Неразрезанные страницы

Недельная глава «Ваэра». Преодолеть неудачи

Джонатан Сакс. Перевод с английского Олега Алякринского 24 января 2020
Поделиться

Издательство «Книжники» готовит к выходу в свет книгу известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты будущего издания.

Поначалу казалось, что миссии Моше сопутствует успех. Он опасался, что народ не поверит в него; тогда Б‑г показал ему возможность творить чудеса, побудив к действию, и приказал рассказать его брату Аарону о полученном повелении и чудесах. Моше творил чудеса перед глазами народа, и народ поверил ему. «Когда они убедились, что Г‑сподь вспомнил о сынах Израиля и увидел страдания их, то склонились и простерлись ниц» (Шмот, 4:30–31).

Но потом все пошло не так. Первое появление Моше перед фараоном имело катастрофические последствия. Фараон отказался признать Г‑спода. Он отверг просьбу Моше позволить его народу уйти в пустыню. Он усугубил тяготы жизни евреев. Они отныне должны были не только изготавливать свою норму кирпичей, но еще и сами собирать солому. И люди восстали против Моше и Аарона: «Пусть увидит Г‑сподь ваши [дела] и накажет вас! Из‑за вас фараон и его слуги духа нашего не переносят. Это вы дали им повод расправиться с нами!» (Шмот, 5:21).

Моше и Аарон вернулись к фараону с повторной просьбой. Они явили знамение — обратили посох в змея, — но на фараона это не произвело никакого впечатления. Его чародеи были способны сделать то же самое. Тогда они наслали первую казнь — и вновь фараон остался неколебим. Он не отпустил народ Израиля. И так было девять раз. Моше делал все, что было в его силах, и обнаружил, что ничто не возымело действия. Евреи по‑прежнему остались в рабстве.

Моше и Аарон у фараона Миниатюра из «Золотой агады». Каталония, 1320

Мы чувствуем, под каким давлением находится Моше. После первой неудачи, в конце главы «Шмот», он обращается к Б‑гу и горько стенает: «О Г‑сподь! Зачем Ты навел беду на этот народ? Зачем только Ты послал меня [к нему]? Ведь с тех пор, как я пришел к фараону, чтобы говорить от Твоего имени, только хуже стало этому народу. А Ты так и не избавил народ Свой!» (Шмот, 5:22–23). В главе «Ваэра», хотя Б‑г и заверил, что в конечном счете Моше ждет успех, он отвечает: «Сыны Израиля не слушают меня — как же послушает меня фараон? Ведь я косноязычен!» (Шмот, 6:12).

Тут содержится важная мысль. Лидерство часто сопряжено с неудачами. Ранним импрессионистам пришлось самим хлопотать об организации своей выставки, потому что их работы отвергали парижские салоны. Первая постановка «Весны священной» Стравинского вызвала возмущение — зрители встретили балет улюлюканьем и гулом неодобрения. Ван Гог при жизни продал только одно полотно, хотя его брат Теодор был известным торговцем картинами.

Так и с лидерами. Комментируя главу «Ваишлах», мы уже отмечали, что Линкольн и Черчилль сталкивались с бесчисленными неудачами и в отдельные периоды были чрезвычайно непопулярны. Мечта Ганди объединить мусульман и индуистов в единую нацию потерпела крах. Нельсон Мандела провел двадцать семь лет в тюрьме по обвинению в государственной измене и считался опасным смутьяном. Только в исторической перспективе их деяния представляются героическими, только оглянувшись назад, мы видим, что пережитые ими неудачи были вехами на пути к триумфу.

В нашем анализе главы «Вайеце» мы видели, что на всяком поприще, высоком или низком, религиозном или светском, лидеры проходят испытание не успехами, а поражениями. Иногда победа дается довольно легко. Обстоятельства — экономические, политические или психологические — могут оказаться благоприятными для нее. В условиях экономического бума бизнес процветает. В первые месяцы после всеобщих выборов победитель обладает имиджем успешного политика. В первый год после свадьбы большинство браков оказываются счастливыми. Для успеха в благоприятное время особых талантов не требуется.

Но потом климат меняется. Вообще‑то он всегда меняется. Вот тогда многие браки, бизнесы и политики терпят крах. Бывают времена, когда даже величайшие люди спотыкаются. В такие моменты характер человека проходит проверку на крепость. Великие люди — не те, кто никогда не терпит неудач. А те, кто способен пережить неудачи, кто продолжает идти вперед, кто отказывается быть побежденным, кто никогда не сдается и не смиряется. Они не оставляют попыток. Они учатся на своих ошибках. Они считают неудачи полезными для опыта. И всякий раз, отказываясь признать поражение, они становятся сильнее, мудрее и решительнее. В этом смысл жизнеописания Моше в главах «Шмот» и «Ваэра».

Джим Коллинз, один из выдающихся экспертов по лидерству, удачно это сформулировал:

 

Важнейший признак истинно великого человека в отличие от просто удачливого — не отсутствие трудностей, но способность после отступлений, даже после жестоких катастроф, становиться сильнее, чем прежде… Дорогу из тьмы осиливают те невероятно упрямые индивидуумы, которые по самой своей природе не склонны к капитуляции. Одно дело переживать сокрушительное поражение… и совсем другое дело — отказываться от ценностей и устремлений, которые наполняют смыслом затяжную борьбу. Поражение — не столько физическое состояние, сколько душевное переживание; успех — это падение и снова подъем, и так до бесконечности Collins J. How the Mighty Fall: And Why Some Companies Never Give In. New York: Harper Collins, 2009. P. 123.
.

 

Рабби Ицхак Хутнер однажды написал проникновенное письмо своему ученику, который был обескуражен несколькими неудачами в овладении талмудическими знаниями:

 

Неудачи, которые переживают многие из нас, случаются, когда мы уделяем слишком большое внимание достижениям великих людей. Мы рассуждаем, каким образом они смогли добиться столь полного знания в той или иной области, но забываем упомянуть о внутренней борьбе, которая прежде раздирала их изнутри. Со стороны можно подумать, будто эти люди выпорхнули из рук Создателя в состоянии совершенства…

В результате подобных размышлений амбициозный молодой человек, исполненный моральной силы и энтузиазма, встречая на своем пути препятствия и овраги, попадая то и дело на зыбкую почву, воображает, что он недостоин быть «насажденным в доме Г‑споднем» (Теилим, 92:14)…

Однако знай, мой дорогой друг, что твоя душа не пребывает в спокойствии благих намерений, но сражается в битве на стороне добра… Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Проиграй битву, но выиграй войну». Разумеется, ты споткнулся и вновь споткнешься, и во многих грядущих битвах ты получишь много ран. Тем не менее уверяю тебя, что после всех проигранных сражений ты вернешься с войны в лавровом венке победителя… Мудрейший из мудрейших сказал: «Семь раз упадет праведник и встанет» (Мишлей, 24:16). Глупцы считают, что предназначение этого стиха — научить нас, что праведник падает семь раз, но, несмотря на это, снова поднимается. Но мудрые знают, что суть тут иная: праведник встает именно потому, что он до этого упал семь раз Рабби Ицхак Хутнер. Сефер пахад Ицхак: Игрот у‑Ктувим // Гур‑Арье, Бруклин, 1981. № 128. С. 217–218.
.

 

Мысль рабби Хутнера в том, что величия нельзя достичь без поражений. Есть вершины, до которых человек не может добраться, не сорвавшись ни разу вниз.

Многие годы на моем письменном столе лежала карточка с изречением 30‑го президента США Калвина Кулиджа, которую мне прислал друг, знавший, как легко человек может утратить решимость. Вот это изречение:

«Ничто в этом мире не может заменить упорства. Не заменит его талант, ибо нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники. Не заменит упорства гениальность. Ведь непризнанный гений — самое обычное дело. И не заменит его образование: в мире полно образованных голодранцев. Всесильны только упорство и решимость».

Я бы только добавил: «И Б‑жья помощь».

Б‑г никогда не теряет веры в нас, даже если иногда мы теряем веру в себя.

А пример для подражания — это Моше, который, невзирая на все неудачи, описанные в главах «Шмот» и «Ваэра», в конечном счете стал тем, о ком было сказано: «…сто двадцать лет, когда он умер; [до самой смерти] его зрение не ослабевало, а его силы не истощались» (Дварим, 34:7).

Поражения, промедления и разочарования болезненны. Они причиняли боль даже Моше. Поэтому, если временами мы чувствуем себя обескураженными или деморализованными, важно помнить, что даже великие терпели поражения. Но они продолжали идти вперед — это и делало их великими. Дорога к успеху проходит через многие долины неудач. И другого пути нет.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Уроки Торы I. Ваэра

Моше по велению Всевышнего обратился к фараону, чтобы он выпустил еврейский народ из Египта. Но это привело только к усилению гнета евреев. Тогда Моше спрашивает Б‑га: «Зачем Ты сделал зло этому народу?» — на что получает совет следовать примеру праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, которые не задавали вопросов о сущности Б‑га. Ребе раскрывает природу их добродетели и причину вопроса Моше.

Уроки лидерства

Иудаизм был и остается великой мировой религией протеста. Герои веры не приемлют сущего. Они протестуют. Они бросают вызов самому Г‑споду. Авраам сказал: «Разве Судья всей земли не поступит по справедливости?!» (Берешит, 18:25). Моше сказал: «Зачем Ты навел беду на этот народ?» (Шмот, 5:22). Вот как Г‑сподь желает, чтобы мы отвечали. Иудаизм—это призыв Г‑спода к человеческой ответственности. Высшая награда—стать партнером Б‑га в деле сотворения мира.