Недельная глава «Микец». Сила грез

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского 27 декабря 2019
Поделиться

Издательство «Книжники» готовит к выходу в свет книгу известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты будущего издания.

В рассказе об одном из величайших преображений в истории Йосеф превращается из узника в первого министра при фараоне. Что же такого было в Йосефе — стопроцентном чужаке для египетской культуры, еврее, человеке, который долгие годы провел в заключении по ложному обвинению в попытке изнасилования, — что позволило ему стать лидером величайшей империи Древнего мира?

У Йосефа было три таланта, каждым из которых в отдельности обладают многие люди, а всеми тремя в совокупности — единицы. Первый талант — он видел вещие сны. Поначалу мы не знаем, были ли два его отроческих сновидения — о том, как снопы его братьев кланяются ему, и том, как Солнце, Луна и одиннадцать звезд ему кланяются, — подлинным предчувствием его будущего могущества или всего лишь плодом воображения избалованного ребенка с манией величия.

Только в главе «Микец» мы получаем сведения, которые до того держались от нас в секрете. Йосеф говорит фараону, который также видел два сна: «А дважды сон фараона повторился потому, что верно это [предначертание] от Б‑га и не замедлит Б‑г исполнить его» (Берешит, 41:32). Только задним числом мы узнаем о том, что двойной сон Йосефа был знаком того, что это не плод его воображения. Йосефу и вправду было суждено стать лидером, перед которым будет преклоняться его семья.

Второй талант — как и Зигмунд Фрейд много веков спустя, Йосеф умел толковать чужие сновидения. Так, он истолковал сны виночерпия и хлебодара в темнице, а в этой главе — и сны фараона. Его толкования не были ни магией, ни чудом. В случае с виночерпием и хлебодаром он вспомнил, что через три дня у фараона был день рождения (Берешит, 40:20). В Египте существовал обычай устраивать пир в день рождения правителя и решать судьбу конкретных людей (британская церемония награждения подданных в день рождения королевы чем‑то напоминает эту традицию). Поэтому было логично предположить, что сны виночерпия и хлебодара относятся именно к этому событию и связаны с их бессознательными упованиями и страхами (см. комментарии: Ибн‑Эзра, Бехор Шора к Берешит 40:12).

Иосиф толкует сны фараона. Петер Йозеф фон Корнелиус. Фрагмент рисунка. 1816

В случае со снами фараона Йосеф мог знать древнеегипетские представления о семилетних периодах голода. Наум Сарна цитирует египетский текст эпохи правления царя Джосера (ок. XXVIII века до н. э.):

«Я пребывал в печали на Великом Троне, и все во дворце до глубины души скорбели из‑за великого бедствия, ибо Нил не наполнялся водами в течение семи лет. Урожай на полях был скуден, плоды в садах засыхали и съестные припасы истощились» Sarna N. Understanding Genesis. Tel Aviv: Schocken, 1966. P. 219. .

Но самым впечатляющим достоинством Йосефа, впрочем, был третий его дар: способность решать проблемы, о которых заранее предупреждали эти сны. Предсказав семилетний голод, он незамедлительно начал действовать, чтобы найти решение этой проблемы:

«А теперь пусть фараон выберет разумного и мудрого человека и поставит его над землей египетской. Пусть фараон отдаст распоряжение и назначит [чиновников] в стране, чтобы они взимали пятую часть [урожая] в земле египетской в семь урожайных лет. Пусть собирают все съестное в эти наступающие хорошие годы и копят хлеб под рукою фараона, храня зерно в городах. Это съестное станет запасом для страны на семь лет голода, которые наступят в земле египетской, — и страна не погибнет от голода!» (Берешит, 41:33–36).

Мы уже видели, каким прекрасным управляющим проявил себя Йосеф и в доме у Потифара, и в темнице. Именно благодаря этому дару, продемонстрированному в нужный момент, он и был поставлен над всей египетской землей.

История Йосефа учит нас, таким образом, трем принципам. Первый из них: грезить необходимо. Нельзя бояться давать волю воображению. Когда люди приходят ко мне за советом относительно лидерства, я говорю им: вашей мечте требуется время и место, а еще — воображение. В наших грезах нам открываются наши сокровенные устремления, а следовать своим устремлениям — лучший способ прожить достойную жизнь Вот один из классических текстов на эту тему: Robinson K. The Element: How Finding Your Passion Changes Everything. New York: Penguin Books, 2009. .

