Единственное качество, которому не вредит крайность

Берл Лазар 24 ноября 2017
Поделиться

В последнее время мировая пресса переполнена скандальными историями, в которых замешаны влиятельные и известные персоны. Тут видный политик замешан в коррупции, там знаменитый экономист попадается на непристойном поведении, а звезда кино и телевидения использует служебное положение, чтобы унижать подчиненных…

В чем тут дело — и что делать? Наши мудрецы еще две тысячи лет назад знали ответ. Вот что говорит мишна от имени рабби Левитаса из Явне: «Смиряй свой дух до последней степени [буквально “очень и очень”], ибо надежда человека — тлен». Здесь речь не только о том, что надо стать скромным, «смирить свой дух»: надо постоянно быть скромным, «смирять свой дух» постоянно. И не просто быть скромным: нужно быть суперскромным, дойти в скромности до крайних пределов.

На первый взгляд такой максимализм кажется странным. Вспомним Рамбама: он подчеркивал, что любые крайности в характере или поведении нежелательны, а «путь мудрости» в том, чтобы придерживаться умеренности. Но тот же Рамбам указывал, что скромность все‑таки является исключением из правила: «Тот, кто <…> достигает полного смирения, называется благочестивым». И причина тут весомая: скромность — это противовес гордыни, а гордыню в человеке нужно искоренять всеми средствами. Гордыня — это грех, который Тора приравнивает к идолопоклонству: человек, охваченный гордыней, по сути отрицает Б‑га. Мало того, гордыня почти неискоренима. Человек может сколько угодно демонстрировать скромность, а потом легко вернуться к гордыне; человек способен даже саму скромность использовать как повод для гордыни!

Есть известный анекдот о богатом еврее, который хотел выдать свою дочь за самого лучшего молодого человека. Ему указали на одного такого: красавец, умница, наделен всеми талантами. Одна беда: скромности не хватает. Богач обещал отдать ему дочь и большое приданое, если тот за год научится быть скромным. Через год встречаются: молодой человек с гордостью сообщает, что научился скромности. А раз он теперь, в добавление ко всем своим достоинствам, еще и скромный, то приданое следует увеличить вдвое…

К сожалению, источник гордыни коренится в естественной и неизбежной склонности человека хорошо относиться к самому себе. Он смотрит на себя в зеркало — и ищет в своих чертах красоту, интеллект, значительность. Читает о своих предках — и радуется тому, какой у него замечательный род. Получает новые знания — и с удовлетворением судит о своем уме. Человеку свойственно искать в себе хорошие черты: с этим ничего не поделать, да и не надо. Гордыня начинается там и тогда, где и когда человек приходит к выводу, что эти хорошие черты — его личное достижение. В этот момент он неизбежно начинает гордиться собой, а на других людей, не столь «успешных», смотрит сверху вниз. И всё: он охвачен гордыней, которую Тора приравнивает к идолопоклонству.

Почему так происходит? Мишна указывает нам ответ, рассуждая о «надежде человека», которая есть тлен. Человеку свойственно надеяться прежде всего на материальные приобретения, именно они сплошь и рядом становятся мерилом успешности в этом мире. Когда человек зарабатывает много денег или строит большой дом, он считает это собственной заслугой: ведь он много работал, старался, уставал… Но сама фраза — «моя собственная заслуга» — уже свидетельствует о гордыне. Ведь на самом деле все материальные успехи — результат применения тех или иных духовных качеств — ума, таланта, энергии, а качества эти человек при всем старании сам не вырастит, их ему дает Б‑г. И это останется с человеком вечно — в этом мире и в Мире грядущем. А материальный успех, на который он так надеется, в Грядущий мир с собой не возьмешь, он обернется тленом…

В Торе сказано, что Моше был «самым скромным из всех людей». Как это удалось человеку, который был вождем своего поколения, вывел народ из рабства на свободу, удостоился лицезреть Всевышнего и получить от Него Тору? Наши мудрецы учат: Моше, конечно, отдавал себе отчет в своих достоинствах, но он знал, что все они являются даром от Б‑га. Если бы Б‑г все эти таланты дал другому, тот, возможно, сделал бы еще больше — такова была логика Моше, которая помогла ему не поддаться гордыне.

Похожую историю рассказывают о завещании Бешта. Когда он готовился покинуть этот мир, ученики просили его указать преемника, и Бешт сказал им: пойдите к тем, о ком думаете, что они достойны, и попросите совета, как победить гордыню. Те, кто даст советы, не могут быть учителями. Нужный человек — тот, кто скажет, что надо обратиться к Б‑гу.

Действительно, если мы обращаемся к Б‑гу, смотрим на себя и свои достижения в сравнении с Б‑гом, — то все, что составляет повод для нашей гордости, предстает в своем истинном и вполне ничтожном масштабе. И слава Б‑гу! — ведь именно это дает нам возможность быть счастливыми. Человек, охваченный гордыней, всегда уверен, что ему (такому умному, красивому и т. д.) чего‑то «не додано». А скромный знает: все, что у него есть, — это дар от Б‑га, а Б‑г лучше знает, что человеку на самом деле необходимо. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Лузер» — это не по‑еврейски

Наша традиция основана на принципиально иной системе ценностей: жизнь — это служение Б‑гу, Б‑г каждому дает свое уникальное задание, которое не может выполнить никто другой. Поэтому не может быть «победителей», и тем более не может быть «лузеров». Мишна так формулирует эту истину: «Не презирай никакого человека и не считай что‑либо невозможным: ибо нет человека, у которого не было бы его часа, и нет вещи, у которой не было бы ее места».

Идеалы и интересы

Жить по Торе означает не просто «жить достойно», но еще и «жить с удовольствием». Само соблюдение заповедей делает нашу жизнь лучше: соблюдение шабата и праздников дарит радость и веселье, соблюдение кашрута дарит здоровье, молитва позволяет общаться с Б‑гом, цдака дает чувство удовлетворения от того, что принес добро другим людям…