованы впервые, Десять заповедей остаются самым простым и самым кратким руководством по созданию и сохранению идеального общества. Было перепробовано много альтернатив, и в большинстве случаев пробные попытки кончались слезами. По‑прежнему верен мудрый афоризм: «Когда все прочие способы не дали результата, прочтите инструкцию».

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Итро». Нация лидеров

14 февраля 2020

Есть одна тема, общая для «Итро» и синайского богоявления, а именно: делегирование, распределение и демократизация власти. Один только Г‑сподь может править единолично. Эту тему вводит Итро. Он приходит к своему зятю и обнаруживает, что тот управляет народом единолично. И говорит ему: «Не хорошо то, что ты делаешь» (Шмот, 18:17). Это один из всего лишь двух случаев во всей Торе, где появляются слова «не хорошо».

Менахем-Мендл Шнеерсон

Уроки Торы I. Итро

11 февраля 2016

В интерпретации событий, связанных с Дарованием Торы, есть два момента, вызвавших спор между рабби Акивой и рабби Ишмаэлем. Расхождения в мнениях этих великих мудрецов вызваны глубинными различиями в их подходе к служению Б‑гу. Вот о чем они спорят: во‑первых, что ответили Б‑гу сыны Израиля, принимая Десять заповедей, и, во‑вторых, как понимать выражение Торы, что они «видели звуки (грома)», — видели ли они звук в буквальном смысле или же только слышали его?

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Когда мудрецы Талмуда собираются на субботнюю трапезу, происходит размолвка, а из нее проистекает закон

Если вы начали трапезу в пятницу до заката, а потом начался шабат, а вы в самом разгаре ужина — что вам делать? Прервать трапезу и читать субботние молитвы или же продолжать есть, а молитвы прочесть, когда ужин закончится? Йеуда говорит, нужно прервать трапезу; Йосе, более снисходительный, считает, что этого делать не нужно.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Мы больше не живем в мире мудрецов Талмуда. Как же должен жить современный еврей?

21 декабря 2021

Мудрецы Талмуда, рассуждая о природе и строении Вселенной, ошибались не больше, чем все остальные — и в их эпоху, и еще долгое время после. Но нельзя не задуматься о том, насколько религия, соответствовавшая их Вселенной, по‑прежнему соответствует нашей, гораздо более обширной и более хаотичной, где роль человечества уменьшилась и потеряла в значимости.

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта

Согласно Талмуду, евреи в диаспоре беззащитны перед лицом своих врагов

18 октября 2021

Обжорство оценивается мудрецами как качество предосудительное и заслуживающее наказания. Но они видят в нем, скорее, нарушение общественных норм, чем собственно грех. Хороший аппетит, как и тщеславие или вспыльчивость, — человеческий недостаток, которому может оказаться подвержен даже мудрец. При этом мудрецы крайне редко умышленно преступают закон. Напротив, все, что мудрец ни делает, по определению законно, и поведение великого мудреца само по себе является алахическим образцом.

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)

«Человек – дерево полевое»

Пятнадцатое число еврейского месяца шват, Ту би-шват, на который выпадает Новый год деревьев, – день, когда подобное рассуждение особенно уместно. Ведь вековая традиция празднования этой даты подчеркивает нашу связь со Святой землей, с произрастающими на ней растениями. С этого дня зима в Стране Израиля идет на убыль и начинается весеннее пробуждение всего, что растет на ней.

Йеуда Векслер

Ту Би-Шват – новый год деревьев

21 января 2019

Что общего между человеком и деревом, если Тора приравнивает их друг к другу? Прежде всего, заметим, что не только тогда, когда нам хочется съесть плод дерева, мы вспоминаем, откуда он взялся, где вырос. Есть в году особый день: пятнадцатый день месяца шват, Новый год, Рош а-Шана деревьев. То, что у деревьев, как и у людей, есть Рош а-Шана, еще более укрепляет их дружбу. Так почему же все-таки Тора говорит, что «человек – это дерево»?

Берл Лазар

Ту Би-Шват и наши корни

10 февраля 2020

По старой еврейской традиции число 15 записывается буквами «тет» и «вав», а читается это сочетание двух букв как «Ту». Таким образом, Ту Би-Шват – это 15-й день месяца шват. Ровно середина месяца, полнолуние, долгота дня к этому времени года увеличивается более чем на два часа. Там, на родной заповеданной земле, кончился период дождей, почва подготовилась к новому урожаю. Все живое с Б-жьего благословения готово возродиться под солнечными лучами. И потому этот день называют также новым годом деревьев.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Бешалах». Лицо зла

Иудаизм проводит четкое различие между древним врагом, которого больше не существует, и злом, которое воплощал в себе этот враг, — злом, которое в любое время в любом месте может разбушеваться снова. Зло никогда не умирает и, как и свобода, требует неусыпной бдительности. Нам заповедано помнить не ради прошлого, а ради будущего, и не ради мести, а ради ее противоположности: ради мира, свободного от мести и других форм насилия.

Бешалах: песнь женщин

7 февраля 2020

Сегодня, когда по милосердию Б‑жьему еврейский народ находится в относительной безопасности, фараоновы указы одеты в духовные одежды. Нынешнего «фараона» зовут международным именем «ассимиляция». Это атмосфера, которая царит среди евреев в разных странах, завлекающая их в страшные ловушки. Если в Египте еврейских детей топили в Ниле, то сейчас мы часто позволяем утопить наших детей в водах материализма так называемой мировой цивилизации, лишая их возможности получить еврейское образование, познать мудрость Вечной Торы.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Бешалах». Устремляя взгляд к небесам

7 февраля 2020

Лидерам порой приходится смирять собственные эмоции, если они не желают деморализовать тех, кого они ведут к цели. Во время битвы против амалекитян, первого сражения, когда евреям пришлось драться за свою жизнь и свободу, Моше выпала важная роль: ему предстояло внушить людям уверенность в себе, заставив их обратить взоры к небесам.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Бо». Рассказать историю

Еврейская история — в своем роде наиболее древняя из всех, но она вечно молода, и каждый из нас — ее участник. Она сообщает нам, кто мы и кем нам следует быть согласно надеждам наших предков. Рассказывание историй — могучий инструмент нравственного воспитания. Именно в Торе содержится откровение: народ, который рассказывает своим детям историю о свободе и связанных с ней обязанностях, останется свободным, покуда человечество живет, дышит и надеется.

Двар Тора. Бо: Две первые скрипки

6 января

Были ли отношения между Моше и Аароном идеальными? Кто из братьев был главнее? И как устроен комментарий Раши? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Бо.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Бо». Далекий горизонт

31 января 2020

Вот урок, который многие культуры не сумели выучить даже по прошествии трех тысячелетий. Революции, бунты и гражданские войны все еще случаются, и люди пребывают в уверенности, что свержение тирана или демократические выборы позволят покончить с коррупцией, обрести свободу и построить правовое государство, живущее по закону. И всякий раз люди бывают удивлены и разочарованы, когда этого не происходит, а происходит лишь смена лиц в коридорах власти.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой

Недельная глава «Ваэра». Свобода воли 

Свобода в глубочайшем смысле, свобода делать то, что справедливо и угодно Г‑споду, не дается сама собой. Мы обретаем или теряем ее постепенно. Тираны в конечном счете сами навлекают на себя крах, тогда как люди, обладающие силой воли, мужеством и готовностью не соглашаться с единодушным мнением, обретают колоссальную свободу. Это и есть иудаизм: приглашение обрести свободу, сопротивляясь идолам и заманчивому зову сирен текущей эпохи.

Двар Тора. Ваэра: Не хлебом единым

30 декабря 2021

Что за «искры святости» евреи вынесли из Египта? Почему египтяне сами должны были отдать свое имущество евреям? И зачем нужно было египетское рабство? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваэра.

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского

Недельная глава «Ваэра». Преодолеть неудачи

24 января 2020

Бывают времена, когда даже величайшие люди спотыкаются. В такие моменты характер человека проходит проверку на крепость. Великие люди — не те, кто никогда не терпит неудач. А те, кто способен пережить неудачи, кто продолжает идти вперед, кто отказывается быть побежденным, кто никогда не сдается и не смиряется. Они не оставляют попыток. Они учатся на своих ошибках. Они считают неудачи полезными для опыта. И всякий раз, отказываясь признать поражение, они становятся сильнее, мудрее и решительнее. В этом смысл жизнеописания Моше в главах «Шмот» и «Ваэра».

Берл Лазар

Не в деньгах счастье

Тора дает счастье и тому, кто беден. Наша история знает десятки выдающихся знатоков Торы, которые жили в нищете и тяжелых испытаниях: вспомните рабби Гилеля, рабби Акиву. Но мы знаем, что люди эти были счастливы, прожили жизнь, полную духовных радостей, и оставили после себя множество учеников. Недаром сказано в Талмуде: «Уделяйте особое внимание детям бедных, ибо от них придет слово Торы».

Берл Лазар

Возблагодарим учителей

2 ноября 2021

Однажды Бааль‑Шем‑Тов увидел ребенка, который во время молитвы перечислял буквы алфавита. «Что ты делаешь?» — поинтересовался цадик. «Я еще мал и не знаю молитв, — ответил мальчик, — поэтому говорю Б‑гу буквы: Он мудр, Он расставит эти буквы в правильном порядке». Хасиды встретили такие наивные слова громким смехом, но Бешт их осадил: «Не смейтесь! Это пример искреннего служения и хороший урок для всех нас».

Берл Лазар

К Торе — за истинной свободой

18 октября 2021

Золотое кольцо, продетое в нос свиньи, может быть сколько угодно красивым, но это не делает красивой свинью! А для чего оно служит на самом деле? Чтобы можно было продеть в кольцо веревку и вести свинью туда, куда захотел хозяин. Хоть на бойню! Так мишна учит нас, что вседозволенность — это в лучшем случае «свобода» скота, а человеку нужна другая свобода — свобода принятия правильных решений.

Адам Кирш

Заповедь о пребывании в сукке

20 сентября 2021

Нам заповедано исполнять заповедь о сукке, то есть в течение семи дней [праздника Суккот] жить в шалаше, как сказано: В шалашах живите семь дней, всякий житель страны в Израиле должен жить в шалаше (Ваикра, 23:42). Первый из этих [семи] дней приходится на пятнадцатое тишрея.

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к Йом Кипуру

15 сентября 2021

Вероятно, именно таков смысл того, что первосвященник падал ниц в Святая святых во время службы в Йом Кипур. В этот момент первосвященник сосредоточивался на мысли, что все имеющееся у него на самом деле принадлежит Творцу. Благодаря этому обновлялись его жизненные силы, как об этом сказал рабби Акива: «Счастлив Израиль! Перед Кем (ми) вы очищаетесь и Кто (ми) вас очищает»

Рабби Леви‑Ицхак из Бердичева. Перевод с иврита Моше Когана и  Цви Канторовича

Кдушат Леви. Комментарий к Рош ѓа‑Шана

6 сентября 2021

В Талмуде приводится спор мудрецов: «Один говорит, что мир сотворен в нисане, а другой говорит, что мир сотворен в тишрее» (Рош ѓа‑Шана, 10б) Нисан — весенний месяц, в который евреи вышли из Египта. Тишрей — осенний месяц, на который выпадают праздники Рош ѓа‑Шана, Йом Кипур и Суккот.

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)

Cуть еврейских праздников. Новый год

6 сентября 2021

Словосочетание «новый год» на иврите является, до известной степени, оксюмороном. Само слово «год» (шана) указывает на повторяемость и цикличность, а слово «новый» — на изменение, выход за прежние рамки.