О мечтах часто говорят, что они бесполезны. Это не так. Предаваться мечтам — одно из самых практичных наших занятий. Есть люди, которые могут месяцами планировать свой отпуск, но ни дня не посвятить планам на жизнь. Они отдаются на волю случая и обстоятельств, их несет по жизни как листок, подхваченный порывом ветра. А это ошибка. Мудрецы говорят: «Когда мы встречаем [в Торе] слово “ваеги” (“случилось, что”), это всегда прелюдия повествования о трагедии» (Мегила, 10б). Живя по принципу «ваеги», мы пассивно позволяем событиям совершаться. Но, живя по принципу «йеги» («да будет»), мы сами инициируем события, и наши грезы указывают нам направление движения.

Теодор Герцль, которому мы больше, чем кому‑либо еще, обязаны существованием Государства Израиль, часто повторял: «Если ты чего‑то сильно желаешь, это уже не мечта». Однажды Эли Визель рассказал мне чудесную историю. Одно время Зигмунд Фрейд и Теодор Герцль жили по соседству в Вене. «Но, к счастью, — заметил Визель, — они ни разу не встретились. Ты можешь себе представить, что бы произошло, если бы они встретились? Теодор Герцль мог бы сказать: “Я мечтаю о еврейском государстве”. На что Фрейд ответил бы: “Расскажите мне, герр Герцль, как давно вас преследует это сновидение? Ложитесь на кушетку, я сейчас подвергну вас психоанализу!” Он бы излечил Герцля от его навязчивых видений, и сегодня не было бы никакого еврейского государства». К счастью, доктора не отняли у еврейского народа его мечту.

Второй принцип — лидеры интерпретируют грезы других. Они артикулируют чужие невнятные чаяния. Они находят способы выразить надежды и страхи своего поколения. Знаменитая речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» посвящена воплощению в жизнь сокровенных надежд афроамериканцев. Не сны Йосефа сделали его лидером, а сны фараона. Наши мечты направляют нас, грезы других людей открывают перед нами возможности.

И третий принцип — надо искать способ материализовать грезы, воплотить наши мечты в жизнь. Сначала следует увидеть проблему, а затем найти способ ее решения.

Ребе из Коцка однажды обратил внимание на трудности в толкованиях Раши. Раши (в комментарии к Шмот, 18:1) говорит, что имя Итро связано с корнем «йетер» («добавил»), потому что он добавил пассаж к Торе, начинающийся словами: «Выбери из народа достойных людей» (18:21). Это случилось, когда Итро увидел, что Моше в одиночку ведет людей, и сказал ему, что это нехорошо, что он изнуряет себя и народ. Поэтому ему следует выбрать достойных людей и переложить на них часть бремени лидерства.

Ребе из Коцка указывает, что данный пассаж, связанный с Итро, начинается не со слов «выбери из народа», а несколькими стихами ранее, когда он говорит: «Нехорошо то, что ты делаешь» (Шмот, 18:17). Ребе дал простое объяснение тому, почему Раши считает, что «добавление» начинается именно с 21‑го стиха. Замечание «Нехорошо то, что ты делаешь» — это еще не добавление к Торе, потому что это всего лишь формулировка проблемы. Добавление — это решение проблемы: «переложить бремя».

Хорошие лидеры либо сами грамотно решают проблемы, либо окружают себя теми, кто умеет их решать. Видеть, что что‑то пошло не так, легко. Но лидером человека делает способность найти способ все исправить. Гениальность Йосефа проявилась не в его предсказании, что за семью тучными годами последуют семь лет голода, а в том, что он создал систему хранения урожая, благодаря которой запасов продовольствия хватило на неурожайные годы.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Микейц: Сон разума порождает?

Давал ли Йосеф советы фараону или просто разгадывал его сны? Были ли эти сны знаком Всевышнего? И насколько серьезно вообще следует относиться ко снам? Ответы на эти вопросы ищет в недельной главе Микейц главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